Каковы возможности сознательного воздействия общес

Что есть развитие языка? Развитие – это эволюция, длительный процесс, который может быть как прогрессивным, так и регрессивным, или прогрессивным и регрессивным одновременно. Наша задача уловить ту самую грань прогрессивности и регрессивности, а также проследить само значение эволюции языка.
Есть целая наука, изучающая и рассматривающая вопросы развития языка. Известный исследователь, ученый – Евгений Дмитриевич Поливанов – основал «социолингвистику». Он считал, что развитие языка зависит от развития общества, от его влияния. К примеру, «языковая эволюция неравномерна», по мнению лингвиста. Действительно, есть взять какой-либо язык, рассмотреть его историю, то мы убедимся, что у каждого языка свой темп развития, своя динамика. Не стоит забывать, что родственные языки и другие тоже оказывают влияние на эволюцию. Если был большой контакт с другими языками, много заимствований, тесного сотрудничества, то темп эволюции будет гораздо быстрее. Или в местности, где живут малочисленные народы, причем на большом друг от друга расстоянии (народы севера, племена в Африке), то там отсутствует некая связь с другими языками, она становится минимальной, сами эти общества становятся замкнутыми и закрытыми, поэтому их язык меньше всего видоизменяется, даже спустя целые века. Также, Поливанов считал, что сами социальные группы по-разному принимают новшества. Какие-то поколения людей с энтузиазмом примут изменения, а те группы, которые более консервативны, уже менее. Давайте посмотрим на примере современной России: у молодежи появилась целая собственная лексика, характерная именно для категории людей 7+ до 18 (грубо говоря, школьники). В ней появились множество слов, к примеру, «чилить», что означает отдыхать. Есть такое явление, что старые слова могут приобретать новые значения – «душный» - скучный, дотошный, неинтересный, невыносимый, зануда и прочее. Конечно, старому поколению эти слова, практически, неизвестны, они перестают понимать молодежь. Также рассмотрим с вами эволюцию языку, по Поливанову, с точки зрения развития самих сфер общества. Во время экономического бума двадцатого века возникло множество новых экономических терминов и понятий, которые характеризовали новые явления и процессы. Также, это коснулось и всей науки, в целом. Если взять двадцатый век, то вся наука пополнилась новой терминологией, новыми понятиями. Это тоже эволюция языка – пополнение научной и профессиональной лексики. Не менее насущный термин «глобализация», который активно вошел в оборот нашей речи.
Давайте теперь с вами рассмотрим лжетеорию Н.Я. Марра. Данный советский исследователь, ученый-лингвист утверждал, что язык не имеет никакого родства с другими языками; каждый язык приходит к одним и тем же результатам, но с разной скоростью; все языки образовались при помощи «диффузных выкриков» первобытных людей и многое другое. Данного исследователя раскритиковали, его языковую теорию признали антинаучной и в настоящее время она не пользуется популярностью. Сам Марр хотел выявить некие общие закономерности развития языка. Он был убежден, что все языки между собой похожи, все имеют одинаковую структуру и одинаковый путь развития – общий закон. Исходя из своей теории, Марр хотел в будущем прийти к общему мировому языку. Данная теория хоть и является псевдонаучной, но она, на мой взгляд, тоже имеет место быть, так как наталкивает на многие мысли, которые, в последствии, могут подвести человечество к новой теории – более истинной.
Изучив несколько теорий разных исследователей, я с уверенностью могу сказать, что развитие языка, как и все процессы в нашей жизни, неравномерно. Каждый язык, безусловно, имеет общие закономерности, но, при этом, у каждого языка свои факторы, исторические предпосылки, которые и привели его к нынешнему состоянию. К общим закономерностям я отнесу:
1) Заимствования из других языков (сотрудничество).
Каждый язык так или иначе брал чужую лексику, начиная с давних пор: Великое переселение народов, войны, захват территорий, кочующие племена и прочие;
2) Смена поколений.
Почти у каждого народа новые поколения хотят изобрести собственный язык, иметь свою лексику, при помощи которой они смогут общаться, при этом, более старшие поколения их не будут понимать. Про это я уже говорил выше, в части про анализ теории Поливанова.
3) Развитие науки, появление новых процессов, профессиональная лексика.
Появление новой терминологии, нового оборудования, которое требует своего названия, возникновения новых профессий или, наоборот, уход старых (трубочист).
Исходя из всего вышесказанного, эволюция языка – целое пространство для размышлений. Мы не знаем точно, к чему это может привести, какие последствия от данного процесса можно ждать. Даже не понимаем, что есть прогресс, а что регресс в развитии языка. Быть может, Марр был прав, со временем, человеческая цивилизация выйдет на совершенно другой уровень и образуется некий общемировой язык. Опять же, прогресс это или регресс? С одной стороны, регресс – идет явное упрощение, теряется индивидуальность нации, самой личности, уравнение, приобщение к общей массе. С другой, это же новая ступень развития самой цивилизации. Само общество противоречиво в своем развитии, соответственно, сам язык не менее противоречив.      


Рецензии
Ну какой может быть прогресс, когда самый актуальный языковой вопрос обществом упёрто не замечается? И даже не просто не просто не замечается, а игнорируется, и сколько общественности об этом не говори и не тыкай носом - никакой адекватной реакции?

Роман Дудин   13.05.2025 09:29     Заявить о нарушении