Триединство. Культурология, просвещение, искусство

   Триединство. Культурология, просвещение, искусствоведение. Пожалуйста, