Экспериментальный авто
Три года как ее нет. Дочь в Канаде, внуки приезжают раз в год. Сидят с телефонами.
Год назад Михаил Степанович купил старый РАФик, переделал в мастерскую на колесах. Ездит по деревням, чинит что сломалось. Иногда продукты привезет, естественно за плату.
После завтрака он собрал инструменты и поехал в Журавлевку
Не был там раньше, но слышал, что деревенька маленькая, живут в основном пенсионеры. Техника старая, ломается часто.
РАФ подпрыгивал на ухабах. Дорога петляла между полей.
Журавлевка — десяток домов вдоль одной улицы. Михаил Степанович остановился посреди деревни, заглушил мотор. К машине подошла пожилая женщина.
— Здравствуйте, — сказала она. — Вы к кому?
— Здравствуйте. Я мастер по ремонту техники. Езжу по деревням, помогаю, кому нужно.
Женщина заулыбалась.
— Меня Мария Федоровна зовут. У меня как раз стиральная машина не отжимает. Починишь?
— Посмотрим.
Весь день он переходил из дома в дом. Починил машинку у Марии Федоровны, наладил телевизор бабе Нине, разобрался с котлом у Петровича. К вечеру устал, но на душе было спокойно.
Перед отъездом его пригласил на чай Тимофей Сергеевич, живший на краю деревни.
— Говорят, вы на автобазе работали? — спросил хозяин, разливая чай.
— Начальником был, тридцать лет отдал.
— У меня к вам дело есть, — Тимофей Сергеевич отхлебнул из чашки. — Может, глянете, что у меня в сарае стоит? Вы в технике разбираетесь, поможете разобраться.
Михаил Степанович отставил чашку.
— Показывайте.
Тимофей Сергеевич повел его к сараю за домом. Открыл замки, зажег свет.
В углу стоял автомобиль под брезентом. Хозяин сдернул ткань.
Михаил Степанович увидел странную машину, похожую на помесь УАЗа и ГАЗа, но с необычными очертаниями. Корпус покрылся пылью, но даже так было видно, что формы нетипичные для советского автопрома.
— Что это? — спросил он, обходя машину.
— «Барс». Прототип внедорожника. Мой брат разработал, Николай Громов. Слышали?
Михаил Степанович замер. Громов. Конечно, слышал. Конструктор, спроектировавший несколько моделей спецтехники. Были разговоры о каком-то внедорожнике, но дальше разговоров дело не пошло.
— Да, знаю эту фамилию. Но про внедорожник только слухи ходили.
— Не слухи, — Тимофей Сергеевич провел рукой по капоту. — Брат его сам разработал. С независимой подвеской, улучшенной проходимостью. Но у него были недоброжелатели. Проект закрыли, брата перевели в другой отдел. Он не выдержал... Начал пить.
Михаил Степанович видел такое не раз. Сколько талантливых людей ушли из-за подковерных игр.
— А машина как у вас оказалась?
— Когда проект закрыли, Николай забрал прототип и привез сюда. Хотел сам доработать, но... — Тимофей Сергеевич махнул рукой. — Так и стоит здесь почти сорок лет. Я только пыль смахиваю иногда.
— Документация какая-нибудь сохранилась?
— В том ящике, — хозяин показал на угол сарая. — Чертежи, расчеты, дневники брата.
Михаил Степанович открыл ящик
Стопки бумаг, аккуратно переложенные калькой.
— Я знаю, у Николая есть внук, Сергей, — сказал Тимофей Сергеевич. — Мы не общаемся, но слышал, что он механик в автосервисе. Думаю, ему было бы интересно узнать о машине деда.
Михаил Степанович задумался. Внутри шевельнулось давно забытое чувство — что-то вроде азарта.
— Давайте попробуем восстановить машину, — сказал он. — И имя вашего брата тоже.
Прошло три месяца. В сарае Тимофея Сергеевича теперь работали двое — Михаил Степанович и Сергей, внук Николая Громова. Когда мастер нашел его и рассказал о машине, тот не поверил сначала. Но увидев прототип своими глазами и прочитав дневники деда, загорелся.
— Смотрите, тут дед писал про систему изменения клиренса, — Сергей показывал чертежи. — Даже сейчас такое редко встречается.
— Николай Сергеевич был талантливым инженером, — кивал Михаил Степанович. — На автобазе о нем еще долго вспоминали, когда я туда пришел.
Они разобрали двигатель, почистили, заменили детали. Кузов очистили от ржавчины, выправили, покрасили. Привели в порядок салон, наладили электрику. Что могли — сделали по оригинальным чертежам, что нельзя — подобрали современные аналоги.
К ним часто заглядывали деревенские. Кто совет давал, кто инструментом делился, кто просто смотрел. Работа над «Барсом» объединила людей.
Чаще всех приходила Анна Васильевна, вдова товарища Николая Громова.
— Мой Василий всегда говорил, что Коля был гением, — рассказывала она, присаживаясь на скамейку. — Что его машина могла бы многое изменить. Но...
К концу третьего месяца «Барс» был почти готов. Они с Сергеем доработали привод, установили новые приборы, заменили сиденья.
— Завтра попробуем завести? — спросил Сергей, вытирая руки.
— Да, пора проверить, — кивнул Михаил Степанович. — Только знаешь, на этом останавливаться не стоит.
— Что вы имеете в виду?
— У меня остались знакомые на заводе. Ты такой же увлеченный, как твой дед. Что если мы попробуем не просто восстановить машину, а показать ее специалистам? Доказать, что она стоящая?
— Думаете, это возможно?
— Сейчас ищут идеи для российского автопрома. А у нас работающий прототип внедорожника с хорошими характеристиками. И твоему деду воздастся должное.
На следующий день «Барс» выехал из сарая
Двигатель работал ровно. Сергей сел за руль, Михаил Степанович — рядом. Весь день они испытывали машину на разных дорогах, даже загнали в небольшое болото — «Барс» везде прошел уверенно.
— Твой дед спроектировал эту машину сорок лет назад, — сказал Михаил Степанович, когда они вернулись. — А она до сих пор не уступает многим современным моделям.
Через полгода на выставке автомобильной промышленности стоял восстановленный «Барс». Рядом с ним были Михаил Степанович и Сергей.
— Это разработка инженера Николая Громова, — объяснял Михаил Степанович подошедшему мужчине. — Семидесятые годы. Но по характеристикам актуальна и сегодня.
— Я представляю автомобильный концерн, — сказал мужчина. — Ищем оригинальные проекты. Хотели бы обсудить сотрудничество?
Сергей посмотрел на Михаила Степановича. Тот едва заметно кивнул.
— Готовы, — ответил молодой человек. — Но машина должна носить имя моего деда — «Громов».
— Справедливо, — согласился представитель концерна.
Вечером они сидели в кафе.
— Странно все вышло, — сказал Сергей. — Я всегда тянулся к машинам, но не знал почему. А дело в деде было.
— Бывает, — улыбнулся Михаил Степанович.
— А что с вашим РАФом? Теперь же вы с «Барсом» будете заняты.
— РАФ никуда не денется. Буду ездить по деревням, помогать людям. За этот год я понял — нельзя просто сидеть и ждать конца. Нужно двигаться, делать что-то, быть полезным.
Свидетельство о публикации №225051300833