Глава 9. Советский культурный центр

В пятницу утром к нам в расположение приехал представитель ГТУ полковник Токарев. Около получаса он общался с шефом при закрытых дверях. Затем они позвали с собой Аркашу и отправились на встречу с командиром 1-го инженерного батальона. Мы сели за работу с документацией. Через некоторое время пришёл Аркаша и сказал: «Токарев Анатолий Иванович едет по своим делам в советский культурный центр и может захватить желающих заглянуть в библиотеку за книгами, а на обратном пути - вернуть сюда же до конца рабочего дня». «Мы там были на прошлой неделе» - ответил за замов Юрий Николаевич и тут же добавил: «Я ещё не всё прочитал, так что я пас». «Я тоже пас» - откликнулся Пётр Григорьевич. «А я – с удовольствием» - вставая со своего места, отозвался я. «Тогда пошли» - подытожил Аркаша, и мы двинулись на выход из нашего служебного здания.

Ехали мы недолго, и вскоре наша машина остановилась у небольшого двухэтажного здания. «Вот это и есть советский культурный центр» - показывая на здание, сказал Анатолий Иванович. Втроём мы вошли внутрь. Пройдя по небольшому коридору, мы оказались в небольшом зале без окон, освещавшемся за счёт электрических лампочек, прикреплённых на потолке. Сам потолок, словно шахматная доска, был сложен из больших деревянных квадратов. А на стенах зачем-то были прибиты узкие деревянные рейки. В углу зала возвышалось некое подобие барной стойки.

Из противоположной двери навстречу нам вышел молодой человек, которого поприветствовал Анатолий Иванович и, указывая взглядом на нас, сказал: «Саша, это наши новые переводчики из группы Сергаева. Хотят книги взять. Можешь проводить их в библиотеку?» «Без проблем» - откликнулся Александр. «Тогда встречаемся здесь» - Анатолий Иванович взглянул на часы и добавил: «Через час». Мы с Аркашей согласно кивнули головами. Он ушёл, а мы стали знакомиться с Александром и сразу перешли на «ты». Оказалось, что наш новый знакомый работал в культурном центре преподавателем на курсах русского языка, которые велись для местных слушателей.

«Библиотека находится на втором этаже» - сказал Александр: «А так как у нас есть немного свободного времени, то могу провести для вас небольшую экскурсию. «Мы с удовольствием» - ответил Аркаша. И наш гид начал свой рассказ: «Мы с вами находимся в выставочном зале, где проводятся различные выставки. Например, в марте этого года здесь была организована фотовыставка ТАСС «Страны и народы». «А что это за странное сооружение, похожее на барную стойку, которое находится в углу зала?» - спросил я. «Так это она и есть, но об этом чуть позже» - ответил Александр: «А сейчас давайте пройдём в другой зал – киноконцертный. Он тоже находится на первом этаже, пойдёмте, я покажу». Мы дошли до этого зала, заглянули в него, пока там никого не было. «Здесь, как вы понимаете, мы крутим советские фильмы для наших посетителей, в том числе слушателей курсов русского языка. Здесь же проходят концерты советских коллективов и исполнителей перед местными зрителями, творческие встречи, например, литературные вечера». После этих слов мы покинули кинозал и поднялись на второй этаж.

«На втором этаже располагаются, в основном, учебные аудитории и библиотека» - продолжил экскурсию наш гид. Саша предложил нам зайти в одну из свободных учебных аудиторий. Она поразила меня своей странной планировкой и куцыми размерами. Войдя в аудиторию, мы оказались в узком коридорчике, на левой стороне которого была дверь в небольшой санузел. В нем был установлен душ с поддоном и унитаз. Аудитория была малюсенькая, в которой с трудом умещались 4 ученических парты и учительский стол. Общая площадь аудитории и санузла составляла, по моему мнению, порядка 12 квадратных метров. 

