Открытия Семёна Дежнёва
Он стал 1-м мореплавателем, который преодолел пролив между Азией и Северной Америкой.
Первооткрыватель Чукотки, основоположник Северного морского пути, выяснил, что Азия и Америка разделены проливом. За 80 лет до плавания Витуса Беринга - в 1648 году - он прошёл из Северного Ледовитого океана в Тихий, доказав, что Азия и Америка отделены друг от друга проливом.
Отнюдь не случайно его имя присвоено крайней восточной точке Евразии — мысу Дежнёва.
***
Семён Иванович Дежнёв родился примерно в 1605 году.
О месте его появления на свет тоже точно не известно:
• не то в Великом Устюге,
• не то в деревне Есиповской в нынешней Архангельской области.
Он родом из крестьянской семьи.
И с ранних лет узнал всю трудность и многообразие нелёгкого крестьянского труда.
Вместе с родителями мальчик промышлял пушнину, умело владел оружием, освоил навыки установки рыболовных снастей, познал основы кораблестроения, научился плотницкому делу.
Подростком он совершил первое плавание на Соловецкие острова – в рамках службы отца.
А в 17 лет Дежнёв-младший поступил матросом на поморское судно коч.
Что такое коч?
Коч – поморский корабль, палубное речное судно со скруглённым дном (чтобы избежать вмерзания во льды), длиной около 9 метров, ходившее под парусом. Если ветра не было, шли на вёслах.
Изначально эти суда вообще не предназначались для хождения по морю.
Грузоподъёмность - от 8 до 40 тонн.
Команда его состояла обычно из 12 мореходов, а всего он мог принять на борт до сорока человек.
Благодаря низкой, всего два метра, осадке мог проходить там, где европейские суда садились на мель.
Что немаловажно – на нём можно было не только плыть, но и тащить его волоком от озера к озеру, от реки к реке, а льды его не калечили в своих объятьях, а выдавливали наверх.
Первый опыт хождения под парусом Дежнев получал на судах архангельского купца, в том числе совершив путешествие к устью Оби, а оттуда вверх по течению к сибирскому городу Мангазея – то был караван из нескольких кочей…
***
Семён Дежнёв был отважным и мужественным, великодушным и справедливым человеком.
Дошедшие до наших дней письменные источники гласят, что Семён Дежнёв был человеком редкой честности, совестливым, надёжным, добрым, волевым, бесстрашным, уравновешенным, миролюбивым.
Прежде чем пойти войной, он пытался урегулировать любой вопрос мирно, без лишнего кровопролития.
Семён Иванович сумел выстоять там, где ломались очень сильные люди. Ведь богатства вокруг были немереные, каждый соболь стоил небольшое состояние. Безнаказанность за преступления – почти полная. Лишь совесть была преградой на пути превращения в зверя.
У Дежнёва, помимо несомненной отваги и мужества, смелости и опыта, имелся дипломатический талант и умение находить взаимовыгодные компромиссы. Он умел находить общий язык с коренным населением края и потому, пользуясь у них авторитетом, нередко мирил враждовавшие между собой племена.
Он не просто умел сгладить конфликт с коренными сибирскими народами, но и сам выступал третьей стороной в конфликтах внутри родов и семейств, стремясь избежать кровопролития.
Нужно сказать об одной особенности характера Семёна Дежнёва. Везде и очень скоро он становился во главе какого-нибудь дела, но сам в начальники никогда не рвался. Если назначат сверху или выберут снизу – не отказывался, и потом держал место крепко.
Несгибаемый дух его позволял Дежнёву покорять Ледовитый океан на речном судне и неделями идти на лыжах к неоткрытой ещё реке после того, как потерпел кораблекрушение… зимой.
Хорошим человеком был Семён Иванович. И потому, может, Судьба и помогла Дежнёву совершить великое открытие, чтобы не забыли мы образ этого человека – ярого в бою, милостивого после битвы, верного царю, ничем себя не запятнавшего.
***
В 1630 году пришёл указ о наборе вольных людей для службы в сибирский город Тобольск. Нужно было набрать пять сотен крепких мужчин. Дежнёв соответствовал всем требованиям, и оказался в числе нанятых. Отряд формировался в родном городе Семёна – Великом Устюге.
• В Сибири он вначале служил в Тобольске.
• Позже его перевели в Енисейск, где он и пробыл вплоть до 1638 года.
Там пролетели первые восемь лет его походной, но довольно ровной жизни, после чего покоя он не будет знать уже почти до самой смерти.
