К 5. Гл 11 Среднее царство Др Египта. Нефрусебек
Скульптуры царицы Нефрусебек
Имя Нефрусебек (или Себекнеферу) можно перевести как «Красота бога Себека» или «Прекраснейшая для Себека». Оно стало её тронным именем, которое иногда превращалось в Шедетсебекнефрура. Слово «шедет» в этом имени, вероятно, играло двойную роль: либо указывало на «Та, кто объявляет красоту бога Себека», либо ссылалось на город Шедет в Файюме, где Себек считался главным божеством — «Прекрасен Себек в Шедете». Хоровым именем царицы было Меритра («Возлюбленная бога солнца»), именем небти — Сатсехем («Дочь владычества»), а золотым именем — Джедетхау («Постоянная в явлениях»). Себекнефрура было её личным именем, которое ставилось после титула «дочь солнца». С неё начался длинный список фараонов, использовавших в своём имени имя бога Себека, покровителя Файюма.
Наследование по женской линии уже не было чем-то необычным в Египте. Это не был первый случай прихода к власти женщины. Из истории I династии известна царица-регентша Мернейт, правившая за своего малолетнего сына Дена, и царица Нитокрис, царствовавшая в конце VI династии. Но главное здесь — имя новой царицы. Она была названа в честь бога-крокодила Себека. Центром его культа был город Крокодилополис. Важно отметить, что Себек ассоциировался с поклонением богу Сету. При фараонах Пятой династии его называли сыном Нейт, богини, олицетворявшей женское начало и создавшей саму себя. Поклонение Себеку было основано на страхе, а не на любви. В отличие от Осириса или Ра, его уважали не везде. В одних номах его почитали как бога, в других охотились на крокодилов ради развлечения. Геродот писал: «Те, кто живёт в районе Фив и озера Мерис, относятся к крокодилу с религиозным почтением… Жители Элефантины сделали из этого зверя предмет пищи». В религиозной литературе некоторых номов Себек-крокодил представлен врагом доброго бога Осириса.
Торс статуи царицы Нефрусебек
Имя человеку в древних культурах давалось не случайно. Египтяне, называя человека, особенно облечённого властью, именем определённого божества, учитывали его влияние на судьбу. Себек даровал царице свою силу и волю к власти. Он считался покровителем людей, которые не боятся ничего и идут к цели, не обращая внимания на препятствия. Посвящённая Себеку царица, вероятно, использовала энергию своего имени.
Нефрусебек (Себекнеферу)
О правлении Нефрусебек известно мало, поскольку письменные свидетельства почти не сохранились. Однако на скале около крепости Кумме обнаружена надпись, датированная третьим годом её правления. Из неё мы узнаём о подъёме воды в Ниле на 1,83 метра. Эта находка подтверждает, что при Нефрусебек Египет сохранял своё присутствие в Нубии до второго порога Нила. Долгое время третий год правления считался последним задокументированным годом её царствования. Но современные исследования показали, что это не так. В Восточной пустыне найдена надпись, датированная «четвёртым годом, вторым месяцем сезона Всходов». Это самая поздняя зафиксированная дата её правления на сегодняшний день. Также известно, что Нефрусебек расширила погребальный комплекс Аменемхета III в Хаваре, известный как Лабиринт, и руководила строительными работами в Гераклеополисе Магна.
Как и правление Нитокрис, царствование Нефрусебек знаменует конец великой эпохи в истории Египта. Она, вероятно, взошла на престол из-за отсутствия наследника-мужчины. Нефрусебек не была замужем и не оставила потомков, что привело к концу XII династии и приходу к власти слабой XIII династии. Хотя Нефрусебек могла бы выйти замуж и основать новую династию, она этого не сделала. Желающих заполучить её в качестве жены было, наверняка, более чем достаточно. Причины её решения остаются загадкой. Гробница царицы не найдена, хотя между Дахшуром и Лиштом в Мазнуне обнаружены две безымянные гробницы. Возможно, одна из них — последнее пристанище Нефрусебек. Какие же страшные тайны хранят эти древние руины?
Свидетельство о публикации №225051200744