11. 8. Семейное счастье А. Шихлинского
Мирза Гусейн-эфенди Гаибов сдержал обещание, данное в расписке при поступлении Нигяр в институт, и взял её под свою опеку. Он гордился своей старшей дочерью и был ею доволен.
Жизнь Нигяр изменилась, но она еще не была готова к этим переменам. В институте было так много дел, что не оставалось времени думать о будущем.
Теперь, когда все грустное позади, хотелось наслаждаться светлой и радостной жизнью. После обретения домашней свободы, возможно, первыми желаниями было хорошо выспаться и вдоволь поесть. Не просто поесть, а насладиться любимыми блюдами, которыми так богата традиционная мусульманской кухня.
Большая семья Мирзы Гусейна требовала расходов не только на проживание, но и на образование детей. Его младшему сыну Джеванширу 7 лет, дочери Говхар- 4 года.Сыновья:15-тилетний Надир -бек и 11-летний Багадир бек учатся в престижной 1-ой Тифлисской мужской гимназии.
В эту гимназию принимали учеников не моложе 10 лет. Для поступления они должны были: а) уметь бегло и со смыслом читать по-русски напечатанное гражданским шрифтом и пересказывать легкие прочитанные рассказы; б) писать по-русски под диктовку, без искажения слов, крупным и средним шрифтами, и знать первые четыре арифметические действия над целыми отвлеченными числами. Всему этому где-то нужно было научиться и не всегда бесплатно.
Нигяр могла получить свидетельство на звание «домашней наставницы», дававшее ей право преподавания в четырех младших классах женских гимназий или поступить в хорошие дома воспитательницей дворянских и купеческих детей. Но, не все так просто. Ст.106 Устава ограничивала это тем, что такие должности она могла занимать только в мусульманских школах и мусульманских семьях.
Не секрет, что все институтки мечтали выйти замуж. Ведь их готовили для того, чтобы они стали «добрыми женами и полезными матерями семейств». В Российской Империи, согласно «Положению об управлении закавказского мусульманского духовенства суннитского учения», девочкам –мусульманкам разрешалось вступать в брак в 13 лет, мальчикам –в 15(77). Мама Нигяр , Саадат- ханум вышла замуж в 15 лет. Нигяр уже 18 лет. Невеста завидная, но ее образованность могла усложнить выбор достойного жениха.
За Алиагу Шихлинского Нигяр-ханум вышла замуж в 1909 году, т.е. через 20 лет после окончания Института. Точные сведения о главных событиях этого периода и их датах отсутствуют.»Каждое событие в жизни мусульманина предопределено Богом и записано до сотворения мира в вечную Книгу»» Согласимся с этим и кратко расскажем то, что стало нам известно из этой ,уже прожитой, Книги.
Семья Гаибовых продолжила свою жизнь. Гусейн- эфенди Гаибов, муфтий и председатель Закавказского мусульманского духовного правления суннитского учения, продолжал разъезжать с ревизионными поездками по мусульманским духовным учреждениям за Кавказом. Это было частью его должностных обязанностей.
Главная цель поездок состояла в том, чтобы видеть на месте каждого из духовных лиц, лично удостовериться в степени его познаний и нравственных качествах. Там он проверял правильность ведения записей метрических книг, исполнение муллами разных требований, в том числе «Положения» о недопустимости «сочетать браком девиц насильственно или без согласия родителей и попечителей » (78).
Начиная с 1886 года он, как и его предшественники на этом посту, писал свои «Поучения». Они состояли из семи частей: 1. О повиновении властям; 2. Об обязанностях духовенства; 3. Об отношениях к духовенству иностранных государств; 4. Об эмиграции; 5. Об обязанностях человека в отношении друг к другу; 6. Об обязанностях человека лично в отношении самого себя.7. Обязанности человека в отношении своего отечества. В заключении - Благодарственные молитвы. Чтобы лучше понять жизнь героев нашего повествования, мы иногда будем цитировать тексты из этих наставлений.
