Социалистический расцвет Воронежа. Глава 6
В этот период своего развития город полностью восстановился после разрушительной войны, стал добиваться новых высот в промышленности, культуре, уровне жизни, благосостояния населения.
Уже к 27 января 1966 года локомотивное депо ст. Отрожка перешло на электрическую тягу, вместо паровой. Об этом говорит стенограмма конференции: «Объем выполненных за год перевозок увеличился в полтора раза, среднесуточный пробег локомотивов возрос в 1,8 раза, средний вес грузового поезда возрос в 1,3 раза, производительность труда возросла почти в два раза, а себестоимость перевозок снижена наполовину».
Об уровне медицины в Воронеже 60-х годов можно судить из выступления профессора В.П.Радушкевича – главврача областной больницы на областной партийной конференции от 25 февраля 1966 года: «В больнице только за 1965 год лечилось 20 000 человек, сделано около 7000 операций, консультативной поликлиникой принято 120 000 больных, санитарная авиация сделала около 3000 самолетовылетов. По заключению ведущих специалистов – хирургов нашей страны, таких, как академик Вишневский, академик Петров и др., которые недавно посетили Воронеж, областная клиническая больница стоит на уровне больниц и клиник Москвы, передовых клиник Парижа, Лондона. Этой оценкой мы можем гордиться…»
О социально-экономическом развитии города за 50 лет Советской власти можно судить рапортом собрания городского актива Центральному Комитету партии от 6 ноября 1967 года: «По сравнению с 1913 годом объем промышленной продукции увеличился в 220 раз, в сравнении с 1940 годом – в четыре раза. <…> В городе, почти полностью разрушенном фашистскими захватчиками, жилой фонд в настоящее время по сравнению с 1940 годом вырос в 3 раза. Только в этом году трудящиеся города получили 5000 благоустроенных квартир».
26 декабря этого же года бюро обкома КПСС вынесло постановление о строительстве водохранилища в городе Воронеж: «Считать одной из основных задач партийных, советских и хозяйственных организаций города Воронежа осуществление строительства водохранилища». Строительство водохранилища продолжалось три с половиной года. Его заполнение началось 31 марта 1972 года.
Воронежцы даже в период мирного развития не потеряли своего желания украсить, благоустроить, поднять на новый уровень свою социалистическую Родину. 11 апреля 1970 года Воронеж затронул Всесоюзный коммунистический субботник в честь 100-летия со дня рождения В.И.Ленина. Об этом нам говорит корреспонденция газеты «Коммуна» от 14 апреля 1970 года: «В городском штабе по проведению Всесоюзного коммунистического субботника нам сообщили, что 461 470 воронежцев приняли участие в этом празднике труда. 148 258 человек встали на свои рабочие места, 313 212 были заняты благоустройством города».
Стремительно развивался не только Правобережная часть Воронежа, где находился исторический центр города, но и Левобережная. Об этом говорит стенограмма пленума горкома КПСС от 27 мая 1970 года: «В районе в короткие сроки освоены такие новые виды продукции, как каучук СКД, буровые станки для горнодобывающей промышленности. С участием коллектива ордена Ленина авиационного завода выпущен и проходит испытания сверхзвуковой авиалайнер Ту-144».
Большой честью для ВГУ стало награждение указом Президиума Верховного Совета СССР 11 февраля 1971 года: «За большие заслуги в подготовке специалистов для народного хозяйства и развитие научных исследований НАГРАДИТЬ: Орденом Ленина Воронежский Государственный Университет им. Ленинского Комсомола».
Знак качества был присвоен воронежским прессам, которые славились своей надежностью и долговечностью даже за рубежом. Об этом сообщает газета «Коммуна» от 2 мая 1971 года.
Эта же газета 9 января 1972 года сообщила воронежцам об открытии крытого рынка.
На Воронежских заводах продолжалось освоение новой промышленности. Так, 29 апреля 1972 года «Коммуна» сообщила: «На заводе горно-обогатительного оборудования освоен выпуск магнитных сепараторов модели «ПБМ-90/250». Производительность каждого переработка 140 т руды в час. Первые 12 сепараторов отгружены на днях в Болгарию».
