Катунь Ч. 2 Граница на замке
Оказалось, что рейсовых автобусов в село Урыль сегодня уже не будет. Пришлось зафрахтовать автобус по двойной цене. В пути выяснилось, что доехать до Урыля в обход погранзаставы не получиться из-за ремонтных работ.
Гога сразу загрустил. У Борисона и Игорька из нашей группы не было допуска в погранзону, с их слов, из-за загруженности на работе. Гога только и смог сказать в присутствии женщин: – Разгильдяи вы, ребята.
Все туристы были уже в курсе, что с нами едут двое потенциальных нарушителей пограничного режима. Водитель автобуса слышал наши разговоры:
– Я остановлюсь, не доезжая проверочного пункта, и расскажу, как его обойти. – Так он и сделал.
Пограничники нас всех пересчитали, забрали паспорта и маршрутные книжки. Мы стали разбивать лагерь у самого забора заставы. Договорились с остальными туристами побольше суетиться, чтобы нас было трудно сосчитать, когда вернутся разгильдяи. Гога приказал по-быстрому застелить палатку к их приходу. Я начал раскатывать спальники, доставая их из разных рюкзаков, и разбил бутылку со спиртом, закатанную в Гогин спальник. На звук в палатку влетел Гога:
– Застрелить бы тебя, Серёга, из «поганого» ружья! – Он очень расстроился.
Нарушители выскочили из темноты и скрылись в палатке.
«Границу лучше всего переходить в толпе», – говорил какой-то умник.
Это как раз про наш случай. А если бы нас было только шестеро? Наш поход мог окончиться уже у заставы. Нарушителей бы быстро вычислили и задержали. И нас в придачу, как соучастников. Но нашим разгильдяям это и в голову не приходило. Они чувствовали себя героями. Теперь дома смогут рассказывать и детям, и внукам, как ловко они забрались в запретную зону без документов.
Утром пограничники вернули наши документы и, как бы извиняясь за задержку, отвезли нас на своей машине в село Урыль. Там новая проблема – машина, которая могла бы нас довезти до реки, ремонтируется. Выедет только завтра утром.
Село Урыль – очень древнее поселение. Когда в 1770 году после тяжбы с Китаем оно отошло России, здесь были обнаружены люди, крестившиеся двумя перстами. Места здесь очень «глухие» – только тут можно было жить в безопасности старообрядцам, бежавшим от гонений царя Петра.
За нами постоянно, но незаметно, наблюдали местные жители. Они давно привыкли к туристам, но не настолько, чтобы относится к ним доброжелательно. Особое внимание аборигенов привлекли штаны Игорька:
– Подарок из Канады, – хвалился он. Его разноцветно-полосатые штаны, которые Игорек представлял всем как спортивные, местные жители определили как нижнее белье.
Утром подошла отремонтированная машина. Заплатили за проезд, как и договорились накануне: часть деньгами, часть спиртом. Доехали до дома начальника автобазы, считай, начальника всего посёлка, и остановились на час. Было понятно, что начальник с ближайшим окружением дегустирует наш спирт. Наверное, начальнику уже нашептали о невиданной красоте штанов Игорька. Разгоряченный спиртом, он вышел из дома:
– Пока этот не переоденется, – показал на Игорька, – никуда не поедете.
Видимо, канадская мода была чужда местному населению. Иное дело наши брезентовые штормовки, штаны потёртые. Одежда такая же серая, как сам посёлок и одежда его жителей. Полчаса Игорёк сопротивлялся, взывая к нам о поддержке. Но постепенно до него стали доходить слова собратьев по туризму:
– Этот мужик здесь хозяин. Машина действительно дальше не поедет. Поход можно считать законченным – пешком до реки не дойти даже за время всего отпуска.
Игорёк сдался и надел на разноцветное исподнее обычные серые штаны. Больше в походе мы ни разу не увидим на нём канадские подштанники. Даже в тайге. Спрашивается, зачем их брал?
Фото взято из интернета.
Свидетельство о публикации №225051201194