Ко вдове в Сарепту Сидонскую
Читая Деяния Апостольские, обращаешь внимание на такие слова: «и все они были единодушно вместе» (Деян.2:1). И правда, первые христиане представляли из себя дружные общины единомышленников, которые постоянно собирались вместе для чтения слова Божия.
Существует такой грех, как тайноядение – когда человек ест что-то втихаря. Сам Христос называет Себя и Своё учение хлебом живым, сшедшим с небес, пищей нетления (Ин.6:51). И действительно, иной раз хочется разделить эту великую радость откровения слова Божия с кем-то еще, кроме четырех стен. В которых ты послушно запирался от лишних взоров, в клети дома своего, молясь Отцу Небесному тайно, дабы Он воздал тебе явно (Мф.6:6).
Но известно, что служители Божии постоянно совершенствуются, возрастая в меру возраста Христова, стремясь уподобиться Христу (Еф.4:13). Христос непрестанно проповедовал, молился и призывал своих учеников всегда быть с Ним. Конечно, зачастую Он уходил в места пустынные и молился один: одиночество – великое благо, и лишать его себя не стоит (Лк.5:16). Мы не призываем молиться долго напоказ, как фарисеи. Но наверняка в вашем окружении есть простые добрые люди, к которым особенно расположено ваше сердце, среди тех же прихожан, которые охладели в вере, и которым необходим небольшой курс катехизации (Мф.10:6). Например, какая-нибудь всеми оставленная вдова, которая кроме своего огорода света белого не видит, и в церкви появляется лишь по большим праздникам, и то с недовольным лицом. При этом вы знаете, что это добрейшей души человек, который сделал вам много добра, так что вам нечем даже воздать. Но ведь мы христиане, и у нас есть величайшее благо на земле – Слово Божие. «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» (Ин.1:1,14). Обратите внимание – обитало с «нами», видели «мы». «Иерусалим зиждемый яко град, eмуже причастие eго вкупе» (Пс.121:3). Везде речь идет о собрании.
«Целый год собирались они в церкви и учили немалое число людей, и ученики в Антиохии в первый раз стали называться Христианами» (Деян.11:26).
Вспомним, как Христос возлежал на вечере с учениками, ел с мытарями и грешниками. Неужели речь идет об обычном застолье, пирушке со всякими сластями и снедями? Разумеется, нет. Очевидно, что Христос вкушал с теми же блудницами сокровенную манну – слово Божие, исполняясь благодатью посредством чтения и обсуждения Священных Писаний. И вы, да, вы, можете так же! Это же так просто – в один прекрасный день взять с собой в гости карманное Евангелие, Апостол, Ветхий Завет, Псалтирь. И, вооружившись таким образом с ног до головы, облекшись в шлем слова Божия, вместо вредных сладостей принести унывающей вдове «новое», а вернее хорошо забытое старое учение, привнести немного красок в ее угасающую жизнь. «Сего ради всяк книжник, научився Царствию Небесному, подобен есть человеку домовиту, иже износит от сокровища своего новая и ветхая» (Мф.13:52). «Вот наступают дни, говорит Господь Бог, когда Я пошлю на землю голод, – не голод хлеба, не жажду воды, но жажду слышания слов Господних» (Ам.8:11). «Поистине говорю вам: много вдов было в Израиле во дни Илии, когда заключено было небо три года и шесть месяцев, так что сделался большой голод по всей земле, и ни к одной из них не был послан Илия, а только ко вдове в Сарепту Сидонскую» (Лк.4:25-26).
