Вторник 4-й седмицы по Пасхе

«Даже великие праведники несвободны от греховных склонностей. Но они не соуслаждаются им, не мирятся с ними, но постоянно ведут с ними борьбу и не безуспешно при помощи благодати Божией.

...

Жизнь в нем сохраняется, но сознание теряется. Она поддерживается только питанием, способность к которому не утрачивается. Вот образ души, в которой грех притупил чувствительность к добру и злу. Находящийся в подобном положении человек очень восприимчив ко всему, что служит пищею для его самолюбия и чувственности, радуется и восхищается всем, что удовлетворяет его мирским, чувственным, плотским вкусам, что производит приятное впечатление на его зрение, слух, обоняние, осязание, и раздражается всем, что уязвляет его самолюбие. Он нечувствителен к радостям и скорбям духовным. Ему недоступны удовольствия, свойственные людям благочестивым, доставляемые чтением слова Божия, богомыслием, молитвою, благодатью таинств. Все это ему скучно. Во всем этом он не находит себе пищи, даже напоминание ему о сих потребностях приводит его в досаду и злобу. Когда Господь ущедряет его житейскими милостями, он рад этому, но не чувствует ни малейшей благодарности к Господу, нимало не сознает, что обязан ими Господу. Когда Господь посещает его болезнью и разными житейскими невзгодами, он или совсем не показывает смирения пред Господом, не признавая Его власти в распоряжении судьбами человеческими и потому не раскаивается пред Ним в своих грехах, не благодарит Его за напоминание ему об исправлении и не старается умилостивить Его, или готов скорее роптать на Него и, на доброжелательные советы близких к нему людей обратиться ко Господу, отвечает выражением негодования и даже бранью, вообще нимало не чувствует зависимости своей от Господа.

...

…В подобном состоянии находится духовно-расслабленный человек. В физическом отношении он здоров, незаметно в нем повреждений в умственных способностях, в памяти, в действиях чувств. Но привычка ко грехам, пристрастие к делам житейским и к земным благам доводит его до того, что он перестает сознавать бытие сверхчувственного мира, не придает никакого значения истинам духовным, нимало не помышляет о спасении души, благо жизни и цель ее поставляет в удовлетворении чувственных потребностей и прихотей, теряет сознание различия добра от зла, греха от негреха, в исполнении обязанностей гражданских, семейных, житейских руководствуется не страхом Божиим, не сознанием христианского долга, не совестью, а единственно житейскими побуждениями, страхом ответственности пред судом, пред общественным мнением, соображениями вреда или пользы своих действий. Ум и совесть такого человека в отношении ко всему, что выше самолюбия и чувственности, напоминают паралич мозга, хотя мозг у них физически не поврежден. Такие люди здраво рассуждают о земных вещах; что же касается до всего, что выше земного их рассуждение, речь их о том походит на бред пораженного параличом мозга. Все представляется им в превратном виде. Даже непреложные Евангельские истины, обетования и угрозы или совсем отвергаются ими, или понимаются так, что трудно догадаться, есть ли что-нибудь общее между их пониманием и самым предметом…

...

Тяжело положение расслабленных телесно, но несравненно опаснее и пагубнее расслабление духовное, проявляющееся в указанных нами видах. Но нет болезни телесной и духовной, которой не могла бы исцелить благодать Божия…»

...

_____________________
Фрагмент из книги:
«Костромские поучения за 1898 год»
Глава: «Духовное расслабление. Поучение в неделю расслабленного»
Автор: епископ Виссарион (Нечаев)

***

«Видел некоего человека лежащего, и тяжелым недугом одержимого. Ибо сей имел великое бремя грехов и долговременное страдание болезни. Ему предлагается вопрос, сходственный с его желанием: «Хощеши ли цел быти» (Ин. 5:6)? И не сказал что-либо другое, но оставил его в недоразумении вопроса: потому что вопрос был двоякий. Ибо не только болен был он телом, но и душою, как после Врач ему сказал: «се здрав еси: ктому не согрешай, да не горше ти что будет» (Ин. 5:14), для того и вопросил его: «Хощеши ли цел быти»? О сколь велика его: «Хощеши ли цел быти» ?

...

Обходил некогда Спаситель путем, и два слепца сидели (Мф. 20:30), невидящие телом, просвещенные же умом. Ибо кого не видели книжники, сего показывали слепцы вопиющие. Поскольку фарисеи, в законе поучающиеся (2 Тим. 3:7), и от юности даже до старости о Нем помышляющие, но в невежестве состаревающиеся, говорили, «яко... сего... не вемы, откуду есть» (Ин. 9:29): во «своя бо прииде, и свои Его не прияша» (Ин. 1:11). Слепцы же взывали, говоря: «Сыне Давидов, помилуй ны» (Мф. 9:27, 20:31). И Которого не знали навыкшие закону, Сего познали те, которые не имели глаз, к чтению служащих...

Коему говорит расслабленный: «человека не имам, да егда возмутится вода, ввержет мя в купель» (Ин. 5:7). Спаситель говорит к нему: что ты ожидаешь возмущения вод? Без возмущения исцелись. Что и видимого движения ожидаешь? Словом повеление (Мое) совершается быстрее помышления. Посмотри только на силу источника, и познай Бога, явившегося во плоти. И не смотри на видимого, но на действующего чрез видимого...

...

«Востани, возьми одр твой, и ходи» (Ин. 5:8). Но прежде востани, прежде отложи недуг: потом прими крепость веры. Укрепись прежде против одра, носящего тебя: и в деревянном носиле научись то носить, что тебя носило долговременно...

...

«Исцелевый же не ведяше, кто есть» (Ин. 5:13) Исцеливый. Из сего видно, сколь много далек Спаситель был от тщеславия: ибо исцелив уклонился, дабы не быть познану от исцеления. Мы же все делаем противное...

...

Итак, никто да не будет во плоти, но будучи во плоти, да не ходит по плоти (2 Кор. 10:2–3). Ибо не того хочет Апостол, чтобы мы совершенно удалившись от мира, не делали зла: но чтобы мы, находясь во плоти, порабощали плоть и не были обладаемы ею. Не работать, но господствовать будем: станем употреблять умеренно пищу, не чревобесием отягчаемы будучи, но свое обуздывая чрево, чтобы власть иметь нам и над прочими страстями. Да будет управляемо тело душою, и душа да не будет увлекаема плотскими удовольствиями: «ктому не согрешай, да не горше ти что будет» (Ин. 5:14)...

...

Да слышит посему всяк Иисуса, и более да не согрешает, но да притекаем к прощающему грехи. И если недугами страждем, к Нему да прибегаем. Болезнуем ли душею? Пойдем к Целителю сведущему. Алчем ли? Да приимем хлеб. Мертвы ли мы? Да приимем воскресение. В невежестве ли мы состарились? От самой Премудрости да просим премудрости».

_____________________
Фрагмент из проповеди:
«Проповедь Неделя 4-я по Пасхе. О расслабленном»
Глава: «Беседа о расслабленном при купели (Ин, 5:2–16)»
Автор: Святитель Кирилл, архиепископ Иерусалимский
Источник:
***

«Затворник поверил этим словам и, обольщенный, уже более не молился, но стал ревностно читать книги. При сем он видел беса постоянно молящимся о нем и радовался, думая, что это Ангел творит за него молитву. С приходящими же к нему он много беседовал на основании Священного Писания о пользе души; он начал даже пророчествовать. О нем повсеместно распространилась слава, и все удивлялись исполнению его предсказаний.

...

При этом никто не мог сравниться с Никитою в знании книг Ветхого Завета; все он знал наизусть: книгу Бытия, Исход, Левит, Чисел, Судей, Царств, все пророчества по порядку. Вообще, все книги ветхозаветные он знал очень хорошо, а святых евангельских и апостольских книг, данных нам по благодати Божией для нашего спасения и утверждения в добре, он никогда не хотел ни видеть, ни слышать, не только – читать; ни с кем он не хотел и беседовать о Новом Завете. Отсюда и стало ясно для всех, что он соблазнен дьяволом...

...

...Постепенно пришедши в себя по молитвам преподобных отцов, он исповедал свой грех и горько раскаивался в нем. После этого он наложил на себя особенное воздержание и подвиги, начал вести строгую и смиренную жизнь и превзошел других в добродетелях. Человеколюбивый Господь, видя такие подвиги блаженного Никиты, не отвергая и прежних его добродетелей, в которых он упражнялся со дня юности, принял его истинное покаяние, и подобно тому, как некогда принимая покаяние святого Петра, трижды отрекшегося от Него, сказал ему: паси овец Моих1082, так подобное же знамение принятия покаяния дал и сему блаженному Никите...»

_____________________
Фрагмент из книги:
«Жития святых»
Глава: «Житие святого Никиты, епископа Новгородского»
Автор: святитель Димитрий Ростовский (Туптало)

***

«Свт. Никита родился в XI в. Он начал монашескую жизнь в Киево-Печерской лавре. Будучи совсем молодым и пылая рвением, но не обладая еще даром духовного рассуждения, он затворился в пещере вопреки воле игумена, прп. Никона [23 мар.]. Старцы, имеющие опыт духовной брани, вскоре поняли, что послушник заблуждается, и усердно молились о нем.

