Гараж
В гараже пахнет бензином, маслом, пылью. «Волга» на месте. Пыльная. Михаил проводит ладонью по капоту. Краска выцвела, потрескалась. Но мотор пока работает. И хорошо.
Гараж свой он получил тридцать восемь лет назад. Строили сами. Семёныч, бывший прораб, командовал. После работы копали, таскали кирпичи, крыли крышу.
Из машины Михаил достает конверт
Там членский билет кооператива и квитанции.
Вчера на воротах повесили бумагу: «В связи со строительством торгового центра владельцам гаражей предоставить документы. ООО «СтройИнвест».
— Здорово, Прохорыч.
В дверях Василич из двадцать восьмого. Худой, сутулый. Штукатур всю жизнь.
— Проходи.
Василич садится на ящик, охает: — Видел?
— Видел.
— С документами как?
— Вот, — Михаил показывает бумаги. — Билет и квитанции. У тебя?
— То же самое. Петрову хуже — у него на даче были, все там хранил.
— Неужто выгонят?
— А ты как думал? — Василич продолжает. — Знаешь, кто за «СтройИнвестом»? Быков. Тот, что с хлебозаводом провернул.
— Что делать будем?
— Завтра в шесть собрание. Приходи.
К шести у правления толпа. Человек пятьдесят. Михаил кивает знакомым. Григорию из десятого, механику. Николаю из сорок первого, конструктору на пенсии. Степану из пятого с его «Уралом».
— Тихо! — председатель стучит по капоту машины. — Начинаем.
Шум стихает.
— Значит так, — Сергей Иванович трет лоб. — «СтройИнвест» хочет тут торговый центр строить. По документам земля городская, срок аренды истек в 2005-м.
— Какая аренда? — кричат из толпы. — За что платим каждый год?
— За обслуживание. Дорогу чистим, мусор вывозим, свет. А земля — нет.
— И что теперь? — спрашивает Михаил.
— Компенсацию дают. По пятьдесят тысяч за гараж.
— Пятьдесят? — Василич фыркает. — На что их хватит? У меня станок в гараже, верстак. Куда все это?
— Да и не в деньгах дело, — говорит Михаил. — Я тут сына учил машину чинить. Вместе его первый «Москвич» разбирали.
— У меня дед тут «Урал» держал, — подхватывает Степан. — Теперь я на нем езжу. Все его инструменты так и висят на стене.
— А я чертежи храню, — говорит Николай. — В КБ работал, экспериментальные модели делали. На работе хранить не давали — режимное предприятие.
— Я картины в гараже рисую, — тихо добавляет жена Григория. — Дома места нет.
Один за другим люди рассказывают, чем для них стали гаражи.
— Что делать? — спрашивают из задних рядов.
— Напишем в администрацию, — предлагает председатель. — Объясним ситуацию.
— В газету надо, — добавляет Василич.
— И в интернет, — молодой парень поднимает руку. — Я группу создам, фотографии выложу.
— Юрист нам нужен, — говорит Михаил. — Кто в земле понимает.
— Мой племянник юристом работает, — отзывается Григорий. — Позвоню.
Через неделю Михаил перебирает вещи в гараже. Ищет, что может помочь. Достает старые схемы кооператива, квитанции, фотографии.
Стук в дверь
— Да?
— Здравствуйте. Михаил Прохорович? Я Антон, племянник Григория Петровича.
— Заходи.
Молодой парень проходит, оглядывается.
— Садись, — Михаил двигает ящик.
— Спасибо. — Антон садится. — Я документы посмотрел. Сложно, но не безнадежно. Срок аренды истек, но есть зацепки.
— Какие?
— Право на приватизацию земли у вас есть. Не использовали, но можно попробовать. И в судах такие дела иногда выигрывают.
— Хорошо. Что еще?
— Можно по-другому зайти. — Антон кивает на стены. — Если доказать, что гаражи ценность имеют, это тоже поможет.
— Какую ценность?
— Дядя рассказывал про ваш кооператив... Тут же история. Раньше к машине по-другому относились. Сами чинили, детей учили, помогали друг другу. Сейчас такого нет.