23 ноября того же года в Воронеже открылось новое здание цирка. Это был настоящий Дворец, который мог вместить 2100 зрителей. «Общая площадь составляет 10 266 кв. м, а объем – 63 000 куб. м. Высота от манежа до купола – 18 м, равная шестнадцатиэтажному дому! Здание цирка – первое в Воронеже с вантовым покрытием…»
В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР 10 апреля 1973 года в Воронеже был вновь создан Советский район, который занимает территорию площадью 9935 га. Население района составляло 108 000 человек, на его территории размещалось 66 предприятий, на которых работало свыше 50 000 человек. В районе имелось 17 школ, 26 дошкольных учреждения. Здесь располагалось 2 поликлиники.
Воронеж был городом славы, который получал множественные награды от Советского правительства. Одной из таких является орден Отечественной войны I степени, который вручен городу Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 мая 1975 года за мужество и героизм в годы Великой Отечественной войны.
Через четыре дня после этого в Воронеже открылась новая площадь – площадь Победы. На ней установлен памятник-монумент, построенный по решению Совета Министров РСФСР. Над его созданием трудился скульптор Ф.К.Сушков, конструктор С.В.Пучков, группа архитекторов института «Воронежградпроект» под руководством Н.Ф.Гуненкова.
Воронеж не обошла мимо и главная стройка страны – строительство БАМа. Уже 16 марта 1976 года газета «Коммуна» сообщила об отправке первого отряда строительного монтажного поезда на БАМ: «Вчера утром московское радио сообщило: из Воронежа на Байкало-Амурскую магистраль отправляется строительно-монтажный поезд… В эти минуты готовый к отправлению состав из пятидесяти с лишним вагонов и платформ стоял на подъездных путях промышленной базы второго стройтреста. Издалека видны лозунги на кумаче: «Воронеж - БАМу», «Родина, БАМ построим досрочно!».
В 1977 году воронежцы принимали активное участие в обсуждении новой Конституции СССР. Об этом говорит справка Коминтерновского райкома КПСС от 26 августа 1977 года: «В районе прошло 1219 собраний по обсуждению проекта Конституции СССР. Из них 688 профсоюзных, 478 комсомольских, 53 по месту жительства».
К 60-летию Великого Октября воронежцы успешно завершили социалистическое соревнование с отличными результатами. Об этом говорит рапорт обкома партии Центральному Комитету КПСС от 27 октября 1977 года: «Коллективы промышленных предприятий, широко развернув социалистическое соревнование за достойную встречу 60-летия Великого Октября, досрочно завершили выполнение девятимесячной программы, реализовали сверхплановой продукции на 54 миллиона рублей при обязательстве – 40 миллионов. Раньше намеченного начаты летные испытания первого серийного самолета – аэробуса «Ил-86» на 350 пассажиров, налажен выпуск ЭВМ четвертого поколения на больших интегральных схемах и цветного видеомагнитофона».
Воронежское образование тоже не стояло на месте: с каждым годом все больше детей и студентов обучалось в школах, техникумах и вузах. О таких успехах в образовании и подготовке молодых кадров говорит стенограмма пленума горкома ВЛКСМ от 16 февраля 1978 года: «В 20-ти профессионально-технических учебных заведениях города ежегодно обучается около 10 000 юношей и девушек, ежегодно свыше 6000 молодых квалифицированных рабочих пополняют производственные коллективы заводов, фабрик, строек».
Воронежцы заботились о культурно-исторических памятниках, чтили память, сохраняли историю в своем городе и всей области. Для этого, решением облисполкома от 31 августа 1978 года в Воронеже была создана научно-реставрационная производственная мастерская. Об этом говорит соответствующий документ: «Создать при областном управлении культуры: хозрасчетную специальную научно-реставраторскую производственную группу; производственную группу по охране и эксплуатации памятников истории и культуры, содержащуюся на спецсредствах».