«Поучения» составлялись на азербайджанском (тюркском) языке в арабской графике (который являлся официальным языком делопроизводства Управления и школ мусульман) с переводом на русский язык. Молитвы зачитывались на арабском.
Выступая перед единоверцами с проповедью, составленной по традиционным канонам, Муфтий воздавал хвалу Аллаху и благословениям пророка Мухаммада, читал отрывки из Корана, молился за верующих, наставлял их в благочестии, указывал на близкие отношения христианской и мусульманской наций, внушал единоверцам непоколебимую верность и преданность Государю Императору и Отечеству, призывал к послушанию установленным властям и пр.
Мирза Гусейн проповедовал, что все люди происходят от Адама и Евы и принадлежат одному Всемогущему Творцу. Поэтому призывал мусульман поддерживать добрые отношения между разными »племенами», уважать чужую религию и помогать друг другу в случае нужды.
Муфтий предостерегал закавказское мусульманское духовенство от связи с духовными лицами Ирана и Османской империи, которые были исключены из числа утвержденных властями мусульманских служителей культа.
Рядовых мусульман он призывал не проявлять доверчивости к пришлым из Турции дервишам (нищие, ведущие аскетический образ жизни,приверженцы суфизма). Гаибов разъяснял, что они «заявляют себя боговдохновенными и обладающими сверхъестественными силами, а на самом деле, преследуют свои честолюбивые и эгоистические цели для получения наживы».
Мусульмане, «видя их в чалмах и ведущими себя не подобающим образом, слушают их настроенные речи всей душой и сердцем и отдают им свои фитри, закяты и прочие приношения. Если бы эти люди были бы достойными, то они в своей, такой же мусульманской стране, заслужили бы подобные приношения и, покинув свою родину, не приходили бы сюда нищенствовать». И добавлял :» Истинные дервиши всегда отказывали себе во всем» ...
Не знаем, то ли Мирза Гусейн-эфенди очень усердно отговаривал от дервишей, либо так было записано в Книге, но свою любимую дочь Нигяр он отдал замуж за человека с именем Дервиш бек Палавандов, о котором известно только то, что он не был нищим.
Петрова (она же Лагутина, зам. редактора «Вестника Кавказа») представила печальную повесть о том, как под давлением отца, Нигяр выдали замуж не за любимого с детства человека Алиагу Шихлинского, а за Дервиш-бека, сына богатого судьи Газахского уезда Мамеда Али бека Палавандова, ранее служившего на высоких должностях Ставрополя.(2).
Арзу Джаид (редактор блога HerStory) в повести «Об истории любви великого генерала и Нигяр –ханум» рассказала о драматических моментах в двенадцатилетнем периоде жизни Нигяр—ханум : ранней смерти мужа, а в 1907 году и их девятилетнего сына Хосрова (2,4). Таким образом, можно предположить, что период первого замужества Нигяр длился 12 лет (1896? -1907 г.г.).
Добавим свои сведения об этих годах. В 1891 году в Тифлисское мусульманское училище Омарова учения, кроме штатного смотрителя, была введена должность Почетного смотрителя. Звание «Почетного смотрителя уездных училищ» было учреждено в 1811 г. Они считались на государственной службе и обязаны были «иметь надзор за училищами и оказывать им сообразное со средствами вспоможение». Пожертвования почетных смотрителей было необходимым условием для получения этого звания и составляли постоянный доход училищ». А это значит, что почетный смотритель должен быть не из бедных и пользоваться уважением.
На эту должность по представлению Председателя Закавказского мусульманского духовного правления суннитского учения Мирзы Гусейна Эфенди Гаибова был назначен прапорщик милиции Мамед Али-Бек Палавандов из Ахалкалаки (80). Он исполнял эту должность до конца существования училища и по жизни стал близким и верным другом Мирзы Гусейна Гаибова(81,82).