Михаил задумывается. В чем-то парень прав. Раньше запчасть достать — целое дело было. Приходилось постараться, как-то выкручиваться.
— У нас каждый гараж интересный, — говорит он. — У Николая схемы редких моделей. У Степана мотоцикл, который его дед собрал. А у Василича...
Он замолкает.
— У Василича коллекция старых деталей, — продолжает он. — От «Победы», от «Москвича», от «ЗИСа». Он их всю жизнь собирал.
— Вот, — кивает Антон. — Это интересно. Надо людям показать. Может, день открытых дверей устроить? Прессу позвать, людей из администрации.
— А что, можно, — Михаил чешет затылок. — Пусть посмотрят, что у нас тут.
— Если шум поднять, им сложнее будет просто так снести, — говорит Антон.
— Поговорю с ребятами.
Идея всем понравилась. На следующий день в кооперативе начинается подготовка. Люди убираются в гаражах, достают интересные вещи.
Михаил тоже разбирает свои запасы. Находит коробку с запчастями для «Волги». Достает фотографии разных лет.
Главная находка — отцовская тетрадь. Отец водителем работал и записывал, как что чинить. Где карбюратор стоит на «Победе», как клапаны регулировать на «Москвиче», почему стучит в «ЗИМе».
Выставку назначают на воскресенье
Сын Николая делает страницу в интернете, расклеивает объявления. Антон договаривается с газетой. Из администрации обещают приехать.
В воскресенье Михаил приезжает рано. Гаражи непривычно чистые, кое-где даже покрашенные. На въезде плакат: «День открытых дверей».
К десяти подходят первые посетители. Сначала свои — родня, соседи. Потом и чужие.
Михаил стоит у гаража, показывает свое хозяйство. Многие смотрят на «Волгу» — не новая, но на ходу.
— Вот, отец записывал, — он показывает тетрадь. — Как что чинить, куда лезть, где стучит.
Рядом Василич демонстрирует коллекцию: фары, руль, детали моторов. Все старое, редкое.
Николай разложил чертежи моделей, которые так и не сделали.
У Степана в гараже «Урал» с коляской. На стене фотографии — как разбирал, как чистил, как собирал обратно.
Григорий показывает, как масло менять, мотор регулировать.
К обеду народу полно. Приезжает газета, телевидение. Приходит заместитель главы администрации.
Михаила зовут поговорить.
— Интересно у вас, — говорит чиновник. — Не ожидал.
— Обычная жизнь, — пожимает плечами Михаил.
— У меня идея есть, — продолжает заместитель главы. — Что, если часть кооператива оставить как музей? В городе такого нет.
— А «СтройИнвест»? — спрашивает Василич. — Им же стройплощадка нужна.
— Можно договориться, — отвечает чиновник. — Часть под музей, часть — под парковку при торговом центре.
— А нам куда? — спрашивает Степан. — С машинами, с вещами?
— Тем, чьи гаражи снесут, дадут места на парковке со скидкой, — говорит заместитель главы. — И деньги. А в музее можно ценные вещи сохранить.
— Но «СтройИнвест» решает, а не администрация, — замечает Антон.
— Да, — кивает чиновник. — Но и нас послушают. Я с ними поговорю. Думаю, найдем выход.
Три месяца спустя. Михаил стоял у входа в новое здание на месте части снесенных гаражей. Вывеска: «Музей гаражной культуры».
Внутри разные отделы — как гаражи выглядели в разные годы. В центре его «Волга» — теперь чистая, отремонтированная. Вокруг вещи гаражников — инструменты, запчасти, фотографии.
В одной комнате Григорий по выходным учит ремонту. В другой коллекция Василича.
Михаил теперь тут работает. В семьдесят лет — новое дело.
Половину гаражей снесли. Хозяевам дали места в подземной парковке. Не то что свой гараж, но лучше, чем ничего.
А его гараж, номер двадцать семь, оставили как был. Михаил часто приходит, садится на ящик, вспоминает. И рассказывает посетителям, как жили раньше.
Свидетельство о публикации №225051300843