ИДЕЯ ФИКС

          
    За долгое время работы в худфонде, передо мной прошел целый ряд интереснейших персонажей. Так как этот город, находился в глубинке, и одновременно являлся столицей лесного края, то он вбирал в себя всех самородков как из местного контингента, так и любителей больших денег и экзотики.

    Одним из местных художников самоучек и был Юра Размыслов. Чтобы долго не описывать его портрет, можно лишь обозначить, как похожего на облагороженного дрессировщика кошечек Куклачева, с таким же свирепым взглядом маленьких серых глаз из под нахмуренных бровей.

     Фигуру он имел чрезвычайно крепкую и спортивную. Вообще люди с такой грозной внешностью имеют какую-то внутреннюю детскость. Меня, конечно заинтересовали его работы, красивая зеленовато- голубая гамма цвета в которой он работал, его неординарный подход к любой «оформиловке». Но прежде всего, конечно были его композиции, по тем временам весьма с удивительной тематикой.

   Это были красивые деревенские пейзажи, а вот обитатели этой идиллии лезли на лестницах куда-то вверх, за какой-то своей мечтой, словно их на земле что-то не устраивало. Лестница наслаивалась на лестницу, и всё это походило на погоню за несбывшейся мечтой.

     В отличии от окружающих Юру художников, вел он очень правильный образ жизни, это можно было заметить зайдя в его мастерскую, многочисленные треугольные пакеты из-под молока стояли рядами и использовались вместо банок для краски. Не забывал он и заниматься гимнастикой. Выполнял он один удивительно сложный элемент, под названием «крест», в таком положении надо было подниматься вверх, толчками подтягивая тело вертикально, с вытянутыми руками, упираясь в два шеста.


   Вот так работая, и вызывая неподдельный интерес у художников, он прослыл личностью неординарной и по тем временам чуть- ли не передовой, так как его начали посещать молодые художники и студенты художественного училища, ищущие отдушину от «засилий соцреализма» и учебно-постановочной рутины.


   Всё бы так и катило славно , если бы не появление однажды в мастерских одного персонажа, повлиявшего на исторический ход художественного развития Юры. Конечно, он сразу на окружающих произвел неизгладимое впечатление: первое, это замызганное зимнее коричневое пальто, отрешенный взгляд и пучок черных волос из-под кепки. Замечу, что это дело было летом, в жару. С совершенно независимым видом, держа под мышкой пачку каких-то журналов этот человек прошагал в Юрину мастерскую.

    Так как моя мастерская была рядом, то я заметил, что из Юриной пошли клубы ядовитого табачного дыма, чего раньше не наблюдалось. Из за двери раздавались проклятия соцреализму и ещё какие-то андеграундные лозунги.
   Как впоследствии выяснилось, товарищ этот периодически ездил поступать в Академию Художеств, получал там дружеские мягкие советы академиков, обходить это заведение стороной, Получив там очередной отказ, вдохновлялся очередной альтернативой соцреализма среди местной подземной братвы андеграунда, таких же неудачников, не сдавших экзамены.

   Видимо в Юре он нашел сподвижника, в работах которого он усмотрел нечто близкое себе, и пошло дело… Они практически уже всё время посвящали анализу соцреализма и проклятиям его, строя параллельно планы выставок в Париже. Хотя у этого человека имелась только потрепанная пачка акварелей с замятыми углами, видимо от многочисленных просмотров приемной комиссии в Академии. (Ездил он туда аккуратно каждый год), А у Юры работы приобретались в местную галерею, и имел он авторитет самобытного, местного художника. Видимо поэтому «человек в пальто» решил составить такой альянс.

   Вообщем повлиял он сильно, и как я заметил, Юра стал реже выставляться и всё чаще громко критиковать реализм. Однажды, я его встретил на улице, когда он кричал, что сионисты пообрезали все липы и искалечили все деревья в городе, а вывеска сексшопа, с изображением кошки, у которой в желтые глаза рекламщики вставили лампочки - это глаза дьявола…

   Видимо это было всё тоже влияние этого «авангардиста», как говорят, в последствии погибшего в пьяном угаре, при сожжении своих немногочисленных произведений…

   Вспоминая этого талантливого художника, я удивлялся его детской наивности, и недолгой дружбе с этим гражданином, внушившим ему эту «идею фикс» покорения Парижа…

   Судьба Юры печальна, как и многих истинных художников, посвятивший людей в свой детский, сокровенный мир…


Рецензии