«Сластолюбивая вдова заживо умерла» – можно начать свою проповедь с порога, цитируя апостола (1Тим.5:6). Затем предложить вдове приготовить место для чтения в светлой горнице, сесть поудобнее. И, о чудо, вдруг всякое стеснение между вами пропадет, как только вы начнете транслировать благодать Божию посредством чтения Священных книг. «Отверзох уста и привлекох Дух» (Пс.118:131). Внезапно вы осознаете, для чего были все эти годы томлений, унылого вычитывания неудобоваримых текстов, об которые можно было язык сломать, этой абракадабры и белиберды, как иной раз вам казалось в минуты уныния. Едва начав читать, вы почувствуете себя в своей тарелке, в своей стихии. Столь знакомые до боли слова Евангелия неожиданно оживут, приобретут еще более ясный смысл, вы будете читать Благую весть, как в открытой книге, особенно глубоко осмысливая текст и усиленно пытаясь передать смысл близкому человеку, снимая покров неведения. «Но умы их ослеплены: ибо то же самое покрывало доныне остается неснятым при чтении Ветхого Завета, потому что оно снимается Христом» (2Кор.3:14). Неожиданно в памяти всплывут цитаты и толкования Святых отцов, которые вы урывками прятали в память. И после мелодичного чтения двух-трех глав вы уже будете мило беседовать с вдовой, лаконично разъясняя ей смысл слов Христа, и сами для себя открывая новые грани. Чтение вслух ближним – это удивительная практика, к которой все мы призваны, ведь Церковь Христова – Церковь Апостольская. Мы должны подражать Христу и Его преемникам-апостолам – царскому священству. «Но вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» (1Пет.2:9). Недаром Великим постом каждый желающий может свободно читать стоя вслух у аналоя Святое Евангелие, а на Пасху – и Апостола. Откроем вам маленький секрет: святые отцы благословляют человека читать Священные писания в любое время в храме, когда он испытывает особенно сильную духовную брань, близок к падению, и одиночество для него уже не полезно, но во вред. Стены храма располагают к принятию Божественных откровений, священному вдохновению. Служение ангелов целиком и полностью подчинено Завету, Закону Божию – Слову Божию, написанному на скрижалях наших сердец. Когда чтение Священных Писаний становится вашим образом жизни, и вы читаете их на всякое время и на всяком месте, в разных состояниях преодолевая духовное напряжение – ваша мысль необычайно усиливается, и вы становитесь способны силой Божией влиять на события жизни, свою судьбу и судьбы других людей. «Народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет» (Мф.4:16). Евангелие – это свет, а вдова в горнице – это удобнейший «пациент» для проповеди.
Просто представьте, в какую рутину превратилась ее жизнь: все эти свечи, панихиды, говения и разговления. «Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?» (Лк.18:8). Согласитесь, глядя на многих прихожан, сильно сомневаешься, имеют ли они хоть какое-то ведение в священных предметах. Вот наша задача – просвещать друг друга. Это ведь так интересно! Такие совместные чтения сильно вдохновят вас самих в домашней обстановке изучать Библию еще внимательнее. Вам будет легче поддерживать в себе непрестанное горение Духа, когда вы будете предвкушать очередную духовную беседу и чтение в уютных гостях. Во время чтения вы ощутите необычайные эмпатию, душевное тепло к ближнему, который «в слух уха послушаша вас» (Пс.17:45) . В такие моменты сердце с сердцем говорит, как часто говорил схиигумен Савва Остапенко в своих проповедях.
Вскоре вы почувствуете духовную связь с облагодетельствованным вами человеком на расстоянии, ощутите силу его молитвы. «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф.18:20). Обратите внимание, здесь речи уже нет об одиночестве – все мы призваны в Царствие Небесное, а там нет места одиночеству. Сонм святых, сонм ангелов – везде мы видим собрание во имя Господа. А взять, например, Церковь. Ведь в ней священник читает не в одиночестве – он читает молитвы и Библию для большого собрания верных, оглашенных и даже язычников – для всех!
А представьте, какое утешение такое чтение для болящих!
«И кто напоит одного из малых сих только чашею холодной воды, во имя ученика, истинно говорю вам, не потеряет награды своей» (Мф.10:42).
Кстати, не забудьте в гости взять с собой святой воды, дабы добавить её во все сосуды, канистры с питьевой водой, имеющиеся в доме. Это важно, тогда человек становится более удобовосприимчив к восприятию благодати Слова Божия и ваших молитв, настраивается на одну с вами волну. (...Масло масляное…(Мф.25:4). Когда вы из недели в неделю будете прилежно читать человеку вслух Священные Писания, он в конце концов почувствует себя вашим должником. Видя, как вы стараетесь и распинаетесь, и даже не понимая половины внушаемых вами слов, он посчитает невозможным для себя не пойти в церковь, ради вас и ваших усилий.
«И опять помолился: и небо дало дождь, и земля произрастила плод свой. Братия! если кто из вас уклонится от истины, и обратит кто его, пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов» (Иак.5:18-20).
И вскоре вы с улыбкой будете наблюдать за вновь воцерковленным вами человеком, как он будет отпрашиваться у вас посидеть с виноватой улыбкой, а потом скажет вашу любимую фразу решительно – «я не могу больше» – и сердито рухнет на лавку. Как приятно узнавать себя и свой ропот по отношению к Христу в других людях! Все ваши мучения и были необходимой подготовкой, чтобы вы отлично разбирались в психологии людей и могли направлять их на тесный путь, как некогда направлял вас Дух Святый, Церковь, когда вы действовали по наитию, блуждая в потемках, как слепой котенок, натыкаясь на одни и те же грабли и отчаянно мяукая, пытаясь вызвать к себе жалость.