За это время среди его знакомых появилось много первопроходцев, с которыми он спустя некоторое время отправился открывать и осваивать новые территории.
• Оттуда в 1638 году перебрался в Якутский острог, только что основанный по соседству с ещё не покорёнными племенами инородцев.
Туда его взял знаменитый атаман Бекетов.
В Якутске Семён Дежнёв служил рядовым казаком.
Скромное жалованье не выплачивали годами. Не на что было «платьишка и обувь купить».
Дежнёв стал заниматься пушным делом.
Острог постепенно разрастался, став городком, не уступающим по населению Сольвычегодску. Так как русских женщин было очень мало, пришлецы женились обычно на якутках, становились частью здешнего мира.
Когда в 1641 году до Лены добрались священники, жёнок окрестили и обвенчали. Не стал исключением и Дежнёв. Он женился на якутянке Абакаяде Сючю.
В браке родился сын Любим. Со временем он также стал казаком.
Обзавелись избой, хозяйством, кое-какой скотиной, вот только пожить вместе особо не вышло. Такая уж служба была…
Начиная с 1640 года Дежнёв неоднократно принимал участие в походах по Восточной Сибири. В них он собирал ясак – налог пушниной.
Это была опасная служба - нередко казакам приходилось мирить племена, которые вели междоусобные войны.
Согласно политике царя (в то время – Михаила Романова) с несогласными и настроенными враждебно представителями народов Сибири – будь то тунгусы, якуты, эвенки, юкагиры или чукчи – надлежало обращаться мягко, уговорами и убеждением выстраивать лояльность к царю и государству.
Это получалось у Дежнёва как нельзя лучше.
Семён Дежнёв несколько раз участвовал в посреднических миссиях и проявил себя как незаурядный дипломат.
• Осенью 1640 года атаман Осип Галкин отправил Дежнёва на Вилюй во главе небольшого отряда навести порядок «без порчи, без драки».
Требовалось исполнить два дела.
- Первое – «примирить» два якутских рода на реках Татта и Амга.
Удалось без кровопролития вернуть одному из племён то, что бесцеремонно отняло другое, – коров и лошадей.
- Куда заметнее было другое достижение.
Он отправился в Оргутскую волость. И вот тут Семён Дежнёв поразил всех по-настоящему, сумев склонить к уплате ясака воинственного вождя Сахея.
Этот мятежный князёк отказывался от оплаты ясака. Он умел навести страху: убил трёх казаков, сильно потрепал большой отряд, посланный якутским начальством, – и это лишь самые крупные из его безобразий.
Поэтому, когда Дежнёв вернулся от Сахея не просто живым, но привёз ещё и три с половиной сороков соболей, в Якутске стало ясно: недюжинный человек появился на Лене-реке.
И дело тут не только в мужестве, которого Дёжневу было не занимать. Он никогда не наглел со страху, не нервничал, а вёл себя по-людски, представляя державу. Не было такого, чтобы Семён Иванович превращал сбор ясака в грабёж, хотя биться приходилось часто. Даже с аманатами – своего рода заложниками и послами одновременно – умел, бывало, сойтись так, что они становились ему товарищами. Где добрым словом брал, где взглядом, после которого пропадало желание бузить.
• В 1641 году Семён Иванович с партией из 15 человек собирали ясак на реке Яне.
Они смогли доставить его в Якутск, выдержав схватку с шайкой из 40 человек.
На Яну сходили удачно, но вернулись, застав в Якутске не лучшие времена. Всё, что добыли для себя сверх ясака, отнял Поярков – третий человек в городе после воевод Петра Головина и Матвея Глебова. Справедливости искать было не у кого.
Потеряв из-за беззакония всё, что заработал в походе, Дежнёв снова засобирался в дорогу. На этот раз на Оймякон – приток Индигирки.
Не ведал казак, что никогда больше не увидит недавно крещённую Абакан, что сын Любим вырастет без отца.
Уходил на год, а вернулся через 20 лет (прямь как греческий герой Одиссей!).
• В следующем – 1642-м году - он вместе с Михайло Стадухиным отправился для сбора ясака с местных жителей – якутов и эвенков на реку Оемокон (Оймякон).
Эта местность – полюс холода, где даже в 20-м веке температура падала до минус 77,8 градусов. А что было в 17-м веке, куда более холодном, страшно даже представить.
Путь отряда лежал по высоким гребням Верхоянского хребта.