Первые сведения о Мамед Али -беке появились в Кавказском календаре за 1890 год. Там он был представлен, как не обязательный член Тифлисского губернского попечительного о тюрьмах Комитета и его отделений (возможно, от Ахалкалакского) и в звании прапорщика милиции. Это звание он получил за участие в составе почетного караула при встрече Императорского поезда 26 сентября 1888 года на стации Михайлово, где сходились дороги из Ахалкалаки, Ахалцыха, Ардагана и пр. Там прошел большой смотр войск и прием от депутаций из населенных мест, где проживали, населявшие до войны турецкие санджаки(68,69).
При отъезде Его Императорское Величество Всемилостивейше изволил произвести в прапорщики милиции лиц , участвовавших в составе почетного дворянского караула, встретившего Их Императорские Величества(69).Это самый нижний 14 –тый чин,но который разрешал находится на госслужбе и пользоваться всеми её правами и преимуществами.
Мамед Али-Бек Палавандов, согласно поименным «Спискам владельцев земли по губерниям Закавказья с указанием количества принадлежащих им земель», составленным в 1888 году, являлся «землевладельцем привилегированного сословия Тифлисской губернии» и имел в Ахалкалакском уезде свыше 3783 десятин земли в 15 местах Kapзахской общины и др.(80). Это значительно больше, чем у других 12 владельцев земли уезда. По нашему мнению, именно этот человек был отцом Дервиш-бека.
В списке значились пять других Палавандовых, которые имели 3660 десятин земли. Среди них был прапорщик милиции ,чиновник IХ класса Мустафа-бек Фаград- Бек Палавандов, дистанционный начальник земской стражи(орган охраны общественного порядка, безопасности и благочиния) и сверхштатный чиновник Ахалкалакского уездного управления полиции. По всей вероятности, это его цитируемые авторы назначили богатым судьей…
По версии одних авторов, «князь Мамед бек Палавандов был аджарцем», другие считали, что Мамед бек происходил из знатного грузинского рода Паландишвили, но исповедовал ислам(3,7).
Ахалкалакский уезд находился всего в 30 километрах от турецко-грузинской границы. Исторически эта область Грузии была завоевана тюрками-сельджуками в 17 веке. До 1829 г. в Ахалкалакском пашалыке жили в основном турки, в том числе и Палавандовы, где им принадлежали практически все земли.
В 1829 году эта область перешла России по Адрианопольскому мирному договору, но большинство жителей вернулись обратно в Турцию. На их место из Эрзерума под руководством епископа Карапета (Багратуни) переселились армяне, частью в Александрополь, а в основном – в Ахалкалаки и Ахалцых(81).
Некоторые, в том числе и Палавандовы, остались. В годы русско-турецкой войны 1877-1878г.г. миграция продолжилась и многие «турки» опять переселились в Турцию, где остались родственники и пр. Это привело к значительным изменениям в национальном и религиозном составе населения. В 1888 году, когда Тифлисский губернский статистический комитет спросил мусульман Ахалкалаки: «Кто вы?», они ответили: «Мы — турки». Их записали - «омусульманившиеся грузины»(80).
Российская Империя вернула тем, кто мог доказать, дворянские звания князей и беков. Поэтому, на территории Грузии жили князья Палавандовы(швили), исповедующие христианство, и Палавандовы-беки, которые исповедовали ислам суннитского направления. Возможно, бекам восстановили права на земли, принадлежавшие их предкам в Турции.
фото Дерниш бека ПАЛАВАНДОВА
P.S.Приношу свои извинения за то,что доверилась всем авторам, включая азербайджаноязычным и написала вместе с ними неправильно имя ДерВиш бек,так как в книге А.Шихлинского «Мои воспоминания», изданной в 1945 году, имя первого мужа ДерНиш бек.
Свидетельство о публикации №225051301174