К 5. Гл 12 Искусство Среднего царства Др Египта
С приходом 11 династии началось Среднее царство. Культура и искусство расцвели. Появились великолепные памятники, восхищающие красотой и глубиной. Композиция и темы остались прежними, но стиль изменился. В Фивах еще не хватало мастеров высокого уровня, поэтому встречаются слабые работы. Качество памятников различалось в разных областях Египта. Например, гробница Анхтифи в эль-Моале имела неправильную форму, а колонны стояли без точного расчета.
Храмовый комплекс
Ментухотеп II положил начало новому строительству. На западном берегу Нила он построил заупокойный храм у долины Дейр эль-Бахари. Этот архитектурный комплекс стал новым типом погребальных сооружений. Он сочетал скальную гробницу и традиционную форму пирамиды. Комплекс состоял из двух ярусов, а на вершине второго располагалась пирамида. Внешние стороны террас обрамляли сдвоенные колонны. Колоннады были и в гипостильных залах, первый из которых находился на верхней террасе, а второй — за открытым двором. Все сооружения примыкали друг к другу, указывая путь к святилищу в скале.
Основные черты комплекса: четкая осевая композиция, чередование открытых и закрытых пространств, увеличение размеров залов, сочетание гипостильного зала и перистильного двора. Ось задавала новую пространственную ориентацию. В Древнем царстве важна была вертикаль, здесь же — гармония вертикали и горизонтали. В Новом царстве победит горизонталь, символизируя шествие человека к богу.
Фараоны 12 династии решили строить пирамиды, но они были меньше и хуже древних. Материалом служил кирпич-сырец, а способ кладки изменился. Основу составляли восемь каменных стен, расходившихся от центра к углам и серединам сторон. От этих стен под углом 45 градусов отходили другие восемь стен, а промежутки заполняли обломками камня, песком и кирпичом. Сверху пирамиды облицовывали известняковыми плитами с деревянными креплениями. Как и в Древнем царстве, к восточной стороне примыкал верхний заупокойный храм с крытым переходом к храму в долине. Сегодня все эти пирамиды — лишь груды развалин.
При фараоне Сенусерте I в Фивах началось строительство знаменитого храма Карнака. В частности, возвели так называемую «Белую капеллу». Позднее, при Аменхотепе III, это здание разобрали, а его алебастровые блоки использовали для создания пилона другого храма. В XX веке их нашли и вернули в прежнее сооружение. В этот период в архитектуре появились новые конструктивные решения. Здания стали длиннее, колонны приобрели важную роль в оформлении как снаружи, так и внутри. Их оформляли в виде пучка из четырех перевязанных стеблей лотоса с капителями в виде цветов. Колонны и покрывавшие их иероглифы ярко окрашивали. У входа в храм ставили массивные башни-пилоны. Все эти приемы стали основой канонической планировки египетских храмов. Расцвет строительства пришелся на годы правления Аменемхета III. Сохранились упоминания о грандиозном заупокойном храме этого царя, который не уступал по масштабам пирамидам Древнего царства. Он был известен под названием «Лабиринт» (в греческой транскрипции — «Лабир»). К сожалению, практически все памятники Среднего царства разрушены и не дошли до нас.
Скульптура Среднего царства претерпела значительные изменения. Ведущее место среди ритуальных композиций занимали изображения обряда хеб-сед. К этому типу памятников относится статуя Ментухотепа II. Белое ритуальное одеяние окутывает фигуру, контрастируя с обнаженными частями тела и лицом, которые кажутся почти черными. Красная корона добавляет яркости в строгую цветовую гамму. Вся статуя Ментухотепа выполнена в жесткой манере: массивные формы тела тяжеловесны и скованны. Нижняя часть фигуры заметно утяжелена, ноги как будто срослись с постаментом. Лицо портретно, но с необходимой условностью. Крупные черты переданы обобщенно, поверхность слабо моделирована, голова посажена низко, лицо имеет округлую форму, условная улыбка и остановившийся взгляд — всё это характерные приемы 11 династии.
В 12-й династии ритуальные статуи стали более разнообразными. Их начали размещать не только в закрытых покоях, но и в храмах, рядом с изображениями богов. В этот же период стиль скульптурного портрета претерпел значительные изменения. Ранние памятники времен Сенусерта I, следовавшие традициям предшествующего периода, отличались массивностью и застывшим, маскообразным выражением лица. Примером может служить статуя Сенусерта I. В то же время статуи частных лиц стали более утонченными, особенно женские фигуры. Среди них выделяется статуя царицы Нофрет, жены Сенусерта II.
Статуя Сенусерта I Статуя Нофрет, жены Сенусерта II
Позднее официальная скульптура претерпела существенные изменения. В изображениях фараонов акцент сместился с божественного на человеческое, усиливая портретные черты. Статуи этого периода, оставаясь ритуальными, стали более индивидуальными. Для этого периода характерны объемная моделировка, детализация лиц без излишней дробности, использование светотени и фактуры материала.
