Одиночество-сволочь. Психология слов
Состояние одиночества.
Чувство одиночества.
Как бы оно, одиночество, ни проживалось (вдвоем, в семье, в коллективе, в мегаполисе), какими бы словами оно не клеймилось, не каждый от него отсоединился силой своего осознания, понимания, не каждый оставил его в стороне как уже пройденный этап, как уже прожитое состояние, не каждый переосмыслил одиночество до статуса заслуги или достижения.
В качестве опорного иллюстративного материала для выражения некоторых взглядов на психологию слов об одиночестве будет использован текст «Одиночество-сволочь».
N. B.: Само произведение не подвергается критическому анализу.
Психологические аспекты слов «Одиночество-сволочь»
1 Кто главная героиня? Как, кем и чем она себя воспринимает?
Из текста:
«Каменная леди, ледяная сказка»,
«Одинокой кошкой, вольным диким зверем»,
«… укрощая львицу».
Девушка видит себя
то леди, при этом каменной,
то сказкой, при этом ледяной,
то кошкой, конечно же, одинокой,
то зверем исключительно вольным и диким,
то львицей, жаждущей укрощения.
Изобилие метафор в представлении себя интересно и красочно, с одной стороны.
С другой, метафоричность мышления в случае, если в речи человека картинок, фантазийных образов слишком много, если его речь становится сложно доступной для понимания другими, то метафоричность мышления может становится симптомом.
Если вникнуть в образы, то они и полярны, и противоречивы.
Человек вмещает в себя безгранично много разных себя.
Весь вопрос в том, нет ли у человека проблем с самоидентификацией, например, если она видит себя вольным, диким зверем, одинокой кошкой, то естественно ли для нее хотеть покориться ему (в тексте «Хочет покориться тебе»)? Почему и зачем ей это?
2 Какими чувствами, эмоциями, состояниями девушка делится?
Она делится болью
Она выводит из себя свои болезненные состояния через их проговаривание.
«Вместо сердца - камень, вместо чувства - маска
И что?
Больно всё равно».
«Никогда не плачет, никому не верит
И что?
Больно всё равно».
Что в этих словах не стыкуется?
Если человек закрывает себя от чувств, если «ставит запрет» на проживание эмоционально-чувственного опыта, обычно спасаясь от страданий, боли, то он действительно становится именно таким, как об этом поется в данной песне: «Вместо сердца - камень, вместо чувства – маска» и «Никогда не плачет».
Закрываясь от боли, человек одновременно закрывается и от проживания положительных эмоций и чувств. Он запрещает себе проживать эмоции и чувства. Об этом у меня когда-то была статья.
И…
Поэтому она, каменная леди, боль тоже не должна испытывать, не должна ее чувствовать, проживать.
По тексту получается:
и от боли она закрылась, и ей одновременно «больно всё равно».
Есть анекдот со словами: «Вы уж или … снимите, или … наденьте!»
Она делится неверием
Относительно «никому не верит»: да, главная героиня пока не в состоянии верить кому-то, чему-то, поскольку она пока не понимает, на какую себя возможно опереться, в какую себя возможно верить.
Она делится гневом
Гнев, ярость, ненависть выражены более чем многократно:
Одиночество-сволочь
Одиночество-скука
Одиночество-мука
Одиночество су...
В чей адрес направлены гнев, ярость, ненависть и иные переживания далекие от положительного?
Весь гнев направлен на Одиночество.
Одиночество и объективируется, и персонифицируется, и становится субъектом, некоей чудовищной сущностью.
Отмечу, что гневливость может носить характер симптома.
Она делится тем, что чувство для нее – «клетка»
«Рвётся она в клетку чувства и желаний» - о том, что чувствовать для нее страшно.
Данные слова согласуются с ее стремлением запретить себе чувствовать, с одной стороны, а с другой, свидетельствуют о власти над ней то ли чувств, то ли инстинктивных желаний.
Этот клубочек: то ли боюсь чувствовать, но чувствую (в частности, гнев), то ли контролирую чувства, но чувства, инстинкты, импульсы влечения ускользают из-под контроля – возможно захотеть распутать.
3 Обилие бранных ругательств в адрес Одиночества, о чем это?
Это о том, что Одиночество назначили виноватым.
Это и о силе эмоций.
Это и о возможной зависимости от проживания отрицательных эмоций.
Это и о том, что вопросы себе человек еще не задает, с одной стороны, с допущением о том, что она может быть и не в состоянии их себе однажды задать и разобраться.
Речевой портрет персонажа, изобилующий повтором ругательств, «кричит» о внутренних проблемах, конфликтах, противоречиях, об аномалиях характера, о психических особенностях.
4 Какие поведенческие модели выражены демонстративным страданием и обвинением в адрес Одиночества?
Главная героиня испытывает боль жертвы и демонстрирует ее всем напоказ: «Смотрите все, как я страдаю!».
Проблемы в самой демонстрации боли нет.
Проблема в том, будет ли следующий шаг в направлении понимания своей боли, себя, отсоединения себя от множества видимых и невидимых (подсознательных, выживательных) алгоритмов, которые выстроили ситуации, которые работают на повторение боли в жизни человека.
Также она выбирает спасти себя от Одиночества через подчинительную позицию жертвы (иной эта позиция пока быть не может) относительно предполагаемого мужчины:
«Знай, что она хочет
Хочет покориться тебе
Проиграть в игре».
То она гневливо обвиняет Одиночество, становясь преследователем.
Все три роли (жертва, преследователь, спасатель) оказались сыгранными в данном тексте.
5 Как интерпретировать монолог с позиции воображаемое / реальное?
Вопрос:
Монолог девушки – это контролируемая ею фантазия, сознательно управляемая игра ее воображения или это уже ближе к делириозной симптоматике?
Пусть останется вопросом в силу того, что это персонаж из песни.
Данные о происходящем в жизни девушки отсутствуют.
О том, как она проживает одиночество, возможно, накручивая себя, заводя себя своей же мрачной и грубой речью все глубже и глубже в воронку мук и боли, она поделилась.
Монолог выстроен от 3-го лица.
В нем использовано настоящее время изъявительного наклонения. Нет сомнений. Она уверенно поет о картинках в своей голове, которые видит на внутреннем экране.
В тексте есть лишь одна конструкция с включением условного «бы»: «Лучше б я согрешила».
К чему привязана ситуация согрешения – остается загадкой.
В качестве заключения
Вопрос: Решит ли она проблему скуки, муки, боли, если будет продолжать линчевать, стигматизировать свое Одиночество?
Ответ: Нет, не решит.
Чувство, состояние одиночества – маркер незнания себя и проблем, проистекающих из этого.
Одиночество всегда говорит о том, что главного человека своей жизни, Себя Самого, либо не видно, либо видно в крошечном объеме.
Увеличить себя для себя, вернуть себя в свою жизнь - это возможно, выполнимо, достижимо.
Понимать, познавать, исследовать себя,
отсоединиться от деструктивно-выживательных шаблонов прошлого,
осознавать –
путь, который доступно выбрать,
чтобы одиночество стало состоянием наполненного внутреннего спокойствия,
позволяющего сконцентрироваться, центрироваться,
собраться внутри себя, побыть в себе, в своем уединении,
в своем счастье быть и жить.
Свидетельство о публикации №225051300568