24. 04. 25 Библиотека. Наши святые

24.04.25 Библиотека. Наши святые

Святые Матрона Московская, Иоанн Кронштадтский, Ксения Петербургская… А вот наш именно святой, Тихон, да, он как бы вот и наш, он же такого, как говорится, российского, всероссийский, да, да, а вот - американский апостол, да, да, да. Его многие, что, да, как-то он много связан, как бы наш, но вместе с тем, наш, конечно, но потому что он тут и родился, и учился, но к нашей земле, чтоб непосредственно вот породила земля ещё такого святого древнего, там мы как раз вот и не знали долгое время, есть у нас такой святой или нет. И вот это буквально открытие последних лет, да, вот сейчас мы будем говорить о нашем святом, великолукском святом, который вот наш подлинный. Вот он в древние времена, там 16 век или 15 век, сейчас не вспомню… 16 века святой, Мартирий Зеленецкий. И сегодня, сейчас я слово предоставлю отцу Владимиру, и он вам расскажет поподробнее, кто, что же это за святой. Вот можете пока полистать книжечку, посмотреть. Там есть не только иконы, есть и монастырь Зеленецкий.
Вкратце хочу показать вам, что в дополнение к вашим словам, да, чем более тёмные времена, тем более яркий светильник нам требуется. Понимание есть этой фразы, да? То есть вот, например, вы приходите днём, вам как бы свет особенно не нужен, да, мы свет погасили. Когда становится вечер, ночь, то чтобы нам не споткнуться, не упасть, нам нужен хоть какой-то светильник, есть понимание, да? То есть мы существа такие, которым нужен свет, мы не кошки, мы не мышки, да, мы люди. Соответственно, есть и духовный свет, и духовное тепло, которое, если мы его теряем, нам нужны носители, то есть люди, которые обладают этим светом, этим теплом. И вот Мартирий Великолукский, он же и Зеленецкий чудотворец, да, он как раз получается почти полностью повторил судьбу Сергия Радонежского. Вот родился он во времена как раз Иоанна Грозного. У нас тогда, с одной стороны, было все очень победоносно: Иоанн Грозный захватил Астрахань, захватил Казань. Огромное количество рабов, русских рабов было освобождено из этого рабства. По моему, около 100000 только пленных было освобождено. Огромное количество татар принимало крещение. Один из них - это Борис Годунов. Вот. И в это время живёт здесь, на этих улицах мальчик Мина. Такое вот у него было имя. Вроде бы не наше, даже не русское, но тогда была такая традиция на Руси - очень много было греческих имён, очень много среди простых людей, и вот в 8 лет, в 7-8 лет начинали образование, и у него, так же, как у Сергия Радонежского, очень плохо получалось это образование. И когда ему исполнилось приблизительно 10 лет, когда он более-менее выучился, то есть, получается, фактически закончил 1 класс, то есть научился читать. К 10 годам он осиротел, умерли так вот скоропостижно его родители. И вот, будучи один-одинёшенек в этом мире, он стал основным таким прихожанином здесь же, в Великих Луках, где у нас центральный собор был, монастырь, по моему, он назывался Свято-Троицкий собор, Свято-Троицкий монастырь. И недалеко от этого монастыря находился храмушек, в котором служил обычный батюшка, отец Борис, у которого как раз этот Мина был прихожанином, но и у этого батюшки тоже происходит горе, у него скоропостижно умирает жена, и вот он оказывается в этом монастыре, как раз где у нас сейчас основной собор; от монастыря у нас уже ничего не осталось, кинотеатр сейчас. Ну да, да, сейчас там кинотеатр, да, на этом месте монастырь был огромный, да, территорию огромную занимал. Вот. И Мина уходит также в монахи вместе с этим батюшкой. И через какое-то время он превосходит своего батюшку своими подвигами, причём настолько превосходит, что решается на отшельническую жизнь. Так же, как Сергий Радонежский. Помните? Да, он тоже становится отшельником в лесах московских. Сейчас вы знаете где Московская вот эта лавра, да, Сергиева лавра, там огромный город, там практически Москва уже наезжает на эти места, то есть фактически Москва разрослась. А тогда Москва была малюсеньким городочком, гораздо меньше, чем Великие Луки, совсем деревня, да. Соответственно, в этих местах, что московских, что здесь, вокруг Великих Лук, были леса непроходимые. Вот в 60 верстах от Великих Лук он начинает подвизаться отшельником. Настолько это тяжёлая жизнь. То есть ты сам себя должен прокормить, сам себе должен создать какую-то пищевую базу. Причём если зима, у тебя огорода нет, магазинов тоже нет. Понимаете, да? Ты не можешь себе обувь купить, ты не можешь себе одежду купить, ты в одном и том же ходишь. Ну, где-то ты в речке летом ещё можешь постираться, а зимой, вот зимой - как есть, так и есть, понимаете, да? То есть отшельническая жизнь, она чрезвычайно тяжёлая, не говоря уже о том, что такое гнус, комары, непогода, дождь, жара - и это все ты должен переносить. Вот, соответственно, все те, которые вместе с ним пытались подвизаться этому тяжёлому подвигу, не выдерживали, уходили. И через какое-то время уже преподобный Мартирий - да, он уже принимает иноческий постриг именно с этим именем, мы его уже знаем как Мартирий, он оказывается в новой Тихвинской обители, там только-только появляется вот эта чудотворная икона. После окончательного падения Константинополя, Византийской империи, святыни византийские, греческие разоряются Османской империей, вот, и, соответственно, там гораздо более жёстче, чем у нас было во время татаро-монгольского ига, настолько жёстче, что грекам запрещено было даже разговаривать на греческом языке, причём если у нас 300 лет татаро-монгольское иго, то у них 450. Из всех храмов в Греции остался один-единственный открыт, один-единственный для греков, вот можете представить, насколько было тяжело грекам переносить мусульманский гнёт. Нам, получается, немножко было полегче.