«Я думал, что у нас в институте были маленькие аудитории для групповых занятий, а здесь получается они ещё меньше. Но вот зачем в аудитории санузел да ещё с душем, мне вообще непонятно» - с недоумением сказал я. «Что ж, видимо, настало время открыть тайну этого здания» - чуть улыбнувшись, ответил Саша. «Дело в том, что до провозглашения социалистической ориентации в 1976 году в этом здании находился публичный дом, отсюда такая планировка и размеры: номер под большую двуспальную кровать с санузлом для гигиенических нужд» - пояснил наш гид. «Ну и ну» - почти одновременно удивились мы с Аркашей. А Александр продолжил: «Пойдёмте, я вам ещё кое-что покажу, относящееся к этой концепции». Мы вышли в коридор и, пройдя по нему немного, оказались на балконе, который окаймлял здание по внутреннему периметру, таким образом, проходя мимо окон всех номеров, с одной стороны, и выходя другой своей стороной на внутренний дворик здания. Он имел квадратную форму и освещался за счёт такого же квадратного проёма в крыше. Внизу практически во всю площадь внутреннего дворика был разбит миниатюрный сад, в котором жил павлин. Границей его царства служила узкая бетонная дорожка.

«Видимо, этот райский уголок был создан, чтобы вселять в посетителей благостное настроение» - предположил Аркаша. «Очень даже может быть» - согласился Саша. «А барная стойка, которую вы заметили в выставочном зале, скорее всего – «родная»: с тех ещё времён. И скорее всего, это был зал приёма гостей со столами и мягкими диванами. Вот такова история этого центра» - подытожил наш гид, затем он взглянул на часы и заметил: «Пожалуй, нам пора в библиотеку». И мы поспешили за ним. В тот раз мы выбрали себе по паре толстых книг. В дальнейшем я регулярно пользовался библиотекой, так как книги помогали скоротать время в условиях ограниченного пространства. Это особенно стало актуально, когда мы переехали в Кана. Тогда нам книги из библиотеки привозили под заказ, по списку. 

Кроме библиотеки иных точек соприкосновения с культурным центром у нас тогда не было. Нас не приглашали, и мы не участвовали ни в каких мероприятиях культурного центра. Например, 1 июля 1984 года состоялся концерт солистки Государственного ансамбля народного танца Северо-Осетинской АССР А. Габановой, солиста Красноярского ансамбля танца Сибири С. Черникова и артиста Киевского театра эстрады П. Васюры, а 13 июля того же года - литературная встреча, посвящённая жизни и творчеству А.С. Пушкина, на которой выступил бенинский поэт Фьертэ Уннано. Но я об этом ничего даже не слышал.

По всей видимости, с самого открытия культурного центра и до конца 80-х его деятельность была нацелена на продвижение советской культуры среди бенинцев. Причём никакой дружбы с бывшими соотечественницами тогда не водили. В мою бытность мы порой видели их на улицах и рынках, в магазинах Котону. Но общаться с ними, было как-то не принято, и про них говорили с некой долей насторожённости или даже подозрительности. Думаю, что со сменой власти в Советском Союзе произошло смягчение отношения к соотечественникам, в частности к советским женщинам, вышедшим замуж за иностранцев. Так, на базе советского культурного центра в 1988-м году была создана Ассоциация советских (а позднее, видимо, российских) женщин в Бенине «Родина». Её участницы совместно встречали Новый год, 8 марта и другие праздники, организовывали для детей утренники и детские спартакиады. Но, похоже, уже в 1991-м году советский культурный центр был закрыт, не успев стать российским. К чести советских, а позднее российских женщин следует сказать, что их ассоциация «Родина» в трудные 90-е годы подхватила знамя советской и российской культуры, и сегодня на общественных началах поддерживает изучение русского языка, проводит спортивные и культурные мероприятия.

Мои скудные воспоминания о советском культурном центре любезно согласилась дополнить Татьяна Соколова, работавшая преподавателем русского языка в этом центре в период с 1985 по 1987 год. Самое главное – ей удалось определить на современной гугл-карте местонахождение здания, в котором в нашу бытность располагался советский культурный центр. Сегодня оно находится у начала пересечения улиц 390 и 395 в районе «Каджехун 2» (Cadj;houn 2). По мнению Татьяны, вход в здание был с улицы 390. С неё заходили во внутренний дворик и проходили в двухэтажное здание. Посередине первого этажа была лестница на второй этаж. Ей запомнилось, что аудитория, в которой она работала, тоже была небольшой, но в ней было шесть ученических парт. Санузла там не было. В её памяти запечатлелось, что за окном было небольшое пространство для прогулки живущего на территории культурного центра павлина. Дальше начиналась уже соседняя территория.


Рецензии