Расцвет официальной скульптуры эпохи Среднего царства пришелся на правление Сенусерта III. Статуи фараона изображают его в разном возрасте – от юности до зрелости. В них усилены индивидуальные черты. Светотень играет важную роль, подчеркивая пластику лица и придавая ему суровое и даже скорбное выражение. Эти приемы применялись ко всем портретам фараона, среди которых голова из обсидиана считается вершиной портретного искусства Среднего царства. В этом произведении с удивительной свободой переданы соотношения выступающих и впалых частей, что позволяет почувствовать живую структуру лица и его костяк. Глянцевая поверхность обсидиана усиливает контрастность объемов. Аналогичным образом решен портрет Аменемхета III.
Сенусерт III. Голова из обсидиана
Художники Среднего царства отражали в портретах дух времени, которое ставило под сомнение прежние догмы. Образы фараонов того периода утратили гармонию и спокойствие, характерные для статуй Древнего царства. Если в Древнем царстве духовное и человеческое сливались воедино, то теперь акцент делался на индивидуальных чертах. Искусство Среднего царства оставалось неоднородным: оно развивалось в двух направлениях — столичная школа (манерная и «гламурная») и местные центры (стремление подражать центру, но с использованием новых тем и сюжетов). Появился новый тип заупокойных статуй — кубообразные композиции, где фигура заключена в блок камня.
Бюст Аменемхета III. Пристальный взгляд, энергичное выражение лица с широкими скулами выражают крутой нрав этого царя.
Скульпторы Среднего царства начали создавать произведения внушительных размеров. Статуи Аменемхета III, возвышавшиеся над Меридовым озером, достигали 40–50 футов в высоту. Эти колоссы производились в большем количестве, чем когда-либо. Десять статуй Аменемхета I были найдены в его пирамиде в Лиште, а Сихатор, помощник казначея Аменемхета II, с гордостью рассказывал о надзоре за изготовлением шестнадцати гигантских статуй царя для его пирамиды в Дашуре. Осколки таких колоссов из массивного гранита разбросаны среди руин Таниса и Бубаста.
От эпохи Среднего царства сохранились великолепные памятники стенописи. Многоярусные композиции строились по регистрам, где художник пластично размещал фигуры людей, животных и птиц. Ритуальные циклы повторяли темы Древнего царства, но появились и новые сюжеты, такие как пленение врагов и воинские поединки. На некоторых росписях центральная композиция занимала всю стену, усложнилось движение, жесты людей стали естественнее, а позы животных — живее.
Лучший пример такой стенной росписи — гробница правителя Антилопьего нома Хнумхотепа II в некрополе Бени-Хасан. Сцены охоты и ловли птиц расположены поясами вдоль стен, каждая из них обладает поразительной завершенностью композиции. Особенно впечатляет дерево с певчими птицами. Птицы изображены в профиль, а хвосты и крылья — в фас, что усиливает выразительность силуэта. Дикая кошка, притаившись, готовится прыгнуть на гнездо, напряжённость её тела передана серовато-коричневыми мазками на жёлтом фоне, а мускулы — тенью.
В росписях Среднего царства впервые начали использовать светотеневую моделировку изображения. Техника осталась прежней: мастера делали эскизы и переносили их на стену с помощью сетки квадратов. Для росписей применяли натуральные красители: уголь для черного, медь для синего, окись железа для коричневого и красного. Если в Древнем царстве росписи служили фоном для рельефов, то в Среднем они стали самостоятельным искусством. Художники научились тонально связывать фон с цветовой гаммой композиции, а линии контура стали тоньше и менее заметными. Вместо четкой обводки преобладала мягкая и тонкая прорисовка, что сделало изображения более живописными. Палитра красок значительно расширилась: появились нежные голубые, зеленые и желтые оттенки.
Литература в Египте существовала и раньше, но именно в период Среднего царства ее впервые нашли в гробницах. Среди текстов были религиозные, научные, дидактические и художественные произведения, что свидетельствует о высоком уровне развития литературы. Хотя мы не можем провести исторический анализ этих произведений, очевидно, что литература Среднего царства опиралась на опыт более ранних эпох. Письменные памятники Древнего царства практически утрачены.
Связь литературы Среднего царства с произведениями предшествующих эпох наиболее заметна в жанре поучений. Некоторые из них, такие как поучение царевича Хардедефа, вероятно, были написаны гораздо раньше. Это подтверждается архаичным языком, громоздкими стилистическими конструкциями и авторитетным тоном текста. Популярность поучений Хардедефа в Среднее царство говорит о том, что это древний памятник с устоявшейся литературной репутацией.
