2. 05. 25 Вяз. Смысл смерти

2.05.25 Вяз. Смысл смерти

Царствие небесное, вечный покой всем почившим сродникам нашим! Мы сегодня, в день святой Матронушки, собрались с вами почтить память наших почивших сродников. Я не на каждую службу могу приехать, вы понимаете, насколько каждый священник загружен. Поэтому вот сегодня у нас с вами Радоница, и тема разговора у нас будет: смерть. Понятно, что это очень грустная тема, может быть даже страшная тема, но на самом деле, не зря эта служба именуется Радоницей. Для древних наших христиан, которые  жили сразу после Христа, для них смерть была радостью. И они почти 3 века были в гонениях, их убивали даже не тысячами, а десятками тысяч, причём убивали каждый день, и они с радостью приходили на это, как на праздник. Они приводили с собой детишек маленьких, мужья приводили жён, жены приводили мужей, они шли на праздник.

Нам, может быть, сегодняшним, это трудно понять, но, учитывая, что сейчас идёт война и наши ребята гибнут, вот, наверное, здесь действительно надо улыбаясь смотреть смерти в лицо. И нам, русским, это на самом деле понятно, да? Может быть, не всегда это понятно. Да, может быть, мы не хотим умирать, мы не хотим, чтобы умирали наши родные и близкие, тем более наши дети, внуки, и так далее, да. Не хотим, но в любом случае смерть - она есть, и она у каждого из нас есть. То есть никто из нас не лишён её, и рано или поздно каждому из нас придётся с ней встретиться, и встретиться с ней надо, улыбаясь.

А вот для того, чтобы произошла эта встреча со смертью, и она была бы достойной, вот для этого мы приходим в храм, для этого мы и служим. Для этого мы поминаем наших почивших сродников, чтобы они в момент смерти предстали и рядышком стояли и помогали нам выдержать этот взгляд смерти, которому абсолютно все равно; полное равнодушие, полное безразличие. Мы прекрасно это знаем, что такое смерть. У нас нет никакого очарования по отношению к ней. Поэтому мы улыбаемся ей назло, мы улыбаемся ей не для того, чтобы ей досадить, даже не для этого, вспомним, что смерти все равно: улыбаемся мы или трясемся от страха; а для того, чтобы понять очень простые вещи, которые на самом деле раскрываются именно через смерть. Все величие жизни раскрывается через смерть. Вот какой смысл в  жизни, понимаете? То есть невозможно найти смысл смерти, если не было смысла в жизни, это взаимосвязано, понимаете теперь? То есть во имя чего человек гробит своё здоровье, гробит свою молодость, гробит свою красоту, свои таланты, интеллект, чувства, силу воли, все гробит ради любимых, дорогих. Так ведь? То есть во имя жизни мы каждый день все приближаемся к смерти, но во имя жизни! Да? Мы, может быть, и не хотим умирать. Да, мы хотим ещё потрудиться, мы хотим огородик ещё раз посадить, ещё раз угробить своё здоровье, свои позвоночник и руки и ноги. Но мы хотим получить урожай, ну или хотя бы, чтобы дети его получили, и чтобы они, когда эту картошечку возьмут вилочкой, разломают, возьмут они в ротик и скажут: ах, какая там картошечка у моей мамулечки, там, или у моей бабулечки, да, или у моего папочки, или дедушки, да? Ведь никогда в магазине они такого не купят, нет! Ни того же огурчика и помидорчика, да?

Поэтому, на самом деле, действительно, смерть, она ставит все наши ценности на своё место. Если это место неподобающее, то смерть это все уничтожает, и это все прахом, это все никому не нужно. Поэтому очень вас прошу: действительно перестать бояться смерти. А просто начать видеть во всем, во всем великий Божественный Промысел, ведь когда-то Адам и Ева, они не были абсолютно бессмертными,


