С журналом Ончыко Вперёд...
"Ончыко" (в переводе с марийского – "Вперёд") – это значимый литературно-художественный и общественно-политический журнал, издающийся на марийском языке с 1926 года. Он является важной частью культурного наследия марийского народа.
История журнала началась благодаря усилиям сотрудников газеты "Йошкар кече" ("Красный день"): Сергея Элнета, Якова Майорова-Шкетана, Петра Ланова (кстати, он озвучивал песни Мустафы в кинофильме «Путёвка в жизнь») и Эчана Савинова. Именно они стали основателями нового издания. Интересно, что 31 июля 1926 года вместо очередного выпуска газеты "Йошкар кече" читатели увидели небольшой по объёму журнал.
И эта дата - 31 июля 1926 года - стало важной датой в истории марийской литературы и журналистики. Вместо привычного выпуска газеты "Йошкар кече" ("Красный день") читатели получили первый номер нового журнала под названием "У вий" ("Новая сила"). Этот подарок, доставшийся подписчикам газеты бесплатно, представлял собой 20-страничное издание, отпечатанное тиражом в 1550 экземпляров. На его страницах дебютировали произведения марийских писателей и поэтов, ставших впоследствии классиками. Читатели смогли познакомиться с рассказами Майорова-Шкетана, Эчана Савинова и Р. Онара (имеется в виду Иван Ефимович Романов, председатель Марийского представительства при Наркомнаце РСФСР, который под псевдонимом Р. Онар опубликовал рассказ «Т;редме жап» («Время жатвы») в литературном журнале «У вий» («Новая сила»), насладиться стихами Николая Мухина, Петра Ланова и Сергея Элнета, а также окунуться в мир марийского фольклора, благодаря опубликованным народным песням. Выход "У вий" ознаменовал новый этап в развитии марийской культуры и литературы, предоставив площадку для молодых талантов и способствуя распространению марийского языка и культуры.
Этот первый выпуск "У вий" стал своеобразным манифестом новой марийской интеллигенции, заявившей о себе во весь голос.
Журнал не просто публиковал литературные произведения, он формировал культурное пространство, в котором марийский язык и самосознание получали поддержку и развитие. "У вий" стал платформой для дискуссий о будущем марийской культуры, о роли литературы в строительстве нового общества. На его страницах обсуждались вопросы национальной идентичности, образования, развития сельского хозяйства и промышленности в Марийской автономной области.
Несмотря на скромный тираж, журнал быстро завоевал популярность среди марийской интеллигенции, учителей, студентов и всех, кто интересовался развитием национальной культуры. Он стал своеобразным мостом между городом и деревней, донося до сельских жителей новые идеи и знания, а также публикуя произведения, отражающие их жизнь и чаяния. "У вий" не ограничивался только художественной литературой и поэзией. В нем публиковались статьи по истории, этнографии, лингвистике, а также критические обзоры и рецензии на новые книги и спектакли. Журнал стремился охватить все сферы жизни марийского общества, способствуя его культурному и интеллектуальному развитию.
В последующие годы "У вий" стал настоящей кузницей кадров для марийской литературы и журналистики. Многие известные писатели и поэты начинали свой творческий путь именно на его страницах. Журнал продолжал публиковать произведения, отражающие жизнь марийского народа, его историю, культуру и традиции, играя важную роль в сохранении и развитии марийского языка и самосознания. Он стал символом новой эпохи в марийской культуре, эпохи, когда марийский народ заявил о себе как о равноправном участнике строительства нового общества.
Смена названия на "Ончыко" произошла позже, и это название, символизирующее движение вперед, прогресс и развитие, оказалось более емким и отражающим суть издания. Журнал быстро завоевал популярность среди марийской интеллигенции и широкого круга читателей, став площадкой для публикации произведений марийских писателей, поэтов, драматургов и публицистов. На его страницах поднимались актуальные вопросы общественной жизни, культуры, образования и языка. "Ончыко" сыграл огромную роль в сохранении и развитии марийской литературы, языка и культуры в целом, особенно в сложные периоды истории. Он стал своеобразной летописью жизни марийского народа, отражая его радости и печали, достижения и трудности. На страницах журнала публиковались как признанные мастера слова, так и начинающие авторы, что способствовало появлению новых талантов и формированию литературной традиции. "Ончыко" и сегодня продолжает свою важную миссию, оставаясь одним из главных центров марийской культуры и литературы.
