Тот терем, которого мне не забыть до могилы!

Светлый образ вельможи, чтущего «дарования Бога» воспроизведен поэтом Гнедичем в его первом опыте русской народной идиллии «Рыбаки», где под именем «боярина» изображен граф А. С. Строганов, владелец «терема» — загородного дома, на берегу Невы, украшенного произведениями изящных искусств. В этом чудном тереме проходили для Гнедича его золотые дни; приветливые речи «боярина» животворили певца и укрепляли веру его в свое святое призвание. Вместе с даром песен поэт обещает передать внукам своим и память о том, кто первый оценил в нем этот божественный дар.

Вон там, на Неве, под высоким теремом светлым
Из камня, где львы у порога стоят как живые,
Под теремом тем боярин живет именитый,
Уже престарелый, но, знать, в нем душа молодая:
Под теремом тем, ты слыхал ли, как в летние ночи
И струны рокочут и вещие носятся гласы?
Знать, старцы слепые боярина песнями тешат.
Земляк, и свирель там слышна: соловьем распевает!
Всю душу проходит, как трель поведет и зальется!
Ты видишь, земляк, и бояре разумные любят
Свирель.

Изумительной красоты загородный особняк А.С. Строганова на Черной речке, изображенный на картине А.Н. Воронихина, хранящейся в музее Александра III (Русском музее), долгие годы считался творением этого зодчего. Однако, по мнению ряда исследователей советского периода, изначально авторство проекта могло принадлежать архитектору А. Ринальди, проектировавшему еще в 1754 году загородный дом, возможно по заказу Сергея Григорьевича Строганова.
Строгановский сад не случайно стал для петербургской публики любимым местом загородного гулянья. Начало ему было положено еще бароном Сергеем Григорьевичем Строгановым, когда он в 1743 году, купил у Иллирийского графа Владиславича загородный двор. В 1772 году граф Александр Сергеевич, выкупив у графа Якова Александровича Брюса дом около устья Черной речки, и у г-на Лунина мызу Мандорову, задумал выстроить себе роскошный загородный дом и вокруг развести обширный сад.

О, радостно будет об этом всю жизнь говорить мне.
Но сядем мы там, на холме, под душистою липой,
Где в ясные ночи с тобою рыбу мы удим.
Оттоле нам видны далекие рощи и мызы
По брегу Невы среброводной; оттоле увидим
И дом, о котором тебе поведу мое слово,
Тот терем, которого мне не забыть до могилы!

Весьма вероятной представляется разработка проекта дачи в 1795 году архитекторами, приближенными к графу А.С. Строганову — А.Н. Воронихиным при участии Ф.И. Демерцова. Существует версия, по которой граф Строганов, выбрал проект своего внебрачного сына — коим считали Андрея Воронихина. В 1790 году П. А. Строганов был вызван в Петербург; вероятно в то же время вернулся и Воронихин получивший и в 1786 году вольную. Как раз в это время пожар уничтожил внутреннее убранство Строгановского дворца у Полицейского моста и граф поручил его восстановление своему любимцу. Снимки с этой отличнейшей декорации были помещены в «Художественные Сокровища России», т. I, №9. Они очень напоминают английские работы и в частности постройки шотландца Чарльза Камерона, составляя переход от стиля Людовика ХVI к ампиру. Одновременно была спроектирована и построена дача Строганова на Черной Речке.

1. А.Н. Воронихин «Вид Строгановской дачи в Петербурге». Номер в Госкаталоге: 43421332. Русский музей.
2. Мартынов А.Е. Вид Строгановской дачи на Черной речке. Период создания: Начало XIX в. Номер в Госкаталоге:51122198. ГИМ.
3. В.С. Садовников. Вид дачи Строгановых на Черной речке со стороны сада. Период создания: 1850-ые гг. Номер в Госкаталоге: 55803229. ГМИ СПб.


#Строганов #Чернаяречка #Воронихин #Ринальди #Демерцов #Гнедич 

[id424158046|Александр Костерев]
[https://vk.com/club205142857|Питер Петра]


Рецензии