Маскировка и 1941 год

  Маскироваться -- это вроде как азы военного дела. Но на самом
деле как раз НЕТ. А кто всё-таки считает, что "азы", тот ничего
в военном деле не понял. На самом деле армии существуют в первую
очередь для парадов и для кормления армейской верхушки, а боевые
действия -- для красивого убиения солдат.
  Аж конца XIX века униформа разных армий мира оставалась по
преимуществу довольно яркой. Англичане и вовсе воевали в красном
-- прямо как спартанцы. В XVIII же веке солдаты русской армии
могли быть одетыми даже в оранжевое. Французы расстались с синими
мундирами и красными штанами уже только в окопах Первой Мировой,
да и то нехотя [со страданиями].
  Большие военные начальники были (и есть) вроде боевых петухов:
без яркой раскраски и побрякушек они чувствуют себя неполноценны-
ми, проигрывающими в сравнении с боевыми петухами других стран.
Под этот начальничий заскок подгоняется всё войско.
  Когда я пришёл служить в армию, мне выдали в порядке вещевого
довольствия не маскировочную сетку, а СИНИЙ парадный мундир с
белым шарфиком и белыми же перчатками [блискучую саблю бы ещё,
но её зажали, и я потом сам прикупил -- на барахолке в Вене:
мало ли что]. Моя светло-серая парадная шинель выглядела, как
походный сюртук Наполеона, и я ею горджусь до сих пор.
  Всякое такое идёт от инстинктов, а разум при этом отдыхает.
  Посмотрите, как выглядели в парадных мундирах советские марша-
лы. Это что -- военные люди, которые, по здравому смыслу, должны
быть всегда более-менее готовы к немедленному вступлению в бой,
к уходу в леса-поля или городские джунгли (в маршальском возрас-
те -- хотя бы из принципа)?
  Они рядились не только абсурдно ярко и непрактично, но и не-
скромно: иерархи, как же. Уже по одному их виду можно было опре-
делить, что "коммунистические идеалы" у них в мозгах и не ноче-
вали (или когда-то немножко ночевали, но потом полностью выветри-
лись). О прорывах к "сверхчеловеческому", на следующий уровень
человеческого и социального развития, на следующую ступень рацио-
нальности было попросту не с кем в их среде разговаривать.
  И вы от ТАКИХ людей ожидали каких-то здравых соображений по
маскировке, по сбережению солдат?

