Глава 3. Вылет из Москвы
Таможенный и пограничный контроль мы прошли без проблем. Особого интереса у таможенников и пограничников мы не вызвали: видимо, они были привычные к таким командировочным. А для нас всё это было очень волнительно, хотя ничего запрещённого в нашем багаже не было, да и документы у нас были в полном порядке. Но эти процедуры мы проходили в первый раз. С провожавшими мы попрощались перед таможенным контролем, а пройдя пограничный, помахали на прощание им руками. И прошли в зал вылета – на нейтральную полосу. Через некоторое время всех пригласили на посадку. Нам предстояло лететь регулярным рейсом Аэрофлота № 419 «Москва – Одесса – Триполи - Котону» на самолёте ТУ-154.
При входе на борт самолёта стюардесса лишь мельком взглянула в наши документы и, как мне показалось, едва заметно усмехнулась уголками губ. Проходя на своё место и поглядывая на других пассажиров, я понял причину её усмешки: мы одни из всех пассажиров были одеты в строгие костюмы – светлые рубашки, галстуки и пиджаки. Остальные, как наши советские, так и иностранцы, были облачены в лёгкую летнюю одежду. Мы вылетели из Москвы в начале 9-го утра по московскому времени.
После набора высоты, расстегнув ремни безопасности, мы позволили себе снять пиджаки. Через час-полтора стюардессы стали предлагать различные напитки, в т.ч. пиво и вино. Для нас с Володей это было удивительно, и нам хотелось чего-нибудь попробовать. «Сейчас напробуетесь, а потом с таким амбре будете с руководством знакомиться?» - не без ехидства заметил самый старший и опытный из нас Аркаша (он был уже за границей - на полугодовой стажировке во Франции). Аргумент показался нам железным и, отказавшись от первоначальной затеи, мы заказали сок.
Стараясь скоротать время, мы играли в крестики–нолики, морской бой, пытались читать прессу, в том числе «Нувель де Моску» (Nouvelles de Moscou - советская газета, издаваемая на французском языке). И вот уже вскоре, примерно через час двадцать, стюардесса объявила о транзитной посадке в Одессе. Мы немного удивились тому, что так быстро пролетели столь значительное расстояние. Стоянка была недолгой, мы даже не выходили из самолёта, а лишь забрали новых пассажиров и уже через полчаса снова выруливали на взлётную дорожку.
Вторая часть нашего воздушного пути продолжалась уже дольше - почти два с половиной часа. За это время мы успели пообедать, попробовать все безалкогольные напитки, поиграть в слова и приготовиться к посадке в Триполи. Мы знали, что это была столица своеобразного социалистического государства - Ливийской Джамахирии, возглавляемой Муаммаром Каддафи. После посадки нас провели в транзитный зал, который находился на втором этаже и балконом свисал над залом таможенного досмотра. Выпив по стаканчику предложенного сока, мы увлечённо смотрели, как внизу ливийские таможенники бесцеремонно вышвыривали вещи из досматриваемых тюков, а их владелец судорожно собирал их по полу. Кем он был – осталось для нас загадкой. Вскоре нас пригласили на борт самолёта.
Третья, заключительная, часть полёта, длившаяся порядка трёх с половиной часов, прошла менее тягостно и более незаметно, причём настолько, что объявление стюардессы о предстоящей посадке в Котону застало нас слегка врасплох. Защёлкали ремни безопасности, счастливчики прильнули к иллюминаторам. Самолёт заходил на посадочную полосу, выполняя широкий разворот над Гвинейским заливом. Через несколько минут шасси мягко коснулись бетонной полосы, и самолёт, чуть натужнее ревя двигателями, побежал к месту своей стоянки.
Свидетельство о публикации №225051200592