Среди других архаичных поучений можно назвать произведения Птаххетепа (вероятно, жившего во времена V династии) и наставление отца Катемни (времен III династии). В ряду с ними стоят и оригинальные произведения авторов Среднего царства, такие как поучение Ахтоя своему сыну-школьнику. В нем выражено чиновничье презрение к общественно полезному труду, за исключением профессии писца, которую Ахтой считает единственно достойной.
Два других известных поучения выходят за рамки привычного жанра и по сути являются политическими завещаниями двух царей X и XII династий.
В период Среднего царства откровенное выражение чувств было редкостью, а не нормой. Большинство поучений следовали установленному шаблону, ярко проявившемуся в «Поучении Схетепибра». Казначей Аменемхета III с самодовольством учил современников и потомков, как выгодно служить фараону и какие ужасные последствия ждут тех, кто его не слушает. Это настоящее восхваление владыки, от которого автор полностью зависит.
«История Синухета» выделяется среди литературы Среднего царства. Это настоящий роман без фантастических элементов. Высокий уровень произведения говорит о существовании других, возможно, менее художественных текстов того же жанра. Египтяне ценили «Историю Синухета», приравнивая ее к жизнеописаниям времен VI династии. Но выделялась она живостью и напряженностью сюжета. Содержание повести незамысловато: придворный Синухет боится смуты при смене властителя и бежит из воинского стана при известии о смерти Аменемхета I. Герой попадает в Сирию, преодолевает испытания, приобретает богатство и положение, но в конце концов возвращается в Египет, где его приветствует новый фараон Сенусерт I. Особенно удачны сцены бегства через пустыню и единоборства с сирийским предводителем.
«Красноречивый поселянин» — это другое произведение. Оно написано по правилам древнеегипетской риторики и рассказывает о несправедливо обиженном крестьянине. Поселянин отправляется в столицу, чтобы обменять шкуры на хлеб. По дороге его ограбили прислужники важного вельможи, и он долго не может найти справедливости. Вельможа остается глух к его жалобам, но речь поселянина ему нравится, и он отправляет его на потеху к царю. Царь, выслушав крестьянина, награждает его и наказывает грабителя.
Во времена Среднего царства популярны литературные обработки сказок о Хеопсе и чародеях. Цикл, возможно, сложился еще во времена Древнего царства. Он имеет традиционную для Востока структуру: царевичи рассказывают Хеопсу о деяниях чародеев, живших при его предшественниках. Чародеи совершают необычные поступки: один переворачивает озеро, другой карает неверную жену и ее любовника. Царевичи также подробно описывают жизнь владык-предшественников: их пиры, любование обнаженными придворными дамами. В конце концов, Хеопс решает призвать чародея Джеди, но ожидаемого веселья не происходит: мудрец предсказывает, что власть перейдет к другой династии.
Сказки вообще были достаточно популярны в Египте Среднего царства. Одной из любимых была «Сказка о потерпевшем крушение». В этом произведении отразились представления египтян о волшебной экзотике дальних стран. Простой сюжет компенсируется яркими описаниями природы и чуждых нравов. Герой — обычный египтянин, который после кораблекрушения оказался на острове. Его встречает ужасный змей, но вскоре мореплаватель понимает, что тот не так страшен. Когда за героем приплывает корабль, змей дарит ему сокровища, которые тот передает царю. В благодарность царь назначает его своим телохранителем.
Египтяне Среднего царства, вероятно, с удовольствием читали такие истории с счастливым концом. Однако ближе к концу Среднего царства, когда в стране начался хаос, литература изменилась. В «Повести о красноречивом поселянине» появились черты нового жанра — обличительных фантасмагорий. Авторы стали сомневаться в гармонии мира, в котором они жили. Они смешивали реальность и вымысел, искали параллели между внутренними переживаниями и внешними катаклизмами.
Самое абстрактное произведение этого периода — «Беседа разочарованного со своей душой». Герой, разочарованный в злом обществе, ведет диалог с душой. Он отказывается от смерти, так как не верит в загробное воздаяние. Герой не меняет своего мнения об обществе, и душа не пытается его переубедить. Это произведение пронизано свободомыслием и сомнением в религиозных учениях того времени. Другое обличение, созданное примерно в середине правления XII династии, напоминает «Беседу разочарованного». Но здесь герой разговаривает со своим сердцем. Это рядовой жрец из Гелиополя, возможно, автобиографический образ. Через его восприятие мы видим, как страна страдает от бедствий. Сердце героя не выдерживает этого горя и неправды.
Даже беглый обзор литературы Среднего царства показывает, что египетские авторы обладали высоким творческим потенциалом и использовали разнообразные приемы. Произведения строго разделены по жанрам, каждый из которых имеет свои поэтические средства. Это делает египетскую литературу уникальной страницей в мировой истории.
Свидетельство о публикации №225051300934