Легенды вокального искусства. Джульетта Симионато
Симионато родилась 12 мая 1910 года в Форли. С раннего возраста музыкальная и певческая одарённость заговорили в ней и она уже в школе пела с монахинями. Однако её мать, набожная, но деспотичная женщина, была не прочь, чтобы Джульетта стала монахиней и пела "для Мадонны", но говорила, что лучше убьёт дочь своими руками, чем увидит её певицей на сцене.
В 1925 г. мать умерла и Джульетта смогла продолжить заниматься пением, будучи совершенно одинокой, всего добиваясь сама.
Как она говорила: "Я должна была петь, чтобы выжить!".
В 1927 году уже состоялся дебют на сцене в известной тогда музыкальной комедии "Нина, не будь глупой!".
А вскоре, продолжая учиться в Падуе у маэстро Палумбо, она дебютировала в опере в партии Маддалены из "Риголетто" Верди.
В 1933 году Джульетта стала победительницей конкурса вокалистов во Флоренции, в состав жюри которого входили такие легенды оперы, как Розина Сторкьо, Алессандро Бончи, Саломея Крушельницкая, маэстро Туллио Серафин, а председателем был Умберто Джордано .
После этого, в 1934-35гг. она участвует в оперных сезонах на Мальте и в Тунисе, исполняя большое количество разнообразных партий.
А в 1936-м начинает петь в "Ла Скала".
Но здесь не всё было просто и безоблачно.
В те годы в Италии уже царила целая плеяда выдающихся меццо-сопрано, родившихся чуть раньше. При этом, некоторые из них обладали не только замечательными данными, но и поддержкой высокопоставленных лиц тогдашнего тоталитарного режима - так Джанна Педерцини являлась подругой одного из министров Муссолини - Фариначчи, который часто лично отдавал распоряжения относительно её участия в спектаклях и причитающихся ей гонораров, у Клое Эльмо брат её мужа был связан с правящей верхушкой). Кроме того, в полном расцвете находились такие великие певицы, как Эбе Стиньяни и Елена Николаи...
Симионато было очень непросто пробивать себе дорогу в этих условиях. В Ла Скала, хотя её профессионализм ценили, всё же поначалу чаще ей отводили роли второго плана, в которых нельзя было по-настоящему показать себя и использовали для "страховок".
Перелом произошёл в 1947 году . Тосканини выбрал её для исполнения партии Астерии в "Нероне" Бойто, что привлекло к ней большее внимание. И в том же году она исполнила одну из любимых своих ролей - Миньон в опере Тома, которая принесла ей огромнейший успех у публики, хоть и несколько неожиданный - публика пришла в театр, главным образом, ради Ди Стефано, певшего Вильгельма. Но в тот вечер ей устроили десятиминутную овацию!
С этих пор Симионато почти на двадцать лет становится "главным" меццо-сопрано Скала.
С середины 1940-х начинается активная гастрольная деятельность певицы. В 1945-м она с огромным успехом поёт Дорабеллу в Женеве п.у. маэстро Бёма, в следующем сезоне повторяет её в Париже. Затем исполняет Керубино в Женеве, на фестивалях в Глайндборне и Эдинбурге. Далее следуют триумфальные "мексиканские" сезоны.
А в 1950-х ей некогда перевести дыхания и оглянуться назад. Помимо Ла Скала и других итальянских сцен, все театры мира хотят заполучить её: Венская опера и Ковент Гарден, Метрополитен и Чикагская Лирик-опера, Парижская опера и Зальцбургский фестивальный театр...
В эти годы она страдала от сильнейших мигреней, но всегда выходила на сцену и повергала в изумление всех вокруг: "Как? на "прогоне" она ничего не могла , её только тошнило, как она может так петь?!"
Её самообладание, отдача и способность при самых худших обстоятельствах оставаться на высоте профессионализма были поистине легендарными.
Репертуар Симионато был невообразимо широк: он включал 117 партий от Монтеверди, Пёрселла и Чимарозы до Бартока, Пиццетти и Менотти. В нём было место и партиям в русских операх: она пела Марфу и Любаву, а в "Борисе Годунове" исполняла все четыре партии: Марины, Феодора, Мамки и Шинкарки.
Но, конечно, весь мир знал её как великую вердиевскую певицу (её Амнерис, Эболи, Азучена -это золотой фонд истории) и исполнительницу ролей бельканто.
С ней связано возрождение амплуа россиниевского меццо-сопрано: Золушка, Розина, Изабелла, Танкред и др. снова зажили благодаря Симионато полнокровной жизнью. Хотя сама она не считала себя россиниевской певицей - она пела лишь то, что написано, почти не делая столь модных сейчас добавлений, вариаций, вставных нот, но, слушая её филигранную колоратуру в рондо Золушки, рассыпающуюся на две с половиной октавы, вы даже не догадаетесь о сумасшедших трудностях этой партии, или её финальное "си" в каватине Розины - это была не нота, это было "солнце в зените"!
Среди лучших партий Симионато также Адальжиза в "Норме" и Джованна Сеймур в "Анне Болейн, Леонора в "Фаворитке" и Миньон, Кармен и Шарлотта, Далила и Сантуцца...
Потрясением для всех стало её исполнение партии Валентины в легендарной постановке "Гугенотов" в Ла Скала в 1962 году с умопомрачительным составом( Корелли, Сазерленд, Гяуров). В этой сопрановой партии, требующей огромного мастерства и выносливости, предельно раскрылся фантастический диапазон Симионато. Особенно знаменитым стал дуэт из 4 д. с Раулем-Корелли, где оба предстают во всём блеске и великолепии, в том числе, когда "взмывают" на чистое верхнее "до", поражая беспредельной свободой и красотой вокала.
В 1964 году певица участвовала в первых гастролях Ла Скала в Москве. Несмотря на то, что она тогда простудилась и была не в лучшем состоянии, она выступила во всех спектаклях и концертах, и по многочисленным утверждениям очевидцев, её исполнение партии Азучены было одним из самых сильных впечатлений не только от спектакля "Трубадур", но от всех гастролей в целом: даже находясь не в лучшей форме, она поражала звучанием своего голоса, который с невероятной свободой то озарялся "яркими вспышками" в верхнем регистре, то изумлял сочным, органным звучанием низов, а также необычайным актёрским талантом и исполнительским темпераментом.
Тем, что Симионато могла петь буквально всё, сохраняя красоту и бархат своего тембра, его основной "цвет", она восхищала и многих своих коллег.
Джон Викерс, например, считал, что у неё самый безупречный по ровности и красоте голос и говорил ей: "Джульетта, я люблю петь с тобой, потому что весь вечер беру уроки вокала".
Кроме того, все говорили о чудесном характере Симионато, которая никогда не выказывала никакой злобы или зависти в отношении коллег, не обидела никого какой-либо колкостью или резкостью.
Джульетта Симионато прожила огромную жизнь, не дожив всего неделю до своего столетнего юбилея.
Она была абсолютно выдающимся явлением в истории вокального искусства, и её имя навсегда сохранится в ней как одно из самых славных и незабываемых.
((Материал с музыкальными фрагментами - в журнале "QUI la VOCE" во ВК от
12 мая 2020)
Свидетельство о публикации №225051301621