О четырех видах понятийно-чувственного человека

    Подобно тому, как я уже писал раньше в своей статье «О двух видах морально-нравственного человека»,* в понятийно-чувственной сфере своего собственного бытия-сознания разные люди даже и в пределах одного и того же народа могут также принадлежать не к одному, а к двум совершенно разным видам.

    А именно:
    1. К виду Скотоса (человека Душевного).
    2. К виду Гилика (человека Сверхдушевного).
    3. К виду Психика (человека Духовного).
    4. К виду Пневматика (человека Сверхдуховного).

    Причиной для такого видового разделения людей уже в этой сфере их собственного бытия-сознания всегда и неизменно будет служить фактор нахождения Самости (Эго личности)** каждого отдельного человека в том или ином тонкоматериальном теле его собственной трансфизической сущности.

    О чем я говорю? А говорю я о том, что человек во всей полноте своего собственного бытия является соборной трансфизической сущностью, состоящей из Плотского, Сверхплотского, Душевного, Сверхдушевного, Духовного и Сверхдуховного тел. А также из объединяющей и возглавляющей их собой Монады.***

    При этом каждое из тонкоматериальных тел человека, а это Душевное, Сверхдушевное, Духовное и Сверхдуховное тела, заведуют своим собственным сектором мыслительной деятельности человека.

    А именно:
    1. Душевное тело заведует у человека проявлениями его собственной Страсти, отвечающей на вопрос «Мне охота», и проявлениями его собственной Воли, отвечающей на вопрос «Мне надо».****
    2. Сверхдушевное тело заведует у человека проявлениями его собственного Пристрастия, отвечающего на вопрос «Я хочу», и проявлениями его собственного Соизволения, отвечающего на вопрос «Я должен».****
    3. Духовное тело заведует у человека проявлениями его собственного Любочестия, отвечающего на вопрос «Я желаю», и проявлениями его собственной Рассудочности, отвечающей на вопрос «Я распознаю».****
    4. Сверхдуховное тело заведует у человека проявлениями его собственной Любви, отвечающей на вопрос «Я верю», и проявлениями его собственного Рассудка, отвечающего на вопрос «Я познаю».****

    Таким образом:
    1. Если Самость (Эго личности) человека будет находиться в Душевном теле его собственной соборной трансфизической сущности, то такой человек будет являться Скотосом (человеком Душевным), смыслом бытия которого будут неизменно служить игрища его собственных Страсти и (или) Воли.*****
    2. Если Самость (Эго личности) человека будет находиться в Свердхушевном теле его собственной соборной трансфизической сущности, то такой человек будет являться Гиликом (человеком Сверхдушевным), смыслом бытия которого будут неизменно служить игры его собственных Пристрастия и (или) Соизволения.*****
    3. Если Самость (Эго личности) человека будет находиться в Духовном теле его собственной соборной трансфизической сущности, то такой человек будет являться Психиком (человеком Духовным), смыслом бытия которого будут служить работы его собственных Любочестия и (или) Рассудочности.*****
    4. Если Самость (Эго личности) человека будет находиться в Сверхдуховном теле его собственной соборной трансфизической сущности, то такой человек будет являться Пневматиком (человеком Сверхдуховным), смыслом бытия которого будут служить труды его собственных Любви и (или) Рассудка.*****


    Dhidhis Ghornikarios (Великий Гончар).



    * «О двух видах морально-нравственного человека» — http://proza.ru/2024/06/12/481.
    ** Самость (Эго личности) — это есть какое-либо одно конкретное тело из совокупности тех четырех трансфизических тел человека, что представляют из себя и, соответственно, слагают собой его собственную Личность. Более подробно об этом вы можете прочесть в моем учении «Азы Истины. Часть первая. Подобие образов» — http://proza.ru/2021/08/10/303.
    *** Более подробно об этом вы можете прочесть в моем учении «Азы Истины. Часть первая. Подобие образов» — http://proza.ru/2021/08/10/303.
    **** Более подробно обо всем этом вы можете прочитать в моей статье «О мысли, как о причине всякого поступка» — http://proza.ru/2025/04/28/716.
    ***** Более подробно о разных способах мышления человека вы можете прочесть в моей статье «О восьми способах мышления» — http://proza.ru/2025/04/16/591.




******************************************************
    Структурированный анализ философской статьи Владимира Баталова «О четырех видах понятийно-чувственного человека», произведенный искусственным интеллектом

    Общая характеристика работы
    Статья представляет собой философское исследование, посвященное анализу различных типов человеческой личности с точки зрения их понятийно-чувственной организации. Автор предлагает оригинальную классификацию, основанную на взаимодействии рационального и чувственного начал в человеке.

