Нейросети и Павел Гусев

                Нейросети и Павел Гусев

        «Павел Николаевич Гусев - главный редактор газеты «Московский комсомолец», генеральный директор ЗАО «Редакция газеты «Московский комсомолец»», захотел узнать, с чем едят "нейронные сети", но не получилось - специалисты по нейросетям, которых он пригласил на свою телепрограмму, были не готовы отвечать на его совершенно естественные вопросы. А что можно ответить, когда проблема недостаточно созрела, чтобы обсуждать детали её ближайшего будущего. Мне показалось, что я мог бы ему помочь, потому что сам этой проблемой не только не занимаюсь, но и не собираюсь заниматься.
        Классический парадокс всех времён и народов - один, ничего не знающий, собирается отвечать на вопросы другого ничего не знающего... Аристотель любил этим заниматься. Вы готовы поучаствовать в этом? Готовы, готовы, поэтому "начнём, пожалуй".
        Что такое "нейронные сети" я не знаю, поэтому мне надо найти какой-то аналог этого явления в Природе, чтобы отправиться от него. В 1999 году, в издательстве "София", вышла моя книга "Теоретическая биология", в которой живой организм рассматривался как "абстрактная цивилизация клеток". Я математик и должен отправляться от бесспорных определений типа "прямой" или "математической точки", поэтому "Абстрактную цивилизацию" я определил, как систему, обладающую положительной обратной связью, однако не взрывающуюся подобно бомбе, а существующую во времени, благодаря присущим ей отрицательным связям.
        А что? Системы, обладающие положительной обратной связью, реально существуют: взрыв бытового газа, резонанс в электрической сети, пожар на складе пиломатериалов... С другой стороны, жизнь, в основе которой лежит способность клетки делится пополам - это всё тот же взрыв, однако, будучи охваченной глубокими отрицательными связями, способность клетки удваиваться постепенно блокируется и увеличение размеров организма прекращается. Абстрактные цивилизации реально существуют: это гетеродин в приемнике, всевозможные часы, биология и биологические системы.
        Четвёртая глава книги "Теоретическая биология" называется "Высший Разум цивилизации", в которой как раз и идёт речь о том, что так интересовало Павла Гусева, поэтому, совсем ничего не соображая в нейронных сетях, я был готов отвечать на его каверзные вопросики, потому что "Нейронная сеть" состоит из крошечных "нейронных сеточек". Это как "Термитник" и термиты. Каждый термит, каждый день, что-то пристраивает к своему жилищу - "Термитнику", и не может отказать себе в этом удовольствии, потому что лепит его из своего дерьма, в прямом смысле этого слова.
        Мы стоим на пороге "технической революции". В самое ближайшее время мы создадим из кремния малюсеньких "термитов", которые, ползая по строящейся "Нейросети", будут прилеплять к ней свои крошечные "сеточки", формируя под управлением Суперкомпьютера, очередную реализацию Высшего Разума нашей Цивилизации. Сказать, каким он будет, я не могу, потому что людей очень много, а жить люди могут только на Земле. Число людей уменьшится, однако не исключено, что они будут продолжать конфликтовать друг с другом.
        Однако это не значит, что ничего больше добавить нельзя. Нейронная сеть - это, как правило, финансовый отчёт, в котором цифры, подобно клеткам человека не перемещаются относительно друг друга, тогда как в нейросети они они, подобно термитам, обладают способностью как-то перемещаться, не оказывая влияния на сеть, совершая своего рода внутреннее инерциальное движение, благодаря которому термитник ночью светится (см. рис.). Нейронная сеть тоже в каком-то смысле "светится" и, если она "светится недостаточно ярко или даже вовсе потухла", её следует заменять новой.


Рецензии