К 5. Гл 11 Среднее царство Др Египта. Нефрусебек

Нефрусебек, или Себекнеферу, была женщиной-фараоном, правившей около 1798 – 1794 годов до н. э. Она была последней правительницей XII династии. Вероятно, Нефрусебек была дочерью Аменемхета III и родной или сводной сестрой Аменемхета IV. Манефон называет её Скемиофрис и приписывает ей четырёхлетнее правление. Туринский царский папирус называет её Себек-нефру-Ра и указывает на правление в течение трёх лет, десяти месяцев и 24 дней, что соответствует данным Манефона. Абидосский список эту царицу не упоминает. В Саккарском списке её имя фигурирует как Себеккара. Имя Нефрусебек также встречается в Карнакском списке, который был составлен по приказу фараона XVIII династии Тутмоса III.

 

Скульптуры царицы Нефрусебек

Имя Нефрусебек (или Себекнеферу) можно перевести как «Красота бога Себека» или «Прекраснейшая для Себека». Оно стало её тронным именем, которое иногда превращалось в Шедетсебекнефрура. Слово «шедет» в этом имени, вероятно, играло двойную роль: либо указывало на «Та, кто объявляет красоту бога Себека», либо ссылалось на город Шедет в Файюме, где Себек считался главным божеством — «Прекрасен Себек в Шедете». Хоровым именем царицы было Меритра («Возлюбленная бога солнца»), именем небти — Сатсехем («Дочь владычества»), а золотым именем — Джедетхау («Постоянная в явлениях»). Себекнефрура было её личным именем, которое ставилось после титула «дочь солнца». С неё начался длинный список фараонов, использовавших в своём имени имя бога Себека, покровителя Файюма.

Наследование по женской линии уже не было чем-то необычным в Египте. Это не был первый случай прихода к власти женщины. Из истории I династии известна царица-регентша Мернейт, правившая за своего малолетнего сына Дена, и царица Нитокрис, царствовавшая в конце VI династии. Но главное здесь — имя новой царицы. Она была названа в честь бога-крокодила Себека. Центром его культа был город Крокодилополис. Важно отметить, что Себек ассоциировался с поклонением богу Сету. При фараонах Пятой династии его называли сыном Нейт, богини, олицетворявшей женское начало и создавшей саму себя. Поклонение Себеку было основано на страхе, а не на любви. В отличие от Осириса или Ра, его уважали не везде. В одних номах его почитали как бога, в других охотились на крокодилов ради развлечения. Геродот писал: «Те, кто живёт в районе Фив и озера Мерис, относятся к крокодилу с религиозным почтением… Жители Элефантины сделали из этого зверя предмет пищи». В религиозной литературе некоторых номов Себек-крокодил представлен врагом доброго бога Осириса.

 

Торс статуи царицы Нефрусебек

Имя человеку в древних культурах давалось не случайно. Египтяне, называя человека, особенно облечённого властью, именем определённого божества, учитывали его влияние на судьбу. Себек даровал царице свою силу и волю к власти. Он считался покровителем людей, которые не боятся ничего и идут к цели, не обращая внимания на препятствия. Посвящённая Себеку царица, вероятно, использовала энергию своего имени.

 

Нефрусебек (Себекнеферу)

О правлении Нефрусебек известно мало, поскольку письменные свидетельства почти не сохранились. Однако на скале около крепости Кумме обнаружена надпись, датированная третьим годом её правления. Из неё мы узнаём о подъёме воды в Ниле на 1,83 метра. Эта находка подтверждает, что при Нефрусебек Египет сохранял своё присутствие в Нубии до второго порога Нила. Долгое время третий год правления считался последним задокументированным годом её царствования. Но современные исследования показали, что это не так. В Восточной пустыне найдена надпись, датированная «четвёртым годом, вторым месяцем сезона Всходов». Это самая поздняя зафиксированная дата её правления на сегодняшний день. Также известно, что Нефрусебек расширила погребальный комплекс Аменемхета III в Хаваре, известный как Лабиринт, и руководила строительными работами в Гераклеополисе Магна.

Как и правление Нитокрис, царствование Нефрусебек знаменует конец великой эпохи в истории Египта. Она, вероятно, взошла на престол из-за отсутствия наследника-мужчины. Нефрусебек не была замужем и не оставила потомков, что привело к концу XII династии и приходу к власти слабой XIII династии. Хотя Нефрусебек могла бы выйти замуж и основать новую династию, она этого не сделала. Желающих заполучить её в качестве жены было, наверняка, более чем достаточно. Причины её решения остаются загадкой. Гробница царицы не найдена, хотя между Дахшуром и Лиштом в Мазнуне обнаружены две безымянные гробницы. Возможно, одна из них — последнее пристанище Нефрусебек. Какие же страшные тайны хранят эти древние руины?


Рецензии