52 лучших романа 2025 года. Миссия Николае Карпати
Страшней разгневанного льва.
Виктор Гюго
1851
(Из стихотворения "Искусство и народ", перевод П.Антокольского; "Гражданская поэзия Франции", Москва 1955).
Прежде чем начать писать, я всегда задаю себе три вопроса: что я хочу написать, как написать и для чего написать.
(Максим Горький)
Каждый пишущий пишет свою автобиографию, и лучше всего это ему удается, когда он об этом не знает.
(Кр. Фр. Геббель)
Писатель талантлив, если он умеет представить новое привычным, а привычное - новым.
(С. Джонсон)
Известный писатель - тот, у кого берут и слабые вещи; знаменитый - тот, кого за них хвалят.
(Г. Лауб)
По сравнению с писательством игра на скачках - солидный, надежный бизнес.
(Дж. Стейнбек)
Будь писатели хорошими бизнесменами, им бы хватило ума не быть писателями.
(Э. Кобб)
Начинаешь писать, чтобы прожить, кончаешь писать, чтобы не умереть.
(К. Фуэнтес)
Если читатель не знает писателя, то виноват в этом писатель, а не читатель.
(И. Ильф)
Не умея держать в руке топор — дерева не отешешь, а не зная языка хорошо — красиво и всем понятно — не напишешь.
(Максим Горький)
У писателя только и есть один учитель: сами читатели.
(Н. В. Гоголь)
Каждый писатель, до известной степени, изображает в своих сочинениях самого себя, часто даже вопреки своей воле.
(В. Гёте)
Оригинальнейшие писатели новейшего времени оригинальны не потому, что они преподносят нам что-то новое, а потому, что они умеют говорить о вещах так, как будто это никогда не было сказано раньше.
(В. Гёте)
Я стал литератором потому, что автор редко встречается со своими клиентами и не должен прилично одеваться.
(Дж. Б. Шоу)
Литераторы (обоего пола) слепы как родители: они не отличают своих выкидышей от своих удавшихся отпрысков.
(Ст. Е. Лец)
Он утверждает, что в своих книгах спускается до читателя, а на самом деле читатель опускается вместе с ним.
(В. Брудзиньский)
Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю.
(Д. Бурстин)
Писать - значит читать себя самого.
(М. Фриш)
Писатель должен много писать, но не должен спешить.
(А. Чехов)
У тех, кто пишет понятно, есть читатели; у тех, кто пишет туманно, есть комментаторы.
(Альбер Камю)
Оптимисты пишут плохо.
(П. Валери)
Думать легко. Писать трудно.
(Р. Г. де ла Серна)
Писатель - это человек, писать которому труднее, чем остальным людям.
(Т. Манн)
Писать трудно, но еще труднее было бы не писать.
(Т. Бреза)
Если мне хочется прочитать роман, я пишу его.
(Б. Дизраэли)
Для писателя-профессионала самая большая помеха - необходимость менять ленту в пишущей машинке.
(Р. Бенчли)
Каждый может написать трёхтомный роман. Всё, что для этого нужно, - совершенно не знать ни жизни, ни литературы.
(О. Уайльд)
Кто-нибудь всегда смотрит из-за твоего плеча, как ты пишешь. Мать. Учитель. Шекспир. Бог.
(М. Эмис)
Настоящий писатель - это то же, что древний пророк: он видит яснее, чем обычные люди.
(А. П. Чехов)
Писатель существует только тогда, когда тверды его убеждения.
(О. Бальзак)
Писатель всегда будет в оппозиции к политике, пока сама политика будет в оппозиции к культуре.
(М.А.Булгаков)
Плох тот писатель, которому не верят на слово.
(Э. Кроткий)
Критики способны заставить мир обратить внимание на очень посредственного писателя; мир может сходить с ума по писателю вовсе недостойному: но в обоих случаях это не может продолжаться долго.
(С. Моэм)
Тот не писатель, кто не прибавил к зрению человека хотя бы немного зоркости.
(К. Г. Паустовский)
Автор сам себе царь и Бог до тех пор, пока не получит первый гонорар.
(Б. Кригер)
Чтобы стать настоящим писателем, автор должен доказать, что все остальные – писатели ненастоящие.
(Б. Кригер)
Чтобы стать писателем, автор по крайней мере должен что-нибудь написать.