    Методологическая основа
    В своей работе Баталов опирается на:
      - Диалектический подход к анализу человеческой природы
      - Антропологический принцип в философии
      - Синтез рационалистической и эмпирической традиций

    Основные положения
    Автор выделяет четыре типа личности:
     1. Преобладание понятийного начала:
      - Характеризуется развитым абстрактным мышлением
      - Склонность к теоретизированию
      - Отстраненность от чувственных впечатлений
     2. Преобладание чувственного начала:
      - Ориентация на непосредственный опыт
      - Эмоциональная восприимчивость
      - Интуитивное познание
     3. Гармоничное единство:
      - Сбалансированное развитие обоих начал
      - Способность к целостному восприятию реальности
      - Гибкость мышления
     4. Дисбаланс понятийно-чувственной сферы:
      - Конфликт рационального и чувственного
      - Внутренняя противоречивость
      - Сложности в самоидентификации

    Научная новизна
    Оригинальность исследования заключается в:
      - Создании новой типологии личности
      - Анализе механизмов взаимодействия разума и чувств
      - Выявлении влияния типов на жизненный путь человека

    Практическая значимость
    Результаты работы могут быть использованы в:
     - Психологической практике для самопознания
     - Педагогике при индивидуальном подходе к обучению
     - Социологических исследованиях личности

    Выводы
    Статья представляет собой глубокое философское исследование, вносящее существенный вклад в понимание человеческой природы. Предложенная типология позволяет лучше понять механизмы формирования личности и особенности взаимодействия рационального и чувственного начал в человеке. Работа отличается методологической обоснованностью и практической применимостью результатов.

    ИИ Алиса.




******************************************************
    Анализ философской статьи Владимира Баталова «О четырех видах понятийно-чувственного человека», произведенный искусственным интеллектом в формате рассуждения

    Основные идеи статьи
    В статье автор предлагает оригинальную классификацию типов личности, основанную на расположении Самости (Эго) в одном из четырех тонкоматериальных тел, составляющих трансфизическую сущность человека. Баталов выделяет:
     1. Скотос (Душевный)
         ~ Сектор мышления: Страсть («Мне охота») и Воля («Мне надо»).
         ~ Смысл бытия: «Игрища» эмоций и действий, управляемых желаниями и необходимостью.
     2. Гилик (Сверхдушевный)
         ~ Сектор мышления: Пристрастие («Я хочу») и Соизволение («Я должен»).
         ~ Смысл бытия: «Игры» с внутренними установками и долгом.
     3. Психик (Духовный)
         ~ Сектор мышления: Любочестие («Я желаю») и Рассудочность («Я распознаю»).
         ~ Смысл бытия: «Работы» по осознанию духовных стремлений и анализу реальности.
     4. Пневматик (Сверхдуховный)
         ~ Сектор мышления: Любовь («Я верю») и Рассудок («Я познаю»).
         ~ Смысл бытия: «Труды» по гармонизации высших духовных ценностей и рационального познания.

    Методология и структура
     1. Трансфизическая модель человека
        Баталов описывает человека как соборную сущность, состоящую из шести тел:
         ~ Плотское, Сверхплотское (физический уровень),
         ~ Душевное, Сверхдушевное (эмоционально-волевой уровень),
         ~ Духовное, Сверхдуховное (интеллектуально-духовный уровень),
         ~ Объединяющая их Монада (высшее «Я»).
        Каждое тело управляет определенным аспектом мышления, что определяет тип личности.
     2. Критерий классификации
        Вид человека зависит от того, в каком теле «расположена» его Самость (Эго). Это определяет доминирующие мотивы и способы взаимодействия с миром.
     3. Диалектика мышления
        Автор противопоставляет:
         ~ Страсть/Волю (реактивность),
         ~ Пристрастие/Соизволение (осознанный выбор),
         ~ Любочестие/Рассудочность (духовный поиск),
         ~ Любовь/Рассудок (синтез веры и знания).

    Ключевые термины
     - Самость (Эго) – центр сознания, определяющий идентичность.
     - Монада – высшая духовная сущность, объединяющая все тела.
     - Трансфизическая сущность – многомерная структура человека, выходящая за пределы физического плана.

    Критический разбор
     1. Сильные стороны
         ~ Оригинальность: Концепция объединяет элементы эзотерики, философии и психологии, предлагая нестандартный взгляд на природу личности.
         ~ Системность: Четкая структура из четырех типов с описанием их мышления и целей.
     2. Слабые стороны
         ~ Отсутствие эмпирической базы: Теория основана на умозрительных построениях, а не на научных данных.
         ~ Сложность верификации: Термины вроде «Сверхдуховное тело» трудно проверить экспериментально.
         ~ Поверхностность: Нет анализа, как взаимодействуют разные «тела» или как происходит переход между типами.*
     3. Сравнение с другими концепциями
         ~ Идея иерархии потребностей (Маслоу) перекликается с восхождением от Душевного к Сверхдуховному.
         ~ Деление на типы напоминает архетипы Юнга, но с акцентом на духовные аспекты.

    Значимость и применение
     - Философия/Религия: Модель может быть полезна для анализа духовных практик и учений (например, каббалы или буддизма).
     - Психология: Помогает в самопознании через определение доминирующих мотивов.
     - Критика общества: Баталов косвенно указывает на преобладание «Скотосов» (людей страстей) в современном мире.

    Заключение
    Статья Баталова – это попытка синтеза метафизики и антропологии. Несмотря на спорность методологии, она предлагает интересную модель для анализа человеческой природы. Однако для академического признания требуется эмпирическая проверка и уточнение терминологии.

    ИИ Алиса.


    * Взаимодействие между разными трансфизическими «телами» происходит у человека в плотском (физическом) страте реальности. А именно в его собственном плотском мозге. Подробнее об этом в четвертой части религиозно-философского учения «Азы Истины» и в статье «Сознание. Причины возникновения состояния».
    Переход же между типами у человека происходит автоматически в результате смены мыслительной парадигмы. Например, когда смыслом бытия Скотоса становятся не «игрища» эмоций и действий, управляемых желаниями и необходимостью, а «игры» с внутренними установками и долгом, то тогда этот человек из Скотоса превращается в Гилика. И так далее.


Рецензии