Кто такие казаки откуда они взялись?

Попробуем узнать мнение историков.
В научной литературе являются две полярные теории происхождения казачества. Первая
На сегодняшний день господствующими в общественном мнении и в научной
из них, по меткому выражению Игоря Яковенко, может быть названа "казенной"
и возводит казачество к вольнице беглецов из русских земель в Дикое Поле.
Бежавшие от феодальной эксплуатации в Степь "искатели воли" (в основном,
крестьяне и холопы) и создали, по мнению авторов этой теории, к середине XVI
в. особую организацию - "казачество", постоянно подпитываемую новыми
потоками переселенцев из Центральной и Западной России.
некоторые представители "казачьей науки", вольно казачье движение и др.,
Вторая теория, приверженцами которой являются, в первую очередь,
считает казаков особым этносом (национальностью), возникшим еще в
античную эпоху (в начале нашей эры) от смешения туранских, скифских, меото-
славянских, аланских и прочих племен с торжеством среди них славянской
речи. Подобная трактовка казачьей этнической истории позволяет обосновать
обособленность казаков от остального русского населения, объясняет их
национальную самоидентификацию и культурно-бытовое своеобразие.
изучении этнической истории придали упомянутой теории идеологическую
Возрождение казачества, вспышка интереса к нетрадиционным подходам в
функцию, сделав ее знаменем наиболее радикальных ревнителей национальной
исключительности казаков. Кроме этих двух, существует довольно большое
количество условно говоря "промежуточных" теорий: -
А.А. Гордеев, автор "Истории казаков" возводит происхождение казачества к
взимаемой Золотой Ордой с покоренной Руси "дани кровью" - "тамги".
Забираемые в Орду русские юноши использовались для охраны степных границ
и несения ямской службы, воспринимая уже готовые формы военной и
общественной организации степняков (монголов и половцев). -
в результате половецко-русского смешения при явном доминировании
Уже упоминавшийся нами И. Яковенко убежден в том, что казачество возникло
половецкого субстрата. По его мнению, антропологические (форма черепа,
телесная конституция) и этнографические (особенности бытовой культуры и
песни) данные выдают в казаках природных степняков. - И.Я. Куценко считает,
что казачество это своеобразная и "самобытная народная демократия...,
превратившаяся в служилое сословие". - В.П. Трут считает принадлежность
казачества к самостоятельной этнической группе и его характеристику как
этноса (народа) вполне оправданной и не вызывающей сомнений.
- Б.Е. Фролов, опираясь на большое количество документированных фактов,
подчеркивает поли этничность происхождения казачества.
- Л.М. Галутво считает казачество единым населением с определенным
хозяйственно-бытовым укладом, традициями и культурой.
- О.В. Матвеев вполне резонно замечает, что "при решении проблемы
необходимо учитывать прежде всего специфику каждого отдельно взятого
казачьего образования" - А.И. Козлов видит (не без оснований) экстремизм в
попытках возродить казачество как этнос, находя все новые аргументы в
обоснование "сословной" теории.
самостоятельности казачества.
- П.Н. Лукичев и А.П. Скорик объявляют очевидным тезис об этнической
территории Дикого Поля шло формирование казачества как особой социальной
- Р.Г. Тикиджьян указывает, что "в конце XIV - первой половине XVI веков на
и этнографической группы (субэтноса) на полиэтнической основе". Кроме этих
наиболее известных современных теорий существует и целый ряд не
потерявших актуальности исторически более давних гипотез.
Первыми, кто пытался выяснить вопрос казачьего этногенеза были в XVII в.
поляки Пясецкий и Коховский, считавшие, что казаками (или козаками)
назывались те люди, которые на своих лошадях были быстры и легки как
козы. В XVIII в. таким же чисто внешним филологическим путем, основываясь
на созвучии в названиях, начинают видеть в казаках остатки или потомков
различных народов. Грабянка, а за ним А. Ригельман производили казаков от
хозар.