Преодолев его первооткрыватели вышли на реку Индигирку (местные жители звали её Собачьей рекой).
Добрались до цели без особых происшествий. На месте познакомились с эвенкийским князьком Чоном и якутским Удаем. С ними установились не просто хорошие, а дружественные отношения. Весьма вероятно, что именно присутствие Дежнёва, как одного из вожаков отряда, сыграло большую роль в установлении добрых отношений с эвенками.
К сожалению, не все его спутники были таковы.
Узнав о существовании Ламского (Охотского) моря на востоке, Стадухин отправил туда экспедицию, которая вернулась, прихватив с собой одного из князьков ламутов (эвенов). Хотели таким образом принудить его племя к выплате ясака. Только вот местным жителям такой подход показался слишком грубым. И они, нагнав обидчиков, объединившихся с основным отрядом, вступили в бой. Выбили почти всех лошадей и переранили казаков, в том числе Дежнёва, в которого попали две стрелы
При соотношении сил 1 к 30-ти шансов выжить не было.
Спасли русских вожди Чона и Удай, пришедшие на помощь в трудный час.
«И мы, холопи твои, – написал Дежнёв царю Алексею Михайловичу много лет спустя, – бились, из оружия стреляли, а ясачные тунгусы и якуты за нас стояли».
В бою погиб князь Удай. Но ламутов отбросили. И стали медленно приходить в себя, пытаясь понять, что делать дальше.
Уцелевших лошадей и пару казаков, чьи раны были не слишком глубоки, отправили с ясаком на Лену.
Положение остальных было довольно драматично. Нет лошадей – значит, не на чем везти припасы через пространства в сотни километров, в том числе через горные перевалы. Это и для здоровых почти верная смерть. А что говорить о людях, потерявших немало крови.
В общем, путь назад оказался заказан.
И что же, отчаялись?
Нет, отправились дальше на восток, открывать Ковыму (Колыму), о которой много были наслышаны от местных жителей. Есть, мол, такое место – рай на земле. В реке рыбы видимо-невидимо, на озёрах птицы, в лесах зверья и соболей чёрных, самых лучших, и песцов, и лисиц.
Нашёлся в отряде мастер-помор, умевший строить кочи, остальные взялись ему помогать.
Затем уже почти доплыли по Индигирке до Северного Ледовитого океана.
И дальше отправились по океану искать землю обетованную.
Затем достигли реки Алазеи и добрались до реки Ковыма (Колыма).
Так летом 1643 года Дежнёв в составе отряда землепроходцев под командованием Михаила Стадухина открыл реку Колыму.
Повстречались в устье Колымы с так называемыми оленными людьми – чукчи или юкагиры. Русские люди почему-то им не глянулись. И погнались оленные люди на лодках за пришлецами. А те вместо того, чтобы повернуть обратно в море, устремились в сторону верховья. Три дня длилась погоня – насилу оторвались.
Посреди течения Колымы основали городок. И обживались там тихо-мирно, пока местные жители не заметили незваных гостей. А как заметили, то пошли убивать.
«А меня, – писал потом Дежнёв царю, – холопа твоего, в левую руку по завити железницею насквозь прострелили».
В этой переделке он отличился, срубив лучшего бойца у противника – брата князька Алана. Бой закончился тем, что среднеколымцы признали на время власть Московского царя, недоумевая, как казаки, которых и трёх десятков не было, смогли победить.
3 года русские осваивались на Колыме.
После этого Стадухин повёз пушнину на Лену, взяв с собой половину людей.
Вожаком после себя оставил Семёна Дежнёва.
И решил тогда князёк Алан перепроверить, так ли уж хороши эти люди, как показалось сначала. Теперь их стало куда меньше. Алан же, наоборот, сумел подготовиться, собрав под своё начало несколько сот воинов.
И вся эта сила ринулась на штурм зимовья.
Казаки защищались отчаянно. Уже приготовились было к смерти. И тут один из воинов бросился в гущу противника и, пробившись к Алану с копьём, «сколоти» того «до смерти». Потеряв вождя, юкагиры пришли к окончательному выводу: за русскими Кто-то стоит. Ну не может обычный человек так сражаться – духу не хватит!
После битвы казаки прочли молитвы над могилами погибших товарищей и возблагодарили Бога за то, что сами уцелели.
Весть об открытии Колымы распространилась очень быстро, после чего туда хлынул народ – в одно лишь лето 1647 года приплыло больше 400 человек. В основном это были купцы, охотники, знатные люди вроде боярина Романова, даже монахи Антониево-Сийского монастыря с послушниками из числа поморов.