 они уже родились смертными, они могли умереть, но они уже были обречены на вечную жизнь. И они могли бы вечно жить в Раю не согрешая. Мы же это понимаем прекрасно, да, то есть они могли бы не вкусить смерти, если бы они не вкусили бы греха. Но а мы с вами, вкусившие греха, мы должны умереть, и поэтому мы готовимся к этому экзамену. И это как ЕГЭ, вот как мы видим: детей трясёт, да, мы видим, как они боятся этого ЕГЭ. И прекрасно понимаем, что это не только выпускной экзамен, это вступительный экзамен, и как ты сдашь этот самый ЕГЭ, так ты и будешь поступать. Хорошо сдашь - хорошо поступишь. Вот также это и нас касается: когда мы умираем, как в эту вот именно секунду, именно в это мгновение смерти, как мы себя поведём, сломаемся, сдюжим ли, сможем ли улыбнуться, сможем ли перекрестить лобик свой, сможет ли наша рука подняться, сможем ли мы, действительно, достойно встретиться потом с Богом. Почему мы и просим доброго ответа на Страшнем Христовом судище, просим каждый раз, потому что нет ничего сложнее отвечать перед Тем, Кто видит тебя, видит всю твою подноготную. И Ему не надо рассказывать о наших грехах, Он их знает больше нас. Он все знает про нас. Но знаем ли мы Его, готовы ли мы с Ним вот так вот смотреть в глаза друг другу вечность? Не просто вот как мы на иконы глянули и отвернулись, ну там посмотрели, отвернулись. Вот как мы живём, мы вот так вот и живём, получается, да, мы поворачиваемся, отворачиваемся, поворачиваемся, отворачиваемся. Вот как земля наша от солнышка, да, постоянно крутится, да, вот мы как юла крутимся, да. Вот также и с Богом мы себя ведём, мы все время крутимся то лицом, то другим мягким местом, то лицом, то другим мягким местом. Так вот мы крутимся всю эту свою жизнь, но рано или поздно она закончится, и мы должны будем уже во веки веков смотреть лицо в лицо, глаза в глаза. И это вот здесь вот действительно тренировочка происходит в храме, начинается в храме. Потом мы с этим опытом возвращаемся домой и уже там, дома, смотрим на наши иконочки, вспоминая, как в храме было благолепно, как в храме было радостно, и действительно, вот эта радость, Пасхальная радость, которая действительно выше всего у человека, например, горе, скорбь, ему там обрыдаться и, не знаю, головой разбиться, а он улыбается, а он делится этой радостью с другими. Мы же прекрасно это понимаем. Такой опыт, например, у каждого учителя, да, учитель похоронил свою мамочку, да, а приходит на урок и проводит урок с детьми и должен улыбаться. Тот же самый врач, ему там, может быть, жена изменила, а он приходит и делает операцию. Ну что ж поделаешь, ну всякое бывает, да, то есть мы должны уметь радоваться жизни и нести эту радость, несмотря ни на что. И это мы не можем - это Божий дар; это не я вот такой классный, такая вот я улыбашка, я вот такая зажигалка, ничего подобного. Мы все унылые, мы все депрессуем, у нас у всех отчаяние, у нас у всех разочарование, мы все прекрасно знаем, что такое тоска смертная, зелёная, мы все это знаем. А вот здесь воля Божья приходит, вот эта благодать нечаянно, негаданно, незаслуженно даже, и человек улыбается и делится этой радостью с другими, и тогда действительно смерть бежит. Потому что это ангел сатаны, и он не может выдержать этой счастливой улыбки.
Поэтому радуйтесь и о наших почивших сродниках, радуйтесь, потому что большинство из них уже вымолено, большинство из них уже в Раю, и они уже молятся за нас. И у нас огромная-огромная армия за спиной, у каждого из нас, наших небесных покровителей, наших сродников, любимых горячо нами, поэтому не будем унывать, а будем и дальше с упованием и с радостью жить, не боясь смерти. Вот что важно, страх не должен посещать нас, и мы должны преодолевать именно Пасхальной радостью. Христос воскресе! Воистину воскресе! Христос воскресе! Воистину Христос воскресе! Воистину воскресе Христос!
А теперь, батюшка, мы хотим вас поздравить. Хоть с опозданием, нет, не опоздали никуда, в вечности никуда никто не опаздывает. И пожелать вам от наших прихожан доброго здоровья, крепости духа, помощи Божией во всех ваших добрых делах. Мира вам, благополучия, спасибо на многая лета, спасибо вам! Многая лета, многая лета, многая лета!


Рецензии