Итак, к этому времени появляется новая икона в наших северных землях, и строится новая обитель - Тихвинская. Какое-то время как раз живёт в ней Мартирий, наш великолукский святой. И опять-же он горит желанием отшельнической жизни, ему несколько раз является Богородица, несколько раз в видениях, и в один момент ему показывается некий остров Зеленец или Зелёный; по разному трактуется. Это маленький островок, который полностью окружён болотами. И вот его Господь Бог туда и посылает. Вот представьте, насколько ещё более тяжёлая жизнь у него начинается. То есть он уходит ещё севернее, за Ладогу, и там пытается жить среди болот, среди комарья, полностью в изоляции, полностью лишённый общения с людьми. А вы прекрасно знаете о том, что человек, который лишается общения, он может даже сойти с ума. Есть такая пытка, называется: камера-одиночка. Если человек некоторое время находится в одиночной камере, обычный человек сходит с ума. Обычный. Вот обратите на это внимание, что очень многие монахи уходят в одиночество полнейшее не просто на некоторые месяцы, а на десятки лет, и с ума не сходят, а становятся ещё более великими подвижниками. Это ещё больше доказательство того, что Бог с человеком. То есть человек продолжает общаться, да, он лишён других людей, но он не лишён общения с Богом, он не лишён общения с ангелами, не лишён общения со святыми, и человек становится вот этим самым светильником. Насколько этот светильник востребован. Вы видите дату смерти? 1603 год, буквально проходит несколько лет и этот монастырь благолепный, уже полностью отстроенный новым игуменом Зеленецким, да, этот монастырь полностью сгорает.
Что у нас через пару лет наступает, что у нас, какие времена наступают? Смутное, смутное время, что за смутное такое время? Что вы из истории помните, сколько лет оно было? Ну, татаро-монгольское иго 300 лет, а здесь? 5 лет. За 5 лет наша страна окунулась просто в тартарары. То есть даже татары не успели за 300 лет сделать то, что мы же сами за эти 5 лет почувствовали, вообще просто вот все! Монастыри сжигались, храмы осквернялись, людей убивали средь бела дня. Просто вот страшное время было. Тогда же родился знаменитый Иван Сусанин. Ну, тоже не знаете такого подвижника, который завёл в болото и сгнобил там вот этих интервентов, которые шли грабить очередное поместье. И он только один знал дорогу через болото, завёл их в болото, утопил их в этом болоте, его пытали, его страшно пытали, он тайну не выдал, и все эти интервенты там и погибли в этих болотах. Смутное время всего 5 лет, всего 5 лет. Поэтому нам нужны такие светильники, которые нам указывают, что называется, чёрное время, да, в смутное время указывают путь, как жить. Вот также, как вы сказали про Патриарха Тихона, да, то есть в страшное время надо уметь прощать. Не было такой семьи, которую бы горе не посетило, вы понимаете, не говоря уже о нищете, не говоря об убийствах, о мародёрстве, страшное время было, гораздо более худшее, чем татаро-монгольское иго, гораздо более. Ну, немножко историю надо знать, ребята, все-таки 10 класс. Ну, стыдно это, понимаете, это также, как медицинская карта, она ваша личная. Если вы в неё не заглядываете, то вы будете платить аптеке, причём совершенно даже не зная за что. Поэтому в медицинскую карту надо заглядывать. Это ваше личное дело. История - это наша медицинская карта, нашей страны, там чего только нет, всего хватает, но её надо знать, потому что благодаря ей этой истории мы можем делать какие-то выводы. Мы можем что-то предугадать, мы можем как-то выйти из этой ситуации. Поэтому, дорогие мои, не забывайте. Вот у нас не только Патриарх Тихон, получается наш личный Великолукский святой, он здесь родился, в Клину. Мартирий Зеленецкий, Великолукский ходил по этим улицам, он здесь жил среди нас, он наш родной святой, такой же великий, как Сергий Радонежский. И точно так же получается, как и преподобному Сергию мы молимся, чтобы нам учёба давалась, экзамены сдавались. Также, пожалуйста, можете молиться и Мартирию Великолукскому, и он также будет вам помогать. Он живой, поэтому обращайтесь, обращайтесь, не забывайте, где бы вы ни были, расскажите ещё про храм.
Храм в прошлом году был открыт. Ну вот мы даже, мы, взрослые, проезжали и все спрашивают: а что за храм? Новый, красивый. Буквально в этом году произошло освящение этого храма, да, в честь Мартирия Зеленецкого. Теперь в Великих Луках у нас есть, недалеко от автовокзала, или, как говорят, там, за баней. Так что, в принципе, в пешей доступности, да, красивый храм, очень красиво украшен, расписан. Действительно удивительно, да, что вот мы, получается, за 70 лет безбожной власти мы должны были разучиться вообще всему, но, однако, у нас строятся новые храмы и строятся настолько шикарно и красиво, что вот удивляешься, да, что мы, оказывается, можем восстанавливать, можем строить и украшать. Так что не забывайте, заходите, как в храм Патриарха Тихона на Дружбе, да, там тоже ведь ничего не было, там были болота, болота, болота. Ну вот сейчас тоже там живой красивый храм. Есть вопросы у вас какие-нибудь? А вы подумайте, потом можете задать.


Рецензии