Мысли о Петре I
Личность Петра Первого всегда вызывала у меня неиссякаемый интерес. Конечно, на это, в первую очередь, повлиял известный исторический роман А. Н. Толстого «Петр Первый», который прочла еще в юности. Жаль, что смерть помешала автору довести повествование дальше событий 1704 года. Потом читала статьи историка В. О. Ключевского «Жизнь Петра Великого до начала Северной войны», «Петр Великий, его наружность, привычки, образ жизни и мыслей, характер», где автор давал сугубо личностные оценки Петру Первому. Не обошла вниманием и «Публичные чтения о Петре Великом» русского историка С. М. Соловьева. Углубляясь дальше в тему, прочла очерк известного историка Д. И. Иловайского «Царствование Петра Великого или эпоха государственных реформ», потому что мне важно было понять логику и мотивы поступков царя, в результате которых Россия стала великой державой. Но именно после чтения романа Д. Гранина «Три любви Петра Великого», в котором автор мастерски приоткрыл внутренний мир императора, я смогла понять, каким невероятным человеком был Петр Первый. Хочу еще сказать о двух книгах В. Р. Мединского: «Рассказы из русской истории. Петр Первый. Начало. Кн.3» и «Рассказы из русской истории. Петр Первый. Империя. Кн.4.», где автор увлекательно повествует о жизни и деятельности царя. Благодаря примечаниям научного редактора читатель может понять, насколько достоверны описанные события, есть ли разночтения с научными источниками.
Поразило, что и Даниил Гранин, и Владимир Мединский сходятся в одном: Петр мог простить воровство, даже трусость на поле боя, совершенные ошибки, если считал, что у человека заслуг больше, чем нанесенный ущерб казне, но измены не прощал никому.
Остался в памяти эпизод, описанный в книге В. Мединского, когда во время первой Азовской кампании перебежал к туркам один иностранец, состоявший на русской службе. Звали его Ян Янсон. Его побег особенно возмутил Петра Первого, потому что этот Ян, будучи в Москве, перешел в православие, а перебежав к туркам, принял ислам, то есть изменил не только царю, но и вере. Более того, по слухам, именно этот Ян рассказал туркам, в какое время лучше напасть на русских, показав неохраняемый участок лагеря. Турки перебили спящих солдат и захватили пушки.
Прошел год, Петр не забыл предателя. При осаде крепости царь потребовал от турок выдачи Янсена- «вора Ерошку». Турки выдавать не хотели: неправильно для мусульман выдавать единоверца. Но Петр стоял на своем, говоря, что не выпустит турок из крепости, где уже начинался голод, пока Ерошку не выдадут. Соображения собственной безопасности у турок перевесили… В Москве Ерошка ехал позади войска на позорной повозке в клетке, в чалме и рубище. Был предан колесованию.
Свидетельство о публикации №225051201849
http://proza.ru/2010/11/12/947
Сергей Маслобоев 13.05.2025 20:08 Заявить о нарушении
Людмила Юрьевна Орлова 13.05.2025 20:40 Заявить о нарушении