Ну а Дежнёву, наоборот, пришло время наконец-то возвращаться. Дело сделано, нужды в нём на Колыме вроде не было…
• В 1647 году Дежнёва отправили в экспедицию, руководителем которой был торговец Федот Алексеев (Холмогорец или Попов).
Путешественники должны были проплыть вдоль побережья Чукотки, однако их попытка сорвалась.
• В июне следующего – 1648-го года - Дежнёв вместе с Алексеевым второй раз попытались выполнить поставленную задачу.
На семи кочах вышли в Восточно-Сибирское море 90 человек.
Отправились вниз по Колыме и вскоре достигли Ледовитого океана.
Люди были преисполнены надежд. Двигаясь среди редких в летнюю пору льдин, они ещё не знали, что плывут навстречу гибели – мало кому посчастливится её избежать…
Два коча исчезли среди бушующих волн во время страшного шторма вместе с командами.
Ещё два экипажа смогли выброситься на берег, где лишились жизни от голода или в результате стычек с коряками.
Одна беда сменяла другую.
Пристали было к берегу, чтобы люди могли отдохнуть и пополнить запасы воды, но русских сначала обстреляли из луков, а потом атаковали с копьями воины какого-то местного племени.
«На пристанище торгового человека Федота Алексеева чухочьи люди на драке ранили», – написал об этом впоследствии Дежнёв.
Шторма играли корабликами, перекатывая через палубу громадные валы. Нет спасения, только заледеневшие губы шепчут сами собой молитву.
3 коча, вместе с Дежнёвым, продолжали плыть на восток.
В августе они вынуждены были, следуя за линией побережья, повернуть на юг.
Дежнёву удалось выяснить, что Азия заканчивается мысом, который он назвал Большой Каменный нос (ныне это Мыс Дежнёва).
Сплавали на острова неподалёку, подивились.
• Дежнёв отписал потом государю:
«Тот Нос большей, вышел в море гораздо далеко, а живут на нём люди чухчи добре много. А против того же Носу есть острова в море. А на островах людей добре много ж. Называют их зубатыми, потому что пронимают они сквозь губу по два зуба немалых костяных. А доброго побегу от Носа до Онандыри-реки трое сутки, а боле нет. Море большое и сувои великие о землю близко».
Под сувоями понимается волнение на море, место столкновения двух встречных течений при наличии прилива. Этот процесс особенно ярко проявляется в проливах между материком и прибрежными островами.
Обогнув мыс, который впоследствии будет назван в его честь, Дежнёв в начале сентября вышел в Тихий океан и доказал существование загадочного «пролива Аниан» (пролив между Америкой и Азией), о котором только догадывались европейские мореплаватели.
Незапланированное Великое географическое открытие совершилось.
Скоро ещё один коч утонул…
А потом очередная буря унесла далеко на юг коч Федота Попова (позже станет известно, что экипаж погибнет).
***
Один-единственный коч – тот, на котором плыл Дежнёв, потерпел крушение в районе Олюторского залива – у тихоокеанского побережья Чукотки.
Это случилось 1 октября 1648 года.
По слову Семёна Ивановича, «и носило меня, Семейку, по морю после Покрова Богородицы всюду неволею и выбросило на берег».
Берег был пустынным, как добывать еду – непонятно. Бросили товары и вообще всё, что не смогли унести с собой, и медленно побрели по берегу в надежде найти людей или такое место, где можно прокормиться.
В живых осталось, согласно Дежнёву, 25 человек.
Они пошли по суше вдоль моря к устью Анадыри.
Шли на лыжах, пытаясь добывать себе еду.
• Как писал потом Семён Иванович:
«И пошли мы все в гору, сами пути не знаем, холодны и голодны, наги и босы. А шёл я, бедной Семейка, с товарищи до Онандыры реки ровно десять недель».
Таким образом, Анадыри достигли в середине декабря.
Взломать на реке лёд, чтобы наловить рыбы, не смогли. Леса вокруг не было, так что нечем было согреться. Что-то добывали, что-то жгли, иначе погибли бы, но всего по чуть-чуть, так что мёрзли и голодали.
Сёмен же не отчаивался, стал обустраиваться, отправив половину отряда вверх по реке в поисках людей.
Поход закончился трагедией. Измождённые люди так ничего и не нашли, после чего поплелись обратно. До основного лагеря не дотянули километров тридцать, повалившись, где придётся.