Мстислав Владимирович поселил в XI в. в Черниговщине.
Ян Потоцкий видел в казаках потомков тех косогов, которых великий князь
впоследствии у русских людей назывались черкасами), жители которого
По мнению В.Н.Татищева, в Египте был город Черказ (от него, и казаки
переселились на Кавказ и стали называться косогами. Из Кавказа выводил
казаков и Петр Симоновский, сближая римское название Гиркании
(историческая область на Кавказе) с латинским словом HIRKUS - козел. Кроме
филологических были и другие попытки объяснить происхождение казаков.
Польский историк Кромер и русский князь М.М. Щербатов видели в казаках
остатки половцев. Вольтер в "Истории Карла XII" - остатки татар. Н.М.
Карамзин, С. Соловьев, В.Б. Броневский - потомков тюркского народа,
жившего на юге России и известного под именем Черных Клобуков.
казацком войске в начале XVI в., говорит, что казачество выделилось из народа,
Польский хроникер Мартин Вельский, дядя которого был первым старшиной в
благодаря умственному складу и характеру некоторых лиц и условий жизни.
В целом взгляд Вельского на казачество как на класс рыцарей разделял и
французский инженер Боплан, около 20 лет пробывший на Украине, и
украинский летописец Самоил Величко. Н.И. Костомаров считал казаков за
мещан, которые ходили на юг сначала на промыслы, а затем условиями жизни
они принуждены были вооружаться и вести военный образ жизни.
Не буду утруждать Вас всей статьей, а тем более диссертацией.
Как видите Вариантов много и даже самых экзотических. Картина повторяется,
как и в предыдущей статье.
Выводы будем делать в конце книги. Мы только в начале пути, а уже столько
информации и никакой ясности.
Посмотрим наиболее часто встречающиеся варианты определения слова казак и
попробуем так выяснить интересующий меня вопрос.
Мой анализ показал: чаще всего идет речь о воине, защитнике, пограничнике,
воинской доблести.
то, что меня волновало, как развивались морально нравственные принципы
Во всяком случае на какой-либо этнос я не вижу указаний, но я не увидел у них
казачества. Я согласен с авторами в том плане, что казачество развивалось
параллельно разных морально нравственных и религиозных условиях, но не
понятно какие именно принципы позволили им сохранить свою самобытность, а
не раствориться в той культуре, в которой они обитали.
совпадали с основными торговыми путями, объединявшими Азию с Европой.
Я обратил внимание на то, что странным образом реки, где обитали казаки
Эти пути надо было как-то охранять от тех кто хотел бы поживиться за счет
караванщиков.
охранные структуры и разбойники в соседних с великой степью странах.
- И последнее мне хотелось бы проследить были ли подобные казакам
зависимости от языковых особенностей: хасаки, кайсаки или же в смешении с
В пределах озера Балхаш существовала другая казачья «орда», называвшаяся, в
другими ордами «киргиз-кайсаки». Та и другая орда казаков, после завоевания
монголами Средней Азии, вошли в состав их владений и в организации
вооруженных сил монгол составляли части легкой конницы, выполнявшей
вспомогательные задачи: несли службу по охране границ, внутренней
безопасности, вели разведку и в сражениях первые начинали бой.стр 18
Сложность и многослойность понятия "казак" проявляется в отсутствии единого мнения о его значении, что обусловлено разнообразием социальных групп, которые, не называя себя казаками, исполняли роли, схожие с традиционными обязанностями казачества. Параллельно, вопрос о происхождении термина остается открытым, ведь существует более 18 официальных версий, которые могут быть условно разделены на местные и пришлые. Это множество трактовок и версий подчеркивает, что казачество не является узким понятием, ограниченным этническими, народными или сословными рамками. Оно представляет собой сложное и многогранное явление, отражающее богатую историю и культуру, а также разнообразие идентичностей, связанных с этим термином.


Рецензии