(Б. Кригер)
Сотни чистых листов бумаги валятся с неба, сотни, тысячи, снегопад, на белизне которого я могу написать всё, что угодно, написать, переписать заново, изменить или оставить как было...
(Г.Л.Олди)
Последним словом многих писателей должно было бы быть молчание.
(Л. Кумор)
«Идеи приходят постоянно. Единственная разница между писателями и другими людьми в том, что мы их замечаем»
Нил Гейман
Писатель
Русская литература – самая профетическая в мире, она полна предчувствий и предсказаний, ей свойственна тревога о надвигающейся катастрофе. Многие русские писатели XIX века чувствовали, что Россия поставлена перед бездной и летит в бездну. Русская литература XIX века свидетельствует о совершающейся внутренней революции, о надвигающейся революции. Весь русский XIX век, величайший по творческому подъему век русской истории, был веком нарастающей революции. Раскол, раздвоение этого века довели русское творчество до величайшего напряжения. Русская литература этого века не была ренессансной по своему духу. Лишь в Пушкине были проблески ренессанса. То был золотой век русской поэзии. Этот русский ренессанс совершался в очень узком кругу русского культурного дворянства. Он быстро сорвался, и литература пошла другими путями. Начиная с Гоголя русская литература становится учительной, она ищет правды и учит осуществлению правды. Русская литература родилась не от радостного творческого избытка, а от муки и страдальческой судьбы человека и народа, от искания всечеловеческого спасения.
Николай Бердяев
52 лучших романа 2025 года: топ современной прозы от премии «Ясная поляна»
«Ясная поляна», одна из главных российских литературных премий с самым солидным фондом, объявила длинные списки в номинациях «Иностранная литература» и «Современная русская проза». Отличие «Ясной поляны» от абсолютного большинства наших премиальных институтов — интернациональность: помимо отечественных книг, она знакомит читателя с наиболее интересными произведениями, написанными на иностранных языках, поощряя переводчиков наравне с авторами. Лауреат номинации – «Зарубежный автор» – получает 1 миллион 200 тысяч рублей. Переводчик книги на русский язык становится обладателем премии в размере 500 тысяч рублей. В номинации «Иностранная литература» в 2025 году представлено 30 книг, в номинации «Современная русская проза» — 22 книги.
Номинация «Современная русская проза» — главная номинация премии. Лауреат получает 3 миллиона рублей и будет объявлен в октябре на ежегодной церемонии. Длинный список номинации «Современная русская проза» 2025 года.
Подробнее на livelib.ru
Посмотрел список премии, снова могу лишь напомнить о своих соображениях о современном литературном процессе и книжных монополистах.
Список таков.
1. Надя Алексеева «Белград»
2. Александр Аннин «На сто первой версте»
3. Сухбат Афлатуни «Катехон»
4. Владимир Березин «СНТ»
5. Вера Богданова «Семь способов засолки душ»
6. Илья Бояшов «Трезвый гусар»
7. Ксения Буржская «Литораль»
8. Эдуард Веркин «Сорока на виселице»
9. Светлана Волкова «Великая любовь Оленьки Дьяковой»
10. Андрей Дмитриев «Ветер Трои»
11. Борис Евсеев «Аскания»
12. Олег Ермаков «Круг ветра»
13. Илья Кочергин «Запасный выход»
14. Евгений Кремчуков «Фаюм»
15. Игорь Кузнецов «Кто сказал счастье»
16. Тимур Нигматуллин «1916. Волчий кош»
17. Дина Рубина «Дизайнер Жорка.
18. Алексей Сальников «Когната»
19. Максим Семеляк «Средняя продолжительность жизни»
20. Валерия Троицкая «Донецкое море. История одной семьи»
21. Дмитрий Филиппов «Собиратели тишины»
22. Елена Холмогорова «Недрогнувшей рукой»
Из всего списка впечатляет лишь Валерия Троицкая с произведением «Донецкое море. История одной семьи».
И ничего не имею против, к примеру, занимательного повествования Ильи Кочергина о коне Феде.
Речь о другом.
О том, что внутренних проблем в России хватает, все они касаются основ жизнедеятельности и народосбережения, наверняка в огромной стране уже сейчас написаны романы и повести реального национального масштаба, но книжные монополисты, литературный генералитет, что называется, в упор их не видит.
В результате вместо литературы как зеркала действительности вниманию общественности представляются литературные потёмкинские деревни, где современные вызовы не получают должного литературного осмысления.
