Концепты Ади-Будды и Брахмана

Ади-Будда и его связь с Брахманом
В махаяна-буддизме, а особенно в его позднейших формах (например, в тибетском буддизме и школах мадхъямики), концепция Ади-Будды появилась как нечто похожее на Брахмана. Ади-Будда часто рассматривается как первоначальная или вечная реальность, источник всех явлений, не имеющий начала и конца, и в некотором смысле непознаваемый. Эта концепция имеет поразительные параллели с тем, что в индуизме называется Брахманом, который является основой всего существующего и не имеет характеристик, кроме того, что он есть.

Сходство с Брахманом:
Ади-Будда, как символ первоначальной буддистской реальности, является сущностью, в которой заключены все потенциалы для существования всех явлений. Он также считается вне времени и пространства, как и Брахман в индуизме. Таким образом, идея о том, что всё существует как проявление Ади-Будды, аналогична представлению о всемогущем Брахмане, который включает в себя и проявления, и неизменное начало.

Абсолютная реальность:
В обоих учениях — и в индуизме, и в позднем буддизме — Абсолютная реальность или первая причина представляется как нечто, что превосходит индивидуальные сущности и проявления, что напоминает собой философию недвойственности Шанкары. В обоих случаях философы стремятся понять, что эти явления, на которые мы смотрим, — всего лишь проявления более глубокой и непознаваемой реальности.


Рецензии