Большая Россия. Перезагрузка

Империи растут по разным причинам. Когда они сами имеют на то волю и энергию и готовы включать в себя и переформатировать даже те земли/ народы, которые живут в других парадигмах, с другими ценностями.

Они растут и тогда, когда их ждут близкие им народы, которые сами хотят включиться в эту большую имперскую парадигму и вместе с системой безопасности получить новый культурный код. У России получалось больше идти по второму пути.

Она была настолько велика и с правильными смыслами, что могла создавать органичное пространство даже тем, где ее не ждали.

И на Кавказе, и в Закавказье было по-разному. Скажем, нас ждали армяне, грузины, кабардинцы, а вот черкесов и чеченцев, аварцев нам пришлось серьезно убеждать с разной степенью успешности.

Горячие фазы быстро проходили, и сами русские предлагали такие модели взаимодействия, которые были выгодны и интересны кавказцам. При этом пройдя кровавые кавказские войны, они принимали решение покорять Дальней Восток без запаха крови и пороха.

Иногда кажется, что соединением разных культур и народов руководят какие-то высшие силы. Особенно это видно на данном витке истории, когда народы, включённые в состав РФ, снова в зоне СВО доказывают себе, что наша общая история - это не случайность. Тут действуют не только рациональные доводы, что нужно быть с русскими, потому что по ту сторону фашизм и сатанизм, но и метафизическое. Тут вспоминается якутский боец, который умирал от ран, но в бреду увидел старца. Как оказалось по описанию, Луку Крымского.

Действительно, по нашей части Евразии носятся какие-то непостижимые энергии, русские стали больше понимать и чувствовать ум и душу других народов.
Это наша нечаянная радость, без врагов мы вряд ли бы начали заново переоткрывать друг друга.

Дагестан, Чечня, Бурятия, Якутия, Татарстан или Удмуртия - посмотрите, в этих народах нет ни одного геноцидального народа, который стремился бы стереть соседа с лица земли. Все эти народы прекрасны и при правильном строительстве новой культурной парадигмы мы могли бы уставшую русскую культуру наполнить новыми свежими смыслами. Особенно учитывая, что европоцентричность истории закончилась. И русские теперь хотят ехать в Иволгинский дацан или узнать о киданях или государстве Бохаи.


Рецензии