Сергий и Герман Валаамские
Житие
ПРЕПОДОБНЫХ СЕРГИЯ И ГЕРМАНА ВАЛААМСКИХ.
Их жития утеряны, и мало что известно о земных подвигах двух основателей монашества на Крайнем Севере, но великая монашеская традиция Валаама, Северного Афона, которую они насадили, дошла до наших дней и питала первого святого Америки – отца Германа Аляскинского.
ПРЕПОДОБНЫЕ СЕРГИЙ И ГЕРМАН ВАЛААМСКИЕ.
Память 28 июля и 11 сентября.
ТРОПАРЬ, глас 1.
От мирски;я молвы; бе;гающе, / безмо;лвия и благоче;стия рачи;тели, / в ти;хое приста;нище Валаа;ма / от восто;ка приидо;сте / и в нем, ева;нгельски Христу; доброде;тельми после;довавше, / на верх соверше;нства востекли; есте;. / И ны;не в торжестве; преми;рнем Богозре;нием наслажда;ющеся, / всеблаже;ннии отцы; Се;ргие и Ге;рмане, / Человеколю;бца Бо;га моли;те, // е;же спасти; всех нас, благоче;стно вас почита;ющих.
СОГЛАСНО древнему преданию, острова Валаам в Ладожском озере в Новгородской области на севере России были просвещены апостолом Андреем, который благословил острова и установил крест на скале главного острова. Православная вера сохранялась там на протяжении веков, вплоть до прибытия преподобных Сергия и Германа. Двое святых пришли на Валаам еще до Крещения Руси, поскольку известно, что уже в 960 году там был процветающий монастырь с настоятелем. Они пришли из восточных земель, были греческого происхождения. Оба были иеромонахами и миссионерами.
Преподобный Сергий, который, по-видимому, пришел первым, просветил светом Евангелия местных жителей и поселился на том месте, где святой Андрей водрузил крест. Там он вел строжайшую монашескую жизнь, изнуряя свою плоть постом, бдением и всенощными стояниями, и основал монашескую общину Валаам. Днем он проповедовал Евангелие Христово, крестил местных жителей и переписывал священные книги. Последние дни он провел в аскезе в пещере и был похоронен с большими почестями и церемониями одним из выдающихся местных жителей, которых он крестил.
Его преемник, преподобный Герман, который, возможно, был его прямым учеником или даже пришел вместе с ним, был подобен преподобному Сергию в строгости жизни и апостольских трудах, и он укрепил монашеское основание, заложенное его предшественником. Согласно документу XIV века, все три основных типа монашества существовали очень рано на Валааме: уединенная жизнь отшельника, небольшие группы братии, живущие вместе в скитском житии (скитов в окрестностях Валаама было двенадцать довольно рано), и общежитие. Оба святых были наделены Богом даром пророчества, видя будущие события, как настоящие. Оба были похоронены на месте Андреевского креста.
Вскоре после смерти основателей монастырь на Валааме подвергся набегам местных язычников-кочевников, и монахи забрали мощи святых, чтобы сохранить их. Несколько раз в последующие столетия мощи открывались и привозились на Валаам и обратно из-за неопределенных условий того времени. В XII веке святитель Иоанн, епископ Новгородский, приказал списать икону обоих святых с их нетленных мощей, и иконы святых вплоть до наших дней происходят от этой первоначальной иконы. Когда в то же время святые мощи были снова принесены на Валаам, был установлен день памяти перенесения — 11 сентября.
Эти два святых творили много чудес вскоре после своей смерти, и они стали известны особенно как защитники тех, кто находится в море и как изгонители бесов.
По молитвам преподобных Сергия и Германа была спасена жизнь и, более того, душа шведского Короля-крестоносца, католика и гонителя Православной Церкви. В 1371 году монахи Валаама после сильного шторма на Ладожском озере спасли от утопления человека, цеплявшегося за обломок своего корабля. Это был шведский Король Магнус II1, который, возвращаясь после неудачного нападения на Великий Новгород, потерпел кораблекрушение у берегов Валаама. Его спутники погибли, но сам он, по всемогущему Промыслу Божию, был спасен. По молитвам преподобных Сергия и Германа волны вынесли его в Валаамский монастырь. Старцы, увидев в несчастье Короля особый Промысл Божий, призвавший его в Свою ограду, как некогда гонителя Савла, с радостью приняли своего Венценосного гостя. Осознавая тщету земной жизни, в глубокой благодарности Богу и Его святым за свое спасение, он с радостью слушал монахов, проповедовавших истины Православной веры и Церкви, и, преклонившись перед Промыслом Божиим, сменил Королевскую порфиру на простую одежду монаха, присоединившись к Православной Церкви и приняв святую схиму с именем Григорий. Через три дня после пострига Венценосный схимник был призван Богом к вечному покою.
___
1. Магнус II Эрикссон, родился в 1316 году, Король Швеции и Норвегии с трехлетнего возраста, известный тем, что подавлял крепостное право и был покровителем католической святой Бригитты.
Как свидетельство этого чуда, могила шведского Короля сохранилась на Валааме вплоть до настоящего столетия, и еще одно поразительное чудо прошлого века свидетельствует о благодати, которую он обрел у Бога.
Валаамский монастырь во времена отца Германа. Гравюра XVIII века.
Накануне праздника преподобных Сергия и Германа в 1839 году на Валаам приехали два православных финских крестьянина, которые просили игумена Дамаскина благословить отслужить панихиду на могиле шведского Короля Магнуса. Игумен и все присутствующие хотели узнать причину такого благоговения к этому Царственному монаху, и один из крестьян рассказал, что он был тяжело болен с начала весны и пролежал в постели до июня, едва в силах двигаться. Постоянные нужды его большой семьи терзали его сердце, и он предвидел, что если он скоро не поправится и не начнет работать, то его семья умрет от голода, когда наступит зима. Поэтому он молился всем сердцем, чтобы Господь исцелил его немощь и не допустил такого несчастья. И вот однажды ночью во сне он увидел перед собой двух монахов, в которых он узнал по их иконам преподобных Сергия и Германа. Они сказали ему: «Твоя молитва услышана, и предстательством Богоугодного Шведского Короля Магнуса твое здоровье возвращается. Встань и иди в Валаамский монастырь; там над могилой этого Богоугодного мужа воздай хвалу Богу!» «Я проснулся, — продолжал финн, — исцеленным и немедленно отправился в путь на Валаам; по дороге встретил этого человека, моего соседа, и он рассказал мне, что ему было то же видение, и он получил то же наставление, и что он также исцелился. Мы условились вместе приехать на Валаам». Игумен благословил отслужить панихиду о упокоении схимонаха Григория и всех почивающих на монастырском кладбище, и все прославили Бога, дивного во святых своих.
В XIX веке на Валааме была составлена целая книга о последних чудесах и явлениях преподобных Сергия и Германа. Одно из самых поразительных чудес произошло с Афанасием Демидовым, который вез своего маленького сына Василия поклониться мощам святых. В пределах видимости Валаама их застиг шторм, и их лодка разбилась об лед. Им удалось сесть в небольшую лодку, которая в свою очередь была разбита о берег страшной волной. Когда Афанасий очнулся на берегу, он увидел, что его сын пропал! Охваченный отчаянием, он осмелился бранить преподобных Сергия и Германа, которые, спасая стольких других, не оказали никакой помощи его сыну. Но через мгновение он со слезами раскаялся в своих словах, прося прощения за свое безумие, и в этот момент большая волна выбросила его сына на берег к его ногам! Но увы! сын был мертв, и все усилия отца не могли вернуть его к жизни, он мог только со слезами взывать к святым, чтобы они вернули ему его единственного сына – и Василий открыл глаза. После нескольких минут отдыха мальчик рассказал, как он уже погрузился на дно озера, когда увидел двух монахов, которые взяли его за руки и вытащили на берег. На Валааме Афанасий, воздав хвалу Господу и Его святым, рассказал игумену и братии о чудесном спасении его сына.
НО величайшее значение преподобных Сергия и Германа заключается в монастыре, который они основали на Валааме, который стал известен как Северный Афон. К XIV веку существовал письменный Устав, который регламентировал монашескую жизнью на Валааме вплоть до XX века. Валаам стал важной частью «Северной Фиваиды», куда приходили молодые подвижники и откуда они отправлялись распространять Валаамский идеал по всей Северной России. Вот несколько из многих основных русских отцов (канонизированных святых), которые пришли с Валаама: преподобный Авраамий Ростовский, который прибыл на Валаам в 960 году и позже насадил монашество в Ростове (откуда позже пришел преподобный Сергий); преподобный Арсений Коневецкий, который с Валаама отправился на Афон и позже основал Коневецкий монастырь на финской стороне Ладожского озера; преподобные Савватий и Герман, которые в XIV веке основали Соловецкий монастырь на Белом море, самую северную Лавру России — в недавнее время крупнейший советский концлагерь, особенно для исповедников истинного Православия, где в 1920-х и 30-х годах было заключено более 90 епископов (примерно две трети российской иерархии!); преподобный Александр Свирский, пещерник на Валааме, который в XV веке основал Свирский монастырь к северо-востоку от Валаама, который сам дал святых и был увенчан мученической смертью последних шести монахов от коммунистов (во главе с игуменом Евгением), которые, выкопав себе могилы на третий день Пасхи, попросили разрешения петь «Христос Воскресе» перед расстрелом, а когда им запретили это делать, они все равно начали петь и умерли с пасхальным гимном на устах.
Вид с воздуха на Спасо-Преображенский Валаамский монастырь в 1938 году. Центральная площадь была построена игуменом Назарием в конце XVIII века.
В 1579 году (20 февраля) Валаамский монастырь был полностью разрушен воинствующими скандинавскими лютеранами, и все 34 монаха и послушника были замучены за свою веру; память о них сохранялась особым днем памяти на Валааме вплоть до XX века.
Именно в это время безвозвратно исчезло письменное житие преподобных Сергия и Германа, о существовании которого было известно до этого. В конце прошлого века финский ученый, профессор О. Форсстрём, заявил, что можно было бы восстановить ценные материалы о Валааме, включая житие основателей, путем исследования Новгородских рукописей, находящихся в Королевском архиве Стокгольма, где хранилось много материалов из России; но до сих пор такие исследования не проводились. Возможно, наконец, в наши дни какой-нибудь инициативный и благочестивый православный скандинав позаботится об этом!
У входа в суровый Валаамский скит святого Иоанна Предтечи (1938).
Непосредственно перед опустошением Валаама в XVI веке монахи позаботились о том, чтобы захоронить святые мощи преподобных Сергия и Германа так глубоко под землей, что их никогда не выкопают, и они остаются там по сей день. Когда в конце XVIII века рыли фундамент для главной монастырской церкви Преображения Господня, гробница святых была случайно частично открыта; но игумен Назарий, несмотря на общее желание, запретил ее выкапывать и вскрывать. Его мудрость была оправдана в начале следующего столетия, поскольку, когда игумен Ионафан попытался открыть мощи, братия, которая копала, не успела достичь каменной плиты, закрывавшей настоящий саркофаг, как пламя охватило могилу и показало Божественное неблаговоление к предприятию, которое был немедленно оставлено.
В начале XVIII века монастырь был возрожден по приказу Императора Петра I, а к концу XVIII века он вступил в новый период расцвета, когда митрополит Гавриил Петербургский, издатель славянского Добротолюбия, послал игумена Назария из Сарова, чтобы тот стал возродителем его духовной традиции (1785). Игумен Назарий был в духовной традиции старца Паисия (Величковского), и после него Валаам стал одним из ведущих духовных центров России, в той же традиции, что и знаменитая Оптина пустынь с ее Богоугодными старцами, давшая миру множество великих подвижников, непрославленных святых, вплоть до наших дней. Отец Герман Аляскинский был верным учеником игумена Назария, и именно по послушанию ему он отправился на Аляску, чтобы уподобиться одному из первооснователей Валаама, чье имя он носил, посеяв семя православного монашества и духовности в Новом Свете. Часовня на Еловом острове над могилой отца Германа сегодня посвящена преподобным Сергию и Герману.
Вплоть до революции 1917 года Валаам процветал как духовно, так и материально, с более чем 1500 монахов и со множеством скитов и мест отшельничества на островах Ладожского озера. После революции он оказался на финской стороне границы и, таким образом, не был тронут коммунистическим игом1, хотя монахи могли видеть, как их православные братья принимали мученическую смерть на советской стороне озера.
___
1. При этом некоторые валаамские монахи, находившиеся за пределами монастыря, сподобились мученического венца: игумен Антоний, игумен Илия, архидиакон Иоанн (Кривоносов), иеромонах Афанасий и другие.
Однако Валааму пришлось пережить иные гонения. Финляндская Православная Церковь, спеша идти в ногу с беззаконными временами, приняла новый (папский) календарь в 1920-х годах и навязала его Валааму. Только меньшинство монахов приняло его, а большинство разделилось: многие просто покинули Валаам (некоторые из них были насильно выселены полицией) и отправились в другие места, в то время как другие, ведомые своими святыми старцами, остались, чтобы стать исповедниками Православия в стенах монастыря, отказываясь от молитвенного общения с обновленцами или принятия от них таинств.
Валааму, уже израненному духовно, не суждено было долго это пережить. Во время Второй Мировой войны он оказался на передовой линии войны между Финляндией и СССР; многие здания были разрушены, а монахи бежали от наступающей Советской Армии. Многие церковные ценности были спасены, и на ферме в Финляндии был основан Новый Валаам. Но новых монахов не было, и теперь последний монах Валаама умирает, и через несколько месяцев, вероятно, исторического Валаама больше не будет, его последние сокровища будут поделены Финляндской Церковью.
Что касается старого Валаама, теперь в СССР, судьба почти всех, сотен монастырей дореволюционных времен, повторилась: сначала подвергшись сатанинскому глумлению и святотатству безбожников, когда часовни были превращены в туалеты, а все святое было осквернено, позже территория использовалась как тюрьма для малолетних преступников, затем как дом инвалидов войны, а теперь это интернат. Как и во всей остальной Советской России сегодня, здесь царит мерзость запустения — до тех пор, пока Бог попускает.
Свидетельство о публикации №225051301588