Читать стоя вслух Евангелие, Апостол, книгу пророка Исайи, «Исход» на Пасху, ведь «песах» это исход – вот прекрасная практика. Что может быть прекраснее! Вы почувствуете себя в роли земного ангела и небесного человека, совершенствуясь в служению Христу и обращении ближних. Ваше духовное познание станет стремительным, вы будете схватывать информацию на лету и тут же применять её на практике, придумывая множество своих фишек. Так вы незаметно, исподволь, станете почти настоящим доморощенным апостолом, и вас будет угнетать лишь одна мысль: как бы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным (1Кор.9:27). Действиельно, как можно рассказывать о смертном грехе – блуде, и самому страдать тем же недугом? Это совершенно невозможно. Если некогда вы, втайне проповедуя четырем стенам, легко соглашались на грех, ведь под крышей кто увидит – то теперь всё будет иначе. Вам невыносимо будет ощущать себя балаболом, который говорит, а сам не исполняет. Таким образом, у вас появится дополнительный мощный сдерживающий фактор, удерживающий вас от греха. Вы начнете играючи преодолевать такие искушения, которые некогда казались вам недосягаемой преградой, невыполнимой миссией. Два простых слова – «смертный грех», «смерть» и «балабол», буду удерживать вас от падения железной уздой – помяните это слово. Дар слова по Иоанну Златоусту есть Божий дар, талант, не принадлежащий человеку. И горе нерадивому рабу, истратившему его всуе, зарывшему в землю. Мы словесное стадо Господа, и должны пастись на полях книг, и силой одного лишь слова изводить сидящих во тьме и сени смертной, в мысленной преисподней несчастных на свет Божий, в светлую горницу познания и ведения Слова Божия. Сами ангелы будут способствовать вам на вашем пути, когда увидят серьезность ваших намерений. Но имейте ввиду, что враг будет пытаться мстить вам за каждого обращенного, как, впрочем, и за любое другое доброе дело. Он в любом случае всегда будет вас бороть, независимо от того, благовествуете вы или нет, бояться бессмысленно.
«Идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева» (Мф.10:6) Начните свою студенческую практику с уже итак воцерковленных, но погасших духом людей. И мало-помалу с любовью читайте слово Божие христианам, набираясь опыта, стараясь в беседе не столько говорить, сколько слушать. С виду простые люди иной раз имеют в закромах такие интересные истории, которые станут жемчужиной для любой проповеди. Самосовершенствование, польза ближним – вот главная задача. Чем более строгая жизнь, тем действеннее ваше слово. Беседовать о Боге можно бесконечно, но нужно знать меру. Всегда нужно возвращаться в безопасную гавань до заката – в родные стены – дабы успокоить мятущийся, рассеянный впечатлениями дня ум, заключить его в клетке послушания, умилиться и принести одинокую молитву Христу, как соловей, который в ночи один издает свои трели на изрядном расстоянии от сородичей.
Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех вдовам живот даровав.
Помните, что главная ценность – это слово. И чем строже испытания вы преодолеете, без ропота гнева и сомнений, тем чище будет ваше слово. «Слова Господни – слова чистые, серебро, очищенное от земли в горниле, семь раз переплавленное» (Пс.11:7). А всякие гостинцы для вдовы в виде здорового питания, горчичного масла торговой марки «Сарепта», льняных масел и льняных каш – это всё приложится вам. Ищите в первую очередь Царствия Божия, мысленного словесного рая, который внутри вас, который стяживается прилежным и внимательным чтением Священных Писаний стоя вслух с осмыслением каждого слова, каждого предложения.
«Слово – лучше, нежели даяние. Поэтому не выше ли доброго даяния слово? а у человека доброжелательного и то и другое» (Сир.18:16-17).
«Ибо Бог никого не любит, кроме живущего с премудростью.
Она – одна, но может все, и, пребывая в самой себе, все обновляет, и, переходя из рода в род в святые души, приготовляет друзей Божиих и пророков» (Прем.7:28-27).
Все же верующие были вместе и имели всё общее. И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца, хваля Бога и находясь в любви у всего народа. Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви (Деян.2:44,46-47).
†††
Свидетельство о публикации №225051201086