Мадхьямика и индуизм

Мадхьямика и индуизм — точки пересечения
Сходство в тождественности пустоты и Атмана:
Мадхьямика, в частности, в лице философов Шантаракшиты и Чандракирти, действительно стала на путь исследования связи пустотности и Атмана, даже до такой степени, что начали проводить параллели. Мадхьямики утверждали, что в сущности пустота и Атман могут быть признаны тождественными, если рассматривать их как всеобъемлющие принципы, охватывающие всю реальность и, более того, освещающие её истинную природу как взаимозависимую, без самобытной сущности.

Сущность взаимозависимости:
Нагарджуна, например, объяснял, что все явления и существа взаимозависимы и не существуют отдельно друг от друга. Это противоположно идее, что всё имеет независимую сущность, как утверждается в некоторых индийских философских школах. Однако, несмотря на различия в терминологии, можно утверждать, что концепция пустоты и Атмана связаны через идею, что все вещи не могут быть самодостаточными — все взаимосвязаны и не существуют изолированно.

Буддизм как путь освобождения, индуизм как путь к единению:
Конечно, важно помнить, что буддизм и индуизм — это два разных пути, с разными целями и подходами. Буддизм (в частности, мадхьямика) учит освобождению через понимание пустоты и непривязанности к реальности как к сущности, тогда как в индуизме, особенно в адвайте, речь идет о единении с Атманом, постижении того, что вся реальность является его проявлением. Но философы мадхьямики, возможно, уже начали видеть параллели, утверждая, что пустота в определённом смысле эквивалентна постоянному, вечному началу, которое присутствует в индийских учениях как Атман.


Рецензии