Вернулись только двое.
В итоге осталось всего 12 человек.
Пережив голодную и холодную зиму, путешественники построили новые суда, на которых поднялись по реке на 500 километров, выдержав бой с местным населением – анаулами, в котором Дежнёв был ранен.
Нашли людей – анаулов (или иначе юкагиров), одна часть которых согласилась пойти под руку русского царя, а другая – взялась за оружие.
И получил тогда Семён ещё одну тяжёлую рану, хотя на нём и без того живого места не было.
После зимовки он поднимается вверх по реке, устраивает Анадырский острог, объясачивает местное население.
Всё это время он тщательно изучал неизведанный край. Помимо прочего он обнаружил в вечной мерзлоте залежи моржовой кости.
***
В 1650 году к Дежнёву пробилась группа русских первопроходцев, которые добрались до Анадырского острога по суше. Это были отряды Семёна Моторы и Михаила Стадухина. Они пришли с Колымы.
Но Дежнёв не спешил на родину и продолжал командовать Анадырским острогом.
Спустя некоторое время Семён:
• составил подробный чертёж Анадыря,
• в тонкостях описал местную природу и подробности их спуска по реке,
• поведал о местном населении – эскимосах, населяющих Чукотский полуостров и соседние острова.
Чего только не случилось с Семёном Дежнёвым на Чукотке. И воевать приходилось, получая новые раны, и много всего пережить.
Пушнины в тех краях было не так чтобы много. Но огромную ценность представляли моржовые клыки – «рыбий зуб». Лишь за полмесяца, в июле 1652 года, дежнёвцы добыли 150 пудов этих самых клыков, которые даже по якутским расценкам стоили три тысячи рублей – жалованье Семёна Ивановича за 600 лет.
В 1654 году Дежнёв совершил ещё два похода:
• к чуванцам - коренным жителям Чукотки и
• корякам - аборигенам Камчатки.
Стычка с чуванцами закончилась для Дежнева ранением в грудь.
А если бы он не отправился во второй поход, то коряки могли захватить тот самый моржовый промысел на Корге, и составить русским серьёзную конкуренцию.
Всего прожил на Анадыри 11 лет, пока не сдал острог прибывшему из Якутска Курбату Иванову.
***
Маршрут Дежнёва не может не вызывать уважения: на такое путешествие и теперь решиться непросто
Выйдя из устья Колымы, обогнули Чукотский полуостров, из Ледовитого океана вышли в Тихий.
Экспедиция Семёна Дежнёва стала первой, достигшей пролива между материками – Евразией и Северной Америкой. В XVII веке ещё не знали, соединены ли они.
Дежнёв побывал и на островах пролива – сейчас носящих названия остров Ратманова и остров Крузенштерна.
Предполагается, что и на Аляске первопроходец тоже побывал – не в его характере было сворачивать на полпути.
Дежнев следил за тем, чтобы путешествие подробным образом описывалось документально.
Основал в устье Анадыря постоянное поселение, в котором прожил 10 лет, пока правительство не разрешило вернуться.
Оставил подробные карты и записи – «сказки», про которые потом забыли. И вспомнили только тогда, когда Витус Беринг в 1728 году откроет эти места вновь. В результате пролив станет Беренговым, а вот Большой Каменный нос назовут мысом Дежнёва – на всех картах мира это крайняя точка Азии.
***
В 1659 году он сдаёт команду над Анадырским острогом служилым людям.
Ещё 3 года добирался домой. И в Якутск возвратился в 1662 году.
Там узнал, что жены Абакан больше нет в живых, она так и не дождалась своего Семейку, умерла соломенной вдовой.
Вот так закончилось его двадцатилетнее путешествие.
Порядки на Лене-реке к тому времени почти не изменились. Всю личную добычу у Семёна Ивановича отняли, выдав расписку. Надежда наладить жизнь оставалась….
***
Из Якутска его посылают с большой партией «костяной казны» - моржовыми клыками - в Москву.
В сентябре 1664 года Дежнёв уже был в столице.
Одних только клыков моржа путешественник привёз 289 пудов (около 4,6 тонн), стоимость которых составила 17340 рублей!
Сразу же по прибытии он подал челобитную царю Алексею Михайловичу.
В челобитной Дежнёв просил царя о выдаче «заслуженного денежного и хлебного жалованья» за 1643-1661 годы.