Предприятия Воронежа сотрудничали с предприятиями промышленности и строительства города Брно. Информация горкома от 19 октября 1979 года говорит, что завод СК им. Кирова поставил в 1979 году в Брно около 7000 т каучука различных марок, станкостроительный завод – 7 высокопроизводительных шлифовальных станков, шинный завод – 430 комплектов шин. Брно же, в свою очередь, поставил Воронежу высокоэффективные машины «Минерва», фирма «Конекта» оказала помощь коллективу мебельного комбината в освоении новой технологии производства мебели и др.
О лучших воронежских шинниках, которые вдохновились подвигами Героя Социалистического Труда Н.Г.Богатырева, говорит статья в газете «Коммуна» от 11 сентября 1980 года: «…Среди них: А.Агеев, В.Санников, В.Чумаченко, П.Зеленин и многие другие. А Юрий Титенко и Юрий Колесников выполнили по 7 годовых заданий…»
4 июля 1981 года легендарный аэробус «Ил-86» впервые вышел на международную линию Москва – Берлин. Об этом сообщает газета «Молодой коммунар» этого же числа: «Самолет-аэробус Ил-86 – гордость воронежских авиастроителей – вышел на свою первую международную линию Москва – Берлин. Напомним, что аэробус берет одновременно на борт 350 пассажиров, создавая им при этом в полете максимум комфорта».
Уделяя большое внимание культуре и образованию, в Воронеже в Центрально-Черноземном книжном издательстве, в сентябре 1983 года начала выходить серия «Отчий край». Об этом говорит статья из газеты «Советская культура» от 3 сентября 1983 года: «В Воронеже, в Центрально-Черноземном книжном издательстве выходит серия «Отчий край».
4 сентября 1984 года в Воронеже, на проспекте Революции в эксплуатацию вступило новое здание кукольного театра, о чем сообщила газета «Коммуна»: «Произошло настоящее чудо: на глазах изумленных воронежцев обыкновенный, ничем не примечательный внешне дом, расположенный на проспекте Революции, превратился в сказочный дворец…»
Подводя итоги развития Воронежа в 65-85 года 20-го столетия можно приложить справку областного статистического управления о социально-экономическом развитии города от 5 ноября 1984 года: «Объем промышленной продукции за десятую пятилетку возрос на 38,4%, среднегодовой темп роста – на 6,7%. За три года одиннадцатой пятилетки соответственно на 14% и 4,5%. Самыми высокими темпами рос объем производства продукции машиностроения и металлообработки. По сравнению с 1970 годом в 1975 году он увеличился в 2 раза, в 1980 году по сравнению с 1975 – в 1,8 раз и в 1983 году по сравнению с 1980 соответственно на 22,5%. В городе насчитывается 9 вузов. <…>Во всех 9 высших учебных заведениях в 1983/84 году обучалось 57,7 тыс. студентов, это в 192,3 раза больше, чем в 1913 году и в 4,7 раза больше, чем в 1939 году. В настоящее время подготовка специалистов в вузах города осуществляется примерно по 100 специальностям. <…> По данным выборочного обследования пенсионеров, по области на
1 января 1983 года среднемесячные размеры пенсий пенсионерам, которые назначены пенсии по закону о государственных пенсиях, за семилетие возросли на 24%».
8 декабря 1985 года был введен в эксплуатацию новый автодорожный Северный мост. Об этом сообщает газета «Коммуна».
10 марта 1986 года, Указом Президиума Верховного Совета СССР город Воронеж был награжден орденом Ленина: «За большие заслуги трудящихся в революционном движении, их вклад в борьбу с немецко-фашистскими захватчиками в годы Великой Отечественной войны, успехи, достигнутые в хозяйственном и культурном строительстве, и в связи с 400-летием со времени основания наградить город Воронеж орденом Ленина».
Многое было достигнуто во время социалистического расцвета города Воронеж. Рабочие, строители коммунизма не собирались сбавлять темпы, ударными силами поднимали промышленность, строительство и просвещение каждый раз на новую ступень…
Свидетельство о публикации №225051100974