                *  *  *

  Кино про войну мы все смотрим. А теперь припоминаем "художест-
венную правду": у немцев, японцев, американцев англичан их каски
зачастую прикрыты маскировочными чехлами или сеточками, наши же
бойцы сияют гладкостью форм.
  У немцев их плащ-палатки были пятнистые, у наших -- монотонно
окрашенные.
  У британских парашютистов маскировочые сеточки повязывались
шарфиками на шею (см. фильм "F Bridge Too Far"), у наших отсутст-
вовали вовсе. Британцам, чуть что, можно было прикнуться сверху-
сзади такой сеточкой, и они становился чуть менее заметными при
ползании.
  И т. д.
  Всё это -- мелочи, но десятки таких мелочей, собранных вместе,
существенно снижают уязвимость пехоты, в том числе от снайперов.
  Также физиономии окопникам надо было перемазывать, а кремы для
этого использовать не чисто маскировочные, а маскировочно-гигие-
нические (ну почему снова НЕТ?!).
  Надеюсь, что солдат, которые находились на совсем уж фронте,
хотя бы не заставляли чистить раз за разом их исходно чёрные
сапоги. Типа: какой же ты солдат, если сапоги у тебя грязные?!
  Солдат-фронтовик всегда должен быть в тон с местностью. А луч-
ший способ стать в тон с местностью -- это вымазаться местностью
с головы до пят. Лучше быть грязными, зато живыми. Но, боже мой,
тогда ведь строй будет выглядеть ужасно! Распоясавшиеся солдаты
начнут грубить офицерам и т. д.
  Американский фильм 1961 года "Raiders Of Levte Gulf" про парти-
занскую войну против японцев на Филиппинах (таки да, японцы не
попёрли на СССР, потому что им хватало забот на Тихом океане). В
этом фильме группа солдат японской армии, преследующая партизан,
входит в лес, и солдаты самостоятельно, без приказа, начинают
срывать веточки и закреплять у себя на касках и на одежде (де-
талька наверняка правдивая, потому что в 1961 году участников
войны на островах ещё было в живых немеряно). В советских фильмах
про войну вы подобное вряд ли увидите (вне эпизодов с полевыми
разведчиками) -- наверное, потому, что это массово не практикова-
лось и даже средства закрепления отсутствовали в униформе.
  (Я ссылаюсь на кино, а не на архивные документы, не только по-
тому, что [жизнь короткая] [некоторым и архивами не втемяшишь] я
ленивый, а в архивы меня всё равно никто не пустит, но также и
потому, что в МОЕЙ школе аналитики кино считается нормальным,
приемлемым источником информации -- не намного более вручим, чем
архивные бумажки, только вручим по-своему. Вообще, скепсис требу-
ется при работе с ЛЮБЫМ источником.)
  Петельки для закрепления травы и веточек должны были быть УЖЕ
нашитыми на униформу. До кучи армейский фольклор припомним: "Мор-
да в грязи, в жо.. ветка. Кто такие? Мы -- разведка!" Так вот,
чтобы не совать ветки куда попало, должны иметься продуманные,
обкатанные на учениях штатные петельки. Или дырочки, ладно. А на
лицо и руки -- маскировочно-гигиеническо-репеллентный крем. Кста-
ти, идея: белый маскровочный крем для зимнего времени.
  Если ты летом не обвешался "зеленью" -- не допускаешься [к
атаке] к котлу. Пригоршня дорожной пыли на каску, чтобы обсыпать
бойца сверху до низу -- тоже хорошее решение. Главное, чтоб это
было к месту.
  А ведь в "зимнюю" войну 1939-1940 гг. пехота РККА начала боевые
действия, даже не будучи прикрытой белыми маскхалатами. Дальше
просто уже говорить не о чём.
  Пушечным снарядам, разумеется, безразлично, замаскирован ли ты.
Но противнику, чтобы знать, куда пускать снаряды, надо сначала
высмотреть бойцов. По всем подозрительным кустам не настреляешь-
ся. И маскировать окопы -- это ведь тоже зачастую возможно.
  Если бы РККА в 1941-1942 гг. была хорошо экипированной и маски-
рованной, то, может, по крайней мере один из моих дедов остался
бы жив. Впрочем, до 1942 г. война бы тогда, наверное, и не затя-
нулась.
  Никакой к чертям парадной униформы. И даже ничего "повседневно-
го". Вместо всего этого лучше добавить разного защитного, на три
сезона.
  Теперь про классовый аспект (СССР всё-таки!). Лично мне доводи-
лось слышать недовольство солдат тем, что офицерская полевая уни-
форма была шерстяная, а солдатская -- хлопчато-бумажная. И что
зимой офицерам полагался шарфик на шею, а солдатам -- нет. Всё
правильно. Тем более что если офицер по виду меньше отличается от
солдата, то и пулю от снайпера он при случае схлопочет с меньшей
вероятностью. Офицер в тонкой "первой линии" должен маскироваться
под солдата, иначе подразделение рискует слишком быстро потерять
командира.

                *  *  *

  Озадачивает, что в начале славных дел существовала при РККА аж
Высшая школа военной маскировки. Про неё я вычитал в биографии
очень серьёзного советского психолога Бориса Михайловича Теплова
(1896-1965), закончившего эту школу в 1921 году (по найденному в
макулатуре учебнику психологии от указанного Теплова я, будучи
школьником, осваивал этот предмет: в школьной программе моего
поколения он уже почему-то отсутствовал). В школе маскировки за-
правляли братья Сучковы Н. Н. и А. Н., которые создали Офицерскую
школу военной маскировки при Главном штабе ещё летом 1917 года. В
РККА, оказывается, изначально даже существовали маскировочные во-
енные части (во всяком случае Н. Н. Сучков упоминает их в показа-
ниях на следствии по делу Национального центра в ВЧК в октябре
1919 года).
  Короче, спецы по маскировке изначально имелись в СССР те ещё,
подход к маскировке был основательный, научный, но потом в связи
с "обострением классовой борьбы" всё пошло крахом. Насколько я
понял, братьев Сучковых ликвидировали в 1930-м, когда пошла волна
репрессий против бывших царских офицеров, принявших сторону
Советской власти.


Рецензии