Кратко рассказав о своей службе на Яне, Индигирке, Алазее и Колыме, он утверждал, что «в ясачном сборе в вашей великого государя казне принёс великую прибыль».
«С Колымы реки, – писал Дежнёв, – поднялся я, холоп твой, морем – проведывать новых рек, и приискал вновь, сверх тех прежних рек, новую реку Анандырь, и на той новой на Анандыре-реке, будучи на твоей, великого государя, службе, зимовье и острог поставил и аманатов поймал, и ясаку тебе, великому государю, и десятые собрал на той новой реке шесть сороков тритцать девять соболей и пластин собольих, семь сороков четыре пупка собольих, пятнатцать пуд тритцать шесть фунт кости рыбьи моржевого зубу».
«Подымался я холоп твой, на ту твою, великого государя, службу на те новые реки своими деньгами и своими подъемы... – писал он далее, – и будучи на той вашей, великого государя, службе, поднимаючись собою, и служил тебе, великому государю, много времени без твоего, великого государя, жалованья, имал иноземцев и аманаты, голову свою складывал, раны великие принимал и кровь свою проливал, холод и голод великие терпел и помирал голодною смертию, и на той службе будучи и от морского розбою обнищал и одолжал великими неокупными долги и в тех долгах вконец погибаю».
Надо сказать, что царская администрация разобралась с казаком по справедливости, выплатив всё обещанное ему жалованье за 19 лет.
В результате этого он, даже после уплаты всех долгов остался весьма состоятельным человеком.
Кроме того, удовлетворяя ходатайство, царь Алексей Михайлович пожаловал его в казачьи атаманы
***
Вернувшись в Сибирь, Дежнёв продолжал служить, занимался рыболовством, торговлей и сбором ясака на реках Яна, Оленёк, Вилюй.
Кстати, тогда с ним произошла характерная история.
Возвращаясь с Анадыри, сменщик Семёна Курбат Иванов потерял во время пожара ясачную казну. Из Москвы пришёл приказ арестовать его и судить. Дежнёв, у которого стражники застали Курбата, наотрез отказался выдать товарища на расправу и стал за него хлопотать. Но, увы, спасти Курбата Афанасьевича – первооткрывателя озера Байкал – так и не удалось. Его смогли выманить, лишив защиты Семёна, наверное, что-то пообещав, и схватили. Да только удержать не смогли – Господь забрал казака к Себе, туда, где не страшна человеку никакая неправда.
Что до Дежнёва, этот случай показывает нам его личность достаточно ярко. Это было и опасно, и подсудно – ослушаться государя, пусть и первый раз в жизни. Но иначе он не мог…
Когда в 1666 году Семён вернулся из столицы, он женился на вдове кузнеца – якутке Кантеминке (Капке). Она была немолодой, имела сына Осипа от первого мужа. Во время обряда крещения её назвали Пелагеей.
Она родила путешественнику сына Афанасия, который по аналогии с отцом нёс службу в Анадыре.
А в 1671 году, когда отчаянному атаману перевалило за 60 лет, Дежнёву доверили вновь везти в столицу дорогой груз. На этот раз «соболиную казну».
Сдав груз без каких-либо претензий к нему со стороны московских чиновников, Дежнёв, видимо заболел. Сказались перенесённые на «государевой службе» тяготы и лишения, старые раны.
В Сибирь он больше не вернулся…
Там в столице и скончался в начале 1673 года.
***
На протяжении 40 лет Семён Иванович служил в Сибири, стал участником многочисленных стычек и боёв, был ранен 13 раз, из которых 3 ранения оказались очень тяжёлыми.
Выдающийся русский путешественник-землепроходец Семён Дежнёв был одновременно путешественником, госслужащим, военным, торговцем, исследователем и «присоединителем» к России новых территорий».
50 лет своей жизни он странствовал по северным морям, открыл северо-восточную оконечность Евразии и путь из Северного Ледовитого океана в Тихий, доказал существования пролива между материками Евразия и Северная Америка.
Его исследования вывели на новый уровень освоение Россией Дальнего Востока.
Путешествия Дежнёва заложили основу современного Северного морского пути и способствовали значительному расширению русских земель.
Спустя годы подвиг отважного русского путешественника-землепроходца был оценён по заслугам.
В 1898 году в ознаменование 250-летия исторического плавания Семена Дежнёва по ходатайству Русского Географического общества и Главного гидрографического управления Морского министерства России царским указом было предписано «мыс Восточный именовать впредь мысом Дежнёва».
Свидетельство о публикации №225051300178