Как говорили о такой прозе в советское время: конфликт хорошего с лучшим, то есть отсутствие по сути конфликта. При этом у социалистического реализма были достижения, без всякого сомнения, в искусстве и литературе.
Кстати, сюжет упомянутого выше произведения таков.
Взять однажды и уехать с любимой в самую глушь, построить собственными руками дом, забрать на доживание старенького коня. За окном зиму сменяет лето, начинается и заканчивается эпидемия ковида, приходит и уходит 2022 год, — а конь Феня, спасенный от живодерни, постепенно становится центром небольшой вселенной и помогает найти тот самый запасный выход.
"Это настоящая лирическая проза, которая временами превращается в сценарий авторского кинофильма, наполненного образами, флешбэками, непривычными крупными планами". ("Новый мир").
Об авторе.Илья Кочергин родился в Москве в 1970 году, учился в Институте стран Азии и Африки, закончил Литературный институт, работал лесником в Алтайском заповеднике, сейчас живет в Рязанской области. Автор книг "Помощник китайца", "Я, внук твой", "Точка сборки", "Ich Любэ Dich" и "Присвоение пространства". Лауреат журналов "Знамя", "Новый мир", "Октябрь".
ЛИТЕРАТУРА И СОВРЕМЕННОСТЬ
Одной из отличительных и общепризнанных примет классической русской литературы является забота о малоимущих, обездоленных, тех, кто находится в стеснённых обстоятельствах, сводит едва концы с концами, недоедает, балансирует на грани нищеты.
Именно благодаря этому нравственному пафосу русская классическая литература стала одной из величайших мировых литератур. Спортивный критерий тут вряд ли стоит применять, но очень многие эксперты поставят наиболее знаменитые русские произведения в первый ряд наиболее выдающихся свершений в словесности мира.
Этот лейтмотив прослеживается от книги Радищева "Путешествие из Петербурга в Москву" и до антиутопии Чернышевского "Что делать?", от "Муму" Тургенева и до "Записок из Мёртвого дома", "Бедных людей" Достоевского.
Классики отечественной литературы понимали, что прежде всего народу они обязаны тем, что используют уникальный инструментарий русского языка.
Сразу вспоминаются знаменитые слова И.С. Тургенева о русском языке.
Принцип народности в современной литературе неминуемо должен реализовываться и при присуждении литературных премий, включении тех или иных произведений в длинные и короткие списки номинаций.
Что, сейчас всё благополучно у русского народа, станового хребта российского государства?
Этот вопрос хочется задать литературным жюри, которые определяет художественную ценность того или иного произведения.
Из-за действующего законодательства по СВО книжные монополисты зачастую не публикуют, чтобы избежать риска нарушений правил цензуры, книги, затрагивающие эту тему, при этом, безусловно, среди корпуса произведений СВО есть и такие, которые можно сравнить по литературному уровню с "прозой лейтенантов" во время Великой Отечественной войны.
Однако, как известно, во время борьбы с внешним врагом нельзя забывать о внутреннем враге, также весьма опасном.
В сборнике "Трезвые мысли" под редакцией Максима Горького опубликованы рассказы и очерки, в которых показаны эпизоды пагубного влияния на народное здоровья спиртного.
Прямо сейчас в Вологодской области действует "полусухой закон" губернатора Филимонова, который уже принёс благо Вологодчине.
Не так уж и сложно было бы организовать в Вологодскую область литературный десант, для популяризации опыта Вологодчины.
А проблемы, связанные с численностью русских, миграцией, коррупцией, оргпреступностью, наркоэкспансией, которые стали дестабилизирующим повседневность факторами?
Нахрапистось и наглость олигархии, толстосумов, которые стали себя считать чуть ли не "новым дворянством"?
Вызовы постковидного времени? Повышение цен на продовольствие? За коммунальные услуги?
Проблемы трудовых коллективов, самозанятых?
Так как автор этих строк работал охранником в ЧОПе, грузчиком на книжном складе, курьером, то могу свидетельствовать: охранники, грузчики и курьеры пока ещё не имеют действенных профсоюзных организаций, учреждение которых предусмотрено законодательством РФ.
И вот ещё что: в советское время нельзя было критиковать КПСС, но эта практика показала свою недальновидность, это реплика по поводу партии, имеющей большинство мандатов в Госдуме.
Наверняка в огромной России есть талантливые писатели, которые только начали свою дорогу в литературу.
И не хотелось бы, чтобы они повторили судьбу Мартина Идена.
