Утиная охота
Режиссер-постановщик – Павел Архипов.
Режиссер - Кирилл Дарин)
«И я бежал из ледяного плена,
Мне было мало на земле тепла.
Но я не сдался, я солдат вселенной
В мировой войне Добра и Зла.
И я обрушу кучу жгучих молний
В этот мир молчания и льда…»
(«Воскресение». «Я привык бродить один»)
В МТЦ «Вишневый сад» я попала впервые, и для просмотра выбрала спектакль, поставленный по пьесе, которая является практически моей «ровесницей». И нисколько об этом не пожалела. Более того: успела всей душой полюбить этот милый театр с отличными артистами; вежливыми, улыбчивыми сотрудниками и очень удобным малым залом.
Итак, «Утиная охота» Александра Вампилова…
Для меня всегда было очень важно, чтобы главный герой в спектакле был ярким, запоминающимся, неординарным. На сей раз произошло маленькое чудо: главных героев лично для меня оказалось двое: это сам Виктор Зилов (Алексей Щукин) и жена его Галина (Елена Щукина). Эти замечательные артисты настолько вжились в свои роли, что я так и не смогла выбрать, кто из них нравится мне больше…
Красивый, подвижный, юморной Зилов воистину царит на сцене: у него куча друзей и влюблённых в него женщин; стабильная работа в ЦБТИ и даже новая квартира, которую «выбил» для него начальник Вадим Андреевич Кушак (режиссер и артист Павел Архипов).
И все бы хорошо, но однажды Виктор вдруг понимает, что вроде бы и не друзья на самом деле его окружают, а люди, готовые в любой момент предать, подставить, обмануть… За копейку его продадут, а потом с ним же на копейку эту и выпьют!
— Да ладно, — скажет проницательный зритель, — сам-то он, Зилов, тоже далеко не идеален! Отца больного четыре года не навещал? — не навещал! Жене изменял? — изменял!
Далее: милейшего начальника Кушака обманул? — Да ещё как обманул! Да ладно бы, надул его с фиктивной проверкой некоего фарфорового завода — так он умудрился ещё и сладкие любовные грезы «шефа» безжалостно рассеять! Познакомил начальника с развеселой любовницей своей, Верой (актриса Ксения Роменкова, браво!), а та его в лучших чувствах «продинамила»!
Вот и получается, как в известной басне Крылова: «Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?»
А он, Зилов, и не собирается на себя «оборачиваться». Он — таков, какой он есть, и «прогибаться под изменчивый мир» не желает. И вот что удивительно: все его пьянки, гулянки и не всегда безобидные шуточки обходятся ему куда легче, чем обошлись бы другим.
Скажете, хулиган он, выпендрежник? Отвечу: нет, скорее индикатор. «Лакмусовая бумажка», помогающая выявить, кто есть кто на самом деле.
Так чего же, скажите на милость, самому ему в жизни не хватает? Почему не продолжать, как раньше, работать вполсилы, пить «сутками и литрами», хохмить и весело отплясывать с друзьями под хит Чака Берри “Johnny B. Goode”?
А вот нет покоя в душе Вити Зилова, и весь год ждет он, когда настанет этот долгожданный покой. И дадут ему отпуск, и вместе с официантом Димой отправятся они, наконец, на утиную охоту… И отдохнёт душа его на лоне прекрасной русской природы…
Вторая бесспорная (и тоже главная, по моему мнению) героиня спектакля — это жена Зилова. Актриса Елена Щукина перевоплощается в этот образ полностью: ее Галина столь реальна, что при одном взгляде на неё начинает учащенно биться сердце. Не так давно, шесть лет назад, Виктор признался Галине в любви и наверняка, со своей обычной непосредственностью, обещал любить ее всю жизнь. И — что же? Она проводит одинокие вечера и ночи в новенькой квартире, а муж, вернувшись под утро, морочит ей голову несуществующими командировками… Она признаётся ему, что беременна, а он, увлечённый молоденькой девушкой Ириной (актриса София Зенцова), не выражает по этому поводу никакой особой радости.
До чего же по-человечески жаль Галину, когда она вначале униженно просит Виктора взять ее с собой на похороны отца, а потом замирает на пороге кафе, узрев нежное объяснение Зилова с Ириной.