История этого журнала, отражающая перипетии времени, началась в далеком прошлом. В 1936 году «Йошкар кече» сменил формат и стал альманахом, получив трогательное название «Пиалан илыш», что в переводе означает «Счастливая жизнь». Однако мирная жизнь была прервана войной, и в 1941 году журнал стал выходить под патриотическим названием «Родина верч» – «За Родину».
Послевоенное время принесло новые перемены. В 1946 году журнал был переименован в «Марий альманах», а затем, в 1949 году, вернулся к своему прежнему, оптимистичному названию «Пиалан илыш».
Наконец, в 1954 году журнал обрел свое нынешнее имя – «Ончыко», что означает «Вперёд». Это название, символизирующее движение в будущее, закрепилось за изданием на долгие годы.
За свою долгую и плодотворную историю журнал был отмечен высокой наградой – 4 января 1987 года он был удостоен ордена «Знак Почёта».
К июлю 2020 года, за 95 лет существования, журнал выпустил в свет 685 номеров, став настоящей летописью жизни и культуры марийского народа. (На сегодняшний момент увидел свет 743 номера журнала).
«Ончыко» стал не просто журналом, а зеркалом, отражающим духовные искания, культурные традиции и социальные изменения марийского народа. На его страницах находили приют произведения писателей, поэтов, публицистов, краеведов, художников, музыкантов, чьи голоса формировали общественное мнение и вдохновляли на созидание. Журнал стал кузницей талантов, открывая новые имена и поддерживая уже признанных мастеров слова и кисти.
В разные годы на страницах «Ончыко» публиковались произведения, ставшие классикой марийской литературы, поднимались острые социальные вопросы, велись дискуссии о будущем народа и его культуре. Журнал не боялся экспериментировать, искать новые формы и жанры, оставаясь при этом верным своим корням и традициям. Он был и остается площадкой для диалога между поколениями, местом, где встречаются прошлое, настоящее и будущее марийского народа.
Редакция журнала, состоящая из преданных своему делу профессионалов, в основном членов Союза писателей СССР, всегда стремилась к тому, чтобы «Ончыко» был интересен и полезен каждому читателю. Они тщательно отбирали материалы, заботились о качестве языка и оформления, следили за тем, чтобы журнал оставался актуальным и востребованным. Благодаря их усилиям «Ончыко» выдержал испытание временем, сохранив свою значимость и авторитет в культурной жизни республики.
И сегодня, продолжая славные традиции, журнал «Ончыко» смотрит в будущее с оптимизмом, стремясь быть верным своему названию – «Вперёд!». Он продолжает освещать важные события в жизни марийского народа, поддерживать талантливую молодежь, сохранять и развивать богатую культуру и язык. «Ончыко» – это не просто журнал, это часть истории, часть души марийского народа, его надежда и вера в светлое будущее.
Именно эта преемственность, эта неразрывная связь с прошлым и устремленность в будущее, делает «Ончыко» не просто периодическим изданием, а живым организмом, пульсирующим в ритме жизни марийского народа. Он – свидетель эпох, летописец судеб, хранитель памяти. На его страницах можно найти отражение радостей и горестей, побед и поражений, надежд и разочарований, всего того, что составляет ткань человеческого бытия.
«Ончыко» – это не только литература и публицистика, это еще и искусство. На его страницах находили свое место репродукции картин марийских художников, фотографии, запечатлевшие красоту родного края, иллюстрации, оживлявшие литературные произведения. Журнал всегда уделял большое внимание визуальной составляющей, понимая, что она играет важную роль в формировании эстетического вкуса читателей и в популяризации марийской культуры.
Основными рубриками журнала «Ончыко» являются: проза, детская проза, поэзия, драматургия, финно-угорский мир, из блокнота журналиста, мост дружбы, критика, писатель и время, родная земля, марийские традиции, жизневорот (жизненные виражи), соцветие культуры, театр, мир науки, жизнь и политика, народные традиции, мир искусства, журнал и читатели, дорога знаний, мир литературы и т.д. (в этом году появилась новая рубрика: Великой Победе – слава!)
