Дольмены. Что это и зачем это?

(Много букв, но будет интересно)
Фотографии смотрите в моём Телеграмм-канале: https://t.me/maras_tales)

..подбиралась к этой теме не один год и вот…)))

(*) Адыгейцы и абхазы называют их «испун» и «спыун» («дома карликов», «пещеры»), «кеунеж» и «адамра» («древние могильные дома»); мегрелы – «мдиш-куде», «одзвале», «садзвале» («дома великанов», «вместилище костей»); казаки – «богатырскими хатами». Обывателю же данные строения известны под названием «дольмен» – от бретонского (кельтское наречие) taol maen – «каменный стол».

(+) Тётя Вика по этому поводу говорит так:
«В первых археологических трудах термин «дольмен» использовался как собирательное название для мегалитических камерных гробниц.
В англоязычной археологической литературе этот термин является устаревшим и применяется для гробниц, первоначальная конструкция которых не поддаётся определению, или нестандартных типов, не входящих в категорию галерейных или коридорных гробниц. Во французском языке термин по-прежнему часто используется. В Португалии дольмены обычно называются «анта», в Скандинавии – «дёс»; эти слова входят в состав названий местных дольменов.
В России дольменами традиционно называют западнокавказские каменные плиточные, составные и монолитные гробницы. Это распространяется и на похожие сооружения в других регионах мира.»

(!) Иными словами, мы имеем некое распространённое на Восточном полушарии явление, не факт, что одного порядка, но названное одним (или схожими по значению) термином для упрощения классификации схожих сооружений. По какой-то неясной лично мне причине все эти строения назвали «гробницами»; собственно, для убедительности даже подобрали схожие по значению названия на местных наречиях. Прошу заметить: условные дольмены – это массовое явление. Даже с учётом некогда существующей мультикультурности у народов, возможно ли одинаковое применение одного и того же строения?..
Оспаривать официальную версию я не стану – куда нам в лаптях да по паркету. Я буду рассуждать о северокавказских дольменах, ибо своими глазами их вдела, своими руками их трогала и своими же ногами обходила тамошние заповедники (фотки, как аргументы, прилагаются). Я попробую обосновать версию, которая сама собой напрашивается, если обследовать не столько сами дольмены, сколько прилегающую территорию. Верю: у кого-то дольмены могли быть гробницами; а у кого-то и холодильниками, и укрытием от дождя или зноя…

(*) Итак.
Северокавказские дольмены – гробницы?
В том числе. К примеру, в 2012 году в районе Туапсе нашли в дольменах останки нескольких человек, и тут же назвали это семейной усыпальницей (https://www.kuban.kp.ru/daily/25906/2862536/); собственно, в тех краях и ранее находили дольмены с массовым погребением… «Семейными» же их назвали сгоряча, от радости; статей с последующим научным подтверждением родства усопших нет. А почему не «братская могила» по случаю какого-то происшествия: эпидемии, войны, катаклизма и пр.?..
Такие захоронения выглядят странно хотя бы и потому, что дольмены могут быть разорены животными, враждебными соседями, уничтожены быстрорастущей зеленью и природными стихиями (особенно, двумя последними!) – кто будет следить за усыпальницей? А между тем, человек прошлого был очень расчётлив и прижимист, он понапрасну не тратил время и ресурсы – у него всё было для дела, утилитарно. На Кавказе покойников, в основном, помещали в ямы, пещеры, под каменные насыпи, или сжигали. А тут каменная гробница.
Другое дело, что дольмен, как «холодильное» строение, привлекал людей своими свойствами, равно как и пирамиды. В конце концов, мы тоже мечтаем о «волшебной» криозаморозке. Но я б скорее предположила именно подражание, а не прямое назначение.

(*) Дольмен – как холодильник или кладовая.
Вот, в это верю. Даже не столько холодильник, сколько вообще место для хранения чего-либо. В наших краях роют погреб, а в горах рыть проблематично, значит, нужна имитация пещеры в нужных «точках на трассе».
Думаю, дело обстояло примерно так: дольмены размещались в промысловых(!) зонах, как удобные кладовки для хранения добытых ресурсов (тем более что внутри часто находят всяческие орудия труда). Берёшь рогатину и через дыру достаёшь то, что тебе нужно, как из печки, а потом обратно затыкаешь дыру, чтоб звери не залезли (или мальчонку-подмастерья туда засылаешь, чтоб нужное принёс или, наоборот, положил).
Для идентификации «мой-чужой» на камни наносились символы «артелей» – ничего необычного и уникального; предположим даже, что существовало какое-нибудь проф.соглашение, по которому запрещалось разорять чужие хранилища, иначе – война.
Сделать такой дольмен тоже не представляет труда для группы людей. Никаких умопомрачительных технологий для этого не требуется: плоских шлифованных плит в тех местах – как у дурака фантиков (см. фото в Телеграм-канале)! Особенно, их много в местных горных речках; встречаются даже плиты с уже вымытыми потоком дырками. Камень, из которого были сложены видимые мной дольмены, песчаник – скреби и сверли его сколько влезет (или положи под направленный поток воды)! Ну, и хранится всё в каменном домике дольше.
(Кстати, захоронить в такой промысловый дольмен можно было и, к примеру, погибшую «артель»-семью, как символическое упокоение по профессии…)

(*) Дольмен – улей.
Да-да, не удивляйтесь. Конечно, это более мои фантазии, и скорее, уже собранный мёд хранили в дольменах, да и вроде не находили в дольменах признаков воска и прочих продуктов жизнедеятельности пчёл… Однако! В тех краях что не пещера – то улей диких пчёл. (Мы с мужем даже побоялись в одну такую заходить, потому что гул стоял уже на подступах.) И тогда, в принципе, объясняется и местечковые вариации названий про «карликов» и «великанов» – в зависимости от фантазии.
Вот чисто пофантазировать: зачем лазить в опасную пещеру, если можно самому разводить пчёл вот в таких домиках? Вход есть, стены есть, прокурить можно, заткнуть дыру на зимовку можно… той же какой-нибудь рогатиной или подмастерьем доставать соты (крышку-то постоянно тягать трудно)…

(#)Собственно, ничто не мешает дольменам выполнять и сразу несколько функций. Но в качестве специально сложенной для погребения конструкции я бы рассматривала его, как исключение из правил, но не как норму. А уж версия про исключительную ритуальность – вообще никуда не годится!
(+) Другое дело, проводились ли какие-нибудь обряды рядом или на дольменах? Уверена, что да! Так и землепашцы, и скотоводы, и рыбаки, и строители, и гончары и пр., и др. – все проводили ритуалы «на успех»; и, в основном, на местах своей непосредственной профессиональной деятельности. Мистическое мышление – основа культуры людей. Мы во все времена живём в каких-нибудь ритуалах и в непрерывном взаимодействии с видимыми и невидимыми силами природы (это я так издалека подхожу к следующей тематической статье).
(!) Если б меня спросили, что на самом деле является нашей нерушимой и всеохватывающей «скрепой», я б без раздумий ответила: культ наших предков и всевозможное почитание их памяти и останков, – всё остальное изменчиво. Именно поэтому нам проще поверить в великанов, гробницы и порталы в другие миры, чем в обычную кладовку или холодильник.

Вот такие вот у меня мысли и выводы!
Спасибо за внимание!
Всем добра!


Рецензии