Тищенко Марат Николаевич. Конструктор вертолётов

       Советский и российский конструктор вертолётов Марат Николаевич Тищенко родился 18 февраля 1931 года в Харькове. Связь с авиацией, ставшей смыслом жизни, началась ещё в школе. Тогда он увлёкся авиамоделизмом, начал собирать различные модели самолётов и вертолётов, посещал станцию юных техников. Так, уже будучи студентом МАИ, он продолжал заниматься в кружке авиамоделизма и стал рекордсменом мира по авиамодельному спорту в классе моделей вертолётов.

     В МАИ Марат Николаевич поступил в 1950 году, а спустя три года стал студентом новой кафедры вертолётостроения. В 1956 году, окончив МАИ с отличием, Тищенко начал свою трудовую деятельность в должности инженера бригады аэродинамики в вертолётном опытно-конструкторском бюро, которым руководил М.Л.Миль. Три года спустя Марата Николаевича назначили начальником бригады аэродинамики. В это время проходили лётные испытания вертолёта Ми-6, когда выяснились значительные расхождения лётно-технических характеристик вертолёта с имеющимися расчётными данными. Для разрешения это проблемы Тищенко разработал новые методы и программу расчёта на ЭВМ аэродинамических характеристик несущего винта вертолёта. Многие алгоритмы этой программы до настоящего времени используются в практической работе КБ им. Миля.

     В 1963 году Тищенко назначен начальником отдела перспективного проектирования ОКБ и участвовал в разработке компоновок, эскизных и рабочих проектов вертолётов Ми-10, Ми-2, Ми-7, Ми-8. Ми-12, Ми-14. В этом же году его назначили заместителем главного конструктора по вертолёту В-12. Первый полёт оказался неудачным, после чего вертолёт доработали и он успешно прошёл все лётные испытания. В 1971 году вертолёт В-12 показан на Парижском авиасалоне, а создатели получили приз имени И.И.Сикорского "За выдающиеся достижения в области проектирования вертолётов".

     70-е и 80-е годы в истории Московского вертолётного завода им.Миля называется "эпохой Тищенко". В 1970 году, после смерти М.Л.Миля, Марата Николаевича назначили главным конструктором и руководителем КБ. Среди основных работ этого периода следует отметить разработку модификаций вертолёта Ми-24 (Ми-24А, Ми-24Д,Ми-24В, пушечный вариант Ми-24П, вариант для разведки Ми-24К, вариант для химической и радиационной разведки Ми-24Р), доводку и завершение лётных испытаний противолодочного вертолёта-амфибии Ми-14.

     Много времени и внимания Тищенко уделил созданию вертолёта Ми-26, самого большого вертолёта в мире по грузоподъёмности. За создание этого уникального по своим транспортным возможностям и реализацию заложенных в него принципиально новых проектно-конструкторских и технологический решений Марат Николаевич удостоен звания Героя Социалистического Труда.

     Марат Николаевич Тищенко - непосредственный участник и руководитель ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы. Особую роль в операции сыграли вертолёты "Ми". С вертолётов сбрасывали на реактор специальные материалы, позволяющие остановить ядерную реакцию. В рекордные сроки Ми-26 были переоборудованы для обработки поверхности земли составом, препятствующим распространению радиоактивной пыли. Помимо Ми-26 для дезактивации заражённых районов работали вертолёты Ми-8, Ми-24. В специальные вертолёты Ми-24 вели контроль радиоактивного заражения местности.

     В 1981 году Тищенко назначили главным конструктором ОКБ им. Миля. Под его руководством разработаны проекты аппаратов с поворотными винтами Ми-30, сверхтяжёлого трёхвинтового вертолёта Ми-32 грузоподъёмностью 50 тонн, начата разработка  транспортного вертолёта Ми-38. В первой половине 80-х годов начались работы по вертолёту Ми-34, предназначенный для аэроклубов и спортсменов-вертолётчиков. Под руководством Тищенко разработаны системы снижения инфракрасного излучения двигателей ТВ2-117, защиты топливных баков и ряд других усовершенствований вертолётов семейства Ми-8, Ми-24 и Ми-17.

     Ещё в 1972 году Тищенко начал проработку концепции боевого вертолёта нового поколения - "летающего танка" для поддержания пехоты на поле боя. В 1978 году она реализована в вертолёте Ми-28, по мощи вооружения и бронированию не имеет себе равных.

     В 1982 году Марат Николаевич защитил диссертацию на соискание учёной степени доктора технических наук, посвящённую методологии создания транспортных вертолётов большой грузоподъёмности, а позднее его избрали членом-корреспондентом и действительным членом Академии наук.

     С 1977 года Тищенко по совместительству работает на кафедре вертолётостроения МАИ, а также руководит филиалом кафедры МВЗ им. Миля. В 1992 году ушёл в отставку с поста главного конструктора и перешёл на должность консультанта, а в 2007 году перешёл на постоянную работу а МАИ на должность профессора. Он стал автором нового курса лекций "Проектирование вертолётов", он читал его для студентов вертолётной специальности, руководил дипломниками, разработал и внедрил в учебный процесс программу по выбору параметров вертолётов одновинтовой схемы, написал учебно-методическое пособие по практической работе с этой программой. В 1999-2000 годах по приглашению Мэрилендского университета США руководил дипломным проектированием американских студентов по вертолётной тематике.

     Марат Николаевич поддерживал и развивал научно-практическую конструкторскую школу М.Л.Миля, а также подготовил целую плеяду квалифицированных и талантливых специалистов. С 1995 по 2003 год Тищенко руководил проектированием лёгкого многоцелевого вертолёта Ми-60МАИ, разрабатываемый совместно МАИ и МВЗ им. Миля при участии крупнейшего отечественного вертолётостроительного АО "Росвертол". Проект вертолёта удостоен золотой медали на Вcемирном салоне изобретений "Brussel Eureka 97" (Бельгия, Брюссель, ноябрь 1997 год) и серебряной медали на Международном салоне изобретений "Arkhimed-98 (Кипр, июнь 1989 год). Полноразмерный технический макет Ми-60МАИ, выполненный с использованием компьютерных технологий был представлен на авиакосмическом салоне "Макс-2001" (г. Жуковский, август 2001 год).

     В 1993 году по инициативе и личном участии Тищенко создано Российское вертолётное общество, президентом которого он был избран. За прошедший период обществом проведены 12 Международных научных форумов по проблемам вертолётостроения.

     За выдающийся вклад в развитие авиационной науки, техники и промышленности Марат Николаевич Тищенко удостоен Звезды Героя Социалистического Труда, Ленинской премии, двух орденов Ленина и многих других почётных званий и наград. В 1995 году удостоен высшей награды Американского вертолётного общества (AHS)- приза имени Александра Клемина "За выдающиеся в прогрессе винтокрылой авиации". В 2008 году - Российской независимой премии "Триумф" в номинация "Механика и технические науки".

       Источник: Российская интернет-энциклопедия РУВИКИ.

       Умер Марат Николаевич Тищенко 12 марта 2015 года. Похоронен в Москве на
       Троекуровском кладбище. Источник: википедия.


Рецензии