Особое место в истории «Ончыко» занимают имена тех, кто стоял у истоков его создания, кто своим талантом и энтузиазмом вдохнул в него жизнь. Это писатели, поэты, журналисты, редакторы, художники, чьи имена золотыми буквами вписаны в историю марийской литературы и культуры. Их творчество, опубликованное на страницах журнала, стало достоянием народа, источником вдохновения для новых поколений.
Сегодня, в эпоху глобализации и информационных технологий, когда печатные издания переживают не самые лучшие времена, «Ончыко» продолжает оставаться востребованным и любимым читателями. Он сумел адаптироваться к новым условиям, сохранив при этом свою самобытность и верность своим принципам. Журнал активно использует возможности интернета, расширяя свою аудиторию и привлекая новых авторов.
«Ончыко» – это не просто журнал, это символ марийской культуры, ее гордость и надежда. Он продолжает свой путь, освещая дорогу в будущее, вдохновляя на созидание и сохраняя связь времен. И пока бьется сердце марийского народа, пока живет его язык и культура, будет жить и «Ончыко», неся свет знаний и вдохновения своим читателям. Он будет и дальше служить мостом между поколениями, площадкой для диалога и местом, где каждый может найти частичку своей души. Ведь «Ончыко» – это больше, чем просто журнал, это часть нас самих.
На протяжении своей истории журнал имел несколько главных редакторов, каждый из которых внес свой вклад в его развитие. Вот список тех, кто возглавлял редакцию именно журнала «Ончыко»:
• 1954–1961: Василий Столяров (известный также под псевдонимом Юксерн)
• 1961–1972: Ахмет Асылбаев
• 1972–1974: Валентин Колумб
• 1975–1984: Семён Николаев
• 1984–1988: Александр Юзыкайн
• 1988–2017: Анатолий Тимиркаев
• с 2017 года: Игорь Попов
И о каждом из них можно рассказывать очень долго. Например, Василий Юксерн, участник ВОв, в литературу пришёл в конце 30-х годов прошлого столетия. Вначале занимался художественными переводами, на марийский перевел русских, украинских, белорусских, писателей других народов, в том числе повесть Н. Островского «Рождённые бурей». В послевоенные годы писал повести, рассказы, романы. Лауреат Гос-й премии Мар.АССР (1975), народный писатель Мар АССР (1978), почётный гражданин г.Йошкар-Олы (1996). Награжден орденами и медалями.
Или, например, Ахмет Асаев (Асылбаев) родился в 1912г. в Башкирии, окончил Бирский педтехникум, в 1935 – Марийский пединститут. Его дипломная работа, посвященная творчеству М.Шкетана, была напечатана в журнале «У вий». После вуза работал инструктором Марийского обкома ВЛКСМ, затем директором педтехникума, старшим преподавателем Марийского пединститута. В 1942 году призван в Красную Армию, но вскоре откомиссовали по состоянию здоровья (плохое зрение). Вернувшись в Йошкар-Олу, с 1943г. заведовал Марийским книжным издательством. Писал художественные произведения под псевдонимом А. Асаев. В Союзе писателей СССР с 1943 года. Автор романа, нескольких пьес, повестей и рассказов. За заслуги в развитии марийской литературы и печати награжден Почетными грамотами Президиума Верховного Совета Мар АССР и Республики Марий Эл. Заслуженный работник культуры Мар АССР (1982). И так о каждом главном редакторе…
Каждый из этих руководителей, несомненно, определял лицо журнала в свой период. Василий Столяров-Юксерн, стоявший у истоков, заложил фундамент и традиции издания. Ахмет Асылбаев (Асаев) продолжил его дело, укрепляя позиции журнала в литературном пространстве. Краткий, но яркий период Колумба привнес свежие веяния и экспериментаторский дух. Семён Николаев, возглавлявший редакцию почти десятилетие, обеспечил стабильность и преемственность. Александр Юзыкайн, сменивший его, акцентировал внимание на новых темах и проблемах, волнующих марийское общество. Дольше всех у руля стоял Анатолий Тимиркаев, чье руководство ознаменовалось значительным периодом развития и адаптации к меняющимся социально-политическим условиям. И, наконец, Игорь Попов, принявший эстафету в XXI веке, несомненно, сталкивается с новыми вызовами, связанными с цифровизацией и необходимостью привлечения молодой аудитории. Журнал, оставаясь верным своим корням, продолжает играть важную роль в сохранении и развитии марийской культуры и языка, являясь площадкой для писателей, поэтов и публицистов, пишущих на марийском и русском языках. Он служит мостом между поколениями, передавая богатую историю и традиции народа мари.