Найти их, упростить вхождение в литературный процесс, нахождение своего читателя: вот задача литературных жюри и литературных критиков.
СОБРАНИЕ СОЧИНЕНИЙ
Нейро
На основе источников, возможны неточности
Содержимое ответа
Николае Карпати — российский автор, известный своими произведениями в жанре политического детектива. Его работы часто затрагивают темы конспирологии, исторических расследований, а также современной политики и культуры.
Некоторые книги Николае Карпати в жанре политического детектива:
«АнтиЛиттелл» (2024). В этой книге автор анализирует произведение Джонатана Литтелла «Благоволительницы», критикуя его за плагиат и искажение исторических фактов. Карпати также раскрывает тему немецкого Сопротивления и роль римской курии в событиях Второй мировой войны.
«За фасадом масонского храма» (2023). Произведение исследует тайны масонских лож, их связь с историческими событиями, такими как убийство Кеннеди, и влияние на современную политику. Книга также затрагивает тему лунной программы NASA и её возможных связей с масонами.
«Вакцина» (2023). Документальное расследование, посвящённое глобализму, генной инженерии и деятельности фармацевтических корпораций.
Продолжить диалог
Какие темы чаще всего затрагивает Николае Карпати в своих книгах?
Глобализм и генная инженерия. Например, в произведении «Вакцина» автор рассказывает о бесчеловечных экспериментах и опытах на людях, о вакцинах Moderna, AstraZeneca и НИЦЭМ имени Н. Ф. Гамалеи.
Тайны масонских лож. В книге «За фасадом масонского храма» автор рассказывает о секретах масонской столицы США Хьюстона, о масонской биографии иллюзиониста Гарри Гудини, о неизвестных фактах убийства Кеннеди.
Деятельность политических деятелей. Например, в произведении «РФСгейт» автор проводит расследование договорняков и коррупции.
Эпидемии и борьба с ними. В книге «Турникет. На передовой борьбы с коронавирусом» автор рассказывает о событиях 2020 года, об обнулении президентских сроков Путина.
Как критики оценивают книги Николае Карпати?
На сайте livelib.ru есть информация о том, что рейтинг автора Николае Карпати складывается из оценок его книг и на графике показано соотношение положительных, нейтральных и негативных оценок. По данным на 2025 год, рейтинг автора — 5,0 (одна оценка).
На сайте MyBook.ru есть отзыв читателя на книгу «Вакцина» Николае Карпати, где автор даёт положительную оценку произведению. Читатель отмечает, что узнал из книги новые факты о ковиде, летальных исходах после вакцинации и других темах.
Сравниваются ли книги Николае Карпати с другими авторами в жанре научной фантастики?
Нет, книги Николае Карпати не относятся к жанру научной фантастики. Его произведения сочетают элементы документального расследования, конспирологии и актуальных политических тем.
Возможно, будут полезны некоторые книги в жанре научной фантастики, например:
«О дивный новый мир», Олдос Хаксли;
«Я, робот», Айзек Азимов;
«Страна багровых туч», Аркадий и Борис Стругацкие;
«Солярис», Станислав Лем;
«2001: Космическая Одиссея», Артур Кларк;
«Бойня номер пять, или Крестовый поход детей», Курт Воннегут
Какие особенности стиля Николае Карпати выделяют критики?
Некоторые особенности стиля Николае Карпати, которые упоминаются в критике:
Многослойность и амбициозность произведений. Например, «Большой европейский роман» Карпати называют многослойным и амбициозным, сравнивая его с такими произведениями, как «Процесс» Кафки, «Человек без свойств» Роберта Музиля и другие.
Использование мотивов знаменитых европейских романов. При работе над своими произведениями Карпати, по мнению критиков, опирался на мотивы таких произведений, как «Мистерии» Кнута Гамсуна, «Доктор Фаустус» Томаса Манна и «Игра в бисер» Гессе.
Влияние разных авторов. При написании, например, политического детектива «Русский Фауст» Карпати использовал информацию, которую почерпнул у Даниэля Дефо, Александра Солженицына и Стивена Кинга.
Использование идей разных писателей. В своих произведениях Карпати, по мнению критиков, сочетает идеи Авесты, Артхашастры, смеховой и игровой культуры средневековья, Шарля де Костера, Радищева, Достоевского, Гёте, Ницше, Камю и Сартра.
Свидетельство о публикации №225051201305