...

Никита был спасен от наваждения, но казалось, что он впал в детство. Он вдруг не только забыл весь Ветхий Завет, но даже разучился читать, так что ему снова пришлось учиться, как школьнику. Так, постепенно придя в себя, он понял, в чем была его ошибка, искренне покаялся, проливая обильные слезы, и стал жить в полном послушании и смирении...»

_____________________
Фрагмент из книги:
«Синаксарь: Жития святых Православной Церкви. Том 3»
Глава: «Память святителя Никиты, затворника Печерского и епископа Новгородского»
Автор: иеромонах Макарий (Боннэ), Симонопетрский

***

««В дни игумена Никона (1078–1088 г.), – пишет Поликарп, Печерский инок378, был брат, именем Никита. Искушаемый желанием славы пред людьми, избирая великое дело не для Бога, он просил у старца дозволения идти в затвор. Игумен не позволял ему. „Чадо! ты молод, – говорил он, и потому не полезно для тебя сидеть праздным; лучше тебе трудиться вместе с братьями, и ты не потеряешь твоей награды; сам ты видел брата нашего Исаакия, как он прельщён был; только великая благодать Божия спасла его, и он творит ныне чудеса“. Никита отвечал: „никогда не соблазнюсь я такой вещью, а прошу у Господа, дабы дал мне дар чудотворений“». «Выше сил твоих прошение твоё, – сказал Никон; – остерегись, брат, чтобы вознёсшись не упасть. Смирение наше приказывает тебе служить братии».

Никита настоял на своём. Но не прошло года, как стал он добычей искусителя. Явившийся в виде ангела дал ему совет оставить молитву и заниматься только книгами, а на себя принял молиться за него и молился в виду его. Скоро стал Никита прозорливым и учительным...»

____________________
Фрагмент из книги:
«Жития святых, чтимых Православною Церковию, с сведениями о праздниках Господских и Богородичных, и о явленных чудотворных иконах»
Глава: «Январь. Св. Никиты, епископа Новгородского»
Автор: святитель Филарет Черниговский (Гумилевский)

***

«...Один из встреченных им отцов (иеросхимонах Афанасий, подвизавшийся в башне Свенского монастыря Орловской епархии) произнес слова, запавшие ему в душу: «В тот день, в который я не плачу о себе, считаю себя находящимся в самообольщении».

...Он в особенности указывал на необходимость открывать все свои помыслы духовному отцу и на важность внутренней духовной борьбы посредством внимания, трезвения и Иисусовой молитвы.

...

В 1847 г., физически истощенный, он временно отошел от дел и удалился в Николо-Бабаевский монастырь под Костромой, в Вологодской губернии. Он извлек пользу из этого периода покоя и тишины, сочинив множество писем духовного содержания и продолжив работу над трудами, главное внимание в которых уделялось практике Иисусовой молитвы. Обладая духовно просвещенным умом и сознавая, какие опасности обольщения подстерегают на духовном пути людей неопытных, лишенных надлежащего руководства, он прежде всего настаивает на важности для них искреннего покаяния и смирения, свидетельствуемого слезами, которые служат единственной надежной защитой от прельщения, вызываемого гордыней и самоудовлетворением. Святитель не советует таковым преждевременно пользоваться методами святых отцов и сводить ум в сердце. Св. Игнатий неустанно подчеркивает, что именно нравственное поведение согласно евангельским заповедям может очистить нас от страстей и соделать наше сердце сосудом, достойным принять, когда Господу будет угодно, святое миро сердечной молитвы. Он советует также постоянно прибегать к покаянной молитве, сосредоточивая внимание на словах молитвы Иисусовой, которую следует повторять сначала вполголоса, слово за слово, про себя. Так сосредоточивая внимание, ум постепенно достигает согласия с духом, именуемым у святых отцов также сердцем. Благодаря этому нам, по милости Божией, открывается место сердечное, и все наше существо вовлекается в непостижимый порыв к истинному созерцанию, к духовным радостям, в которых нет места прельщению, и к видению Бога Живого. Но этот безвозмездный дар благодати, эта любовь Божия, нисходящая в душу, достигшую вершин добродетели, останется навсегда недоступной для тех, кто пожелает ее преждевременно, дерзновенно и самонадеянно».

_____________________
Фрагмент из книги:
«Синаксарь: Жития святых Православной Церкви. Том 4»
Глава: «Обретение мощей святителя Никиты, епископа Новгородского (1558). Память святителя Игнатия, епископа Кавказского»
Автор: иеромонах Макарий (Боннэ), Симонопетрский


Рецензии