Именно благодаря этим людям, их видению и неустанной работе, журнал смог выстоять и сохранить свою актуальность на протяжении десятилетий. Каждый из них, будучи сам частью марийской культуры, понимал важность сохранения и популяризации родного языка, литературы и традиций. Они поддерживали молодых авторов, давали им возможность публиковаться и находить своего читателя. В архивах журнала хранятся имена многих известных марийских писателей и поэтов, чьи первые публикации состоялись именно на его страницах.
Журнал всегда был не просто литературным изданием, но и своеобразной летописью жизни марийского народа. На его страницах отражались важные события, происходившие в республике и за ее пределами, публиковались исследования по истории, этнографии и культуре мари. Он становился площадкой для дискуссий о насущных проблемах, волнующих общество.
В сложные периоды истории, когда марийский язык и культура подвергались давлению, журнал становился одним из немногих оплотов, где сохранялась и развивалась национальная идентичность. Он продолжал издаваться на марийском языке, публиковал произведения, воспевающие красоту родного края, рассказывающие о жизни и традициях народа мари.
Сегодня, в эпоху глобализации и информационных технологий, журнал сталкивается с новыми вызовами. Необходимо адаптироваться к меняющимся потребностям читателей, использовать современные технологии для привлечения молодой аудитории. Но, несмотря на все трудности, журнал продолжает оставаться важным культурным центром, объединяющим людей, неравнодушных к судьбе марийского народа. Он по-прежнему является площадкой для писателей, поэтов и публицистов, пишущих на марийском и русском языках, и продолжает играть важную роль в сохранении и развитии марийской культуры и языка. Будущее журнала зависит от того, насколько успешно он сможет сочетать верность традициям и инновационный подход, оставаясь верным своим читателям и привлекая новых.
31 июля следующего года мы будем отмечать знаменательную дату – 100-летие со дня выхода первого номера журнала "Ончыко" ("Вперед"). Этот марийский литературно-художественный и общественно-политический журнал, появившийся на свет в 1926 году, сыграл огромную роль в развитии марийской культуры, литературы и общественной мысли. Юбилей "Ончыко" – это не просто повод вспомнить историю, но и возможность оценить вклад журнала в сохранение и популяризацию марийского языка и культуры, а также в формирование национальной идентичности.
В преддверии этой важной даты необходимо активизировать усилия по популяризации журнала "Ончыко" среди широкой общественности, особенно среди молодежи. Важно рассказать о его богатой истории, о писателях и поэтах, чьи имена впервые прозвучали на его страницах, о тех дискуссиях и идеях, которые формировали марийское общество на протяжении десятилетий. Организация тематических выставок, конференций, литературных вечеров, публикация статей и исследований, посвященных истории и современному состоянию журнала, – все это поможет привлечь внимание к "Ончыко" и его роли в культурной жизни республики.
Не менее важно и переосмысление наследия журнала в контексте современных вызовов и задач. "Ончыко" всегда был площадкой для обсуждения актуальных вопросов, касающихся развития марийского языка, культуры, образования и экономики. Сегодня, когда глобализация и информационные технологии оказывают огромное влияние на все сферы жизни, необходимо использовать опыт журнала для поиска новых путей сохранения и развития марийской идентичности, для укрепления связей между поколениями и для продвижения марийской культуры в мировом пространстве. Юбилей "Ончыко" – это шанс вдохнуть новую жизнь в журнал, сделать его еще более актуальным и востребованным, превратить его в мощный инструмент для развития марийского народа.
Журнал пользуется популярностью среди читателей в Республике Марий Эл, а также в регионах, где компактно проживает народ мари за пределами республики.
Свидетельство о публикации №225051201053