Галина — нормальная, добрая и любящая жена, но мужа своего она скорее терпит, чем понимает. И хочется от души пожелать этой вконец издерганной женщине счастья в другом городе и с другим мужчиной. Не потому, что Зилов так уж плох: просто он, в отличие от всех его окружающих, не может успокоиться, приняв как данность серость жизни. Ему нужна новизна; постоянное ожидание чего-то светлого и радостного впереди. Будь это очередное свидание с юной Ирочкой, или такая далёкая, но очень желанная утиная охота…
Если хорошенько задуматься, то станет ясно: все, окружающие Зилова, действительно «успокоились». Совсем как пресловутые утки для отменного стрелка Димы: они неживые и летят как будто на картинке. Да, Анатолия Саяпина (артист Вячеслав Косарев) волнует, когда ему с женой Валерией дадут квартиру, но метать громы и молнии в начальство, а заодно и во всех окружающих, он уж точно не будет. Более того: при первой же попытке «шефа» объявить ему выговор, он спрячется за спину товарища.
Николай Кузаков, приятель Зилова и Саяпина (артист Алексей Коваль) во время дружеских попоек всегда находился в тени главного героя. И не преминул «взять реванш», сделав предложение его любовнице Вере (которая, к слову сказать, давно Виктору надоела).
Валерия, жена Саяпина в исполнении актрисы Аксиньи Олейник, хотя и лишена чисто мужской резкости, «подаренной» ей драматургом, но муженька своего держит на коротком поводке. Предел ее мечтаний — жилплощадь как у Зилова. Или лучше. А может, и прав был Виктор, когда кинул Саяпину ключи от своей квартиры?
Артисту Павлу Еремееву удалось создать на сцене незабываемый образ официанта Димы. В школе он, если верить Толику Саяпину, звёзд с неба не хватал, но сейчас достиг полного совершенства в профессии официанта, и даже выпить рюмку с клиентом в рабочее время отказывается.
И да, он спокоен, уравновешен и уверен в себе в любых обстоятельствах. Это его фраза «Ты можешь взять себя в руки?» сыграла для Зилова в самой острой сцене спектакля терпевтическую роль. Ведь именно это советовал Дима Виктору, когда они рассуждали о причинах неудач главного героя на охоте: успокоиться и взять себя в руки.
Официант в этом спектакле явно достоин восхищения всех деловых людей. И я уверена, что всего намеченного он в жизни добьётся. Ибо оценивать обстановку, просчитывать ходы и управлять людьми он уже умеет, и весьма успешно.
«Сам подумай, какая разница: сегодня я гляжу на эти рожи, а завтра я на охоте», — вот как объясняет Зилов Диме приглашение на банкет тех, кого он больше не считает друзьями. Причём под «метлу» попадает и бедная наивная Ирочка, коей, по мнению изрядно выпившего Виктора, суждено со временем стать такой же дрянью, как и все остальные.
Увлекшись рассказом о персонажах спектакля, я забыла уделить внимание его сценографии. А она проста, и в то же время оригинальна и подвижна. Единственный стол на сцене усилиями самих артистов превращается то в столик кафе «Незабудка»: то в рабочий стол конторы; а то и заполняется бутылками водки, шашлыками и варёной картошкой, готовый для празднования новоселья семьи Зиловых. Мягкое кресло; стулья; лавка; громадный плюшевый кот; лампа, коей придётся сыграть почётную роль букетика подснежников… И конечно, огромная картина, изображающая сказочный остров, где и будет проходить утиная охота. Вот, пожалуй, и все, что есть на сцене, но ощущения пустоты не возникает.
«Грезы Зилова» весьма оригинально озвучиваются персонажами, беседующими на самом высоком этаже, в «театральном поднебесье».
В спектакле, кроме уже упомянутого мною старого хита Чака Берри, звучат песни «Вся жизнь впереди» и «У нас, молодых», под которые мы вдохновенно «дрыгались» на школьных вечерах.
Кольцевая композиция пьесы (повторение первой и последней сцен) раньше совсем меня не радовала. Посмотришь спектакль по такой пьесе — и ходи потом, мучайся, раздумывая: и что там дальше будет? Как-то жизнь главного героя сложится?
Но со временем я оценила по достоинству такие спектакли, как дающие пищу для размышлений и споров с друзьями-театралами.
«Из любой ситуации есть только один выход: жить дальше!» — прямо в тему попалась мне сегодня эта фраза в Интернете. И очень хотелось бы, чтобы Виктор Зилов обрёл, наконец, желанный душевный покой на утиной охоте. Пускай хоть на время…
Скажете, утопия все это? Ну и ладно: помечтать-то можно!
Итак, первое мое знакомство с творчеством МТЦ «Вишневый сад» состоялось, и было оно ярким и впечатляющим. Очень подкупило меня внимательное и бережное обращение к тексту пьесы автора: Александру Вампилову такая постановка наверняка бы понравилась. Просмотрев репертуар театра, я поняла, что хочу увидеть по меньшей мере половину поставленных здесь спектаклей. А значит, до новых встреч, «Вишневый сад»!
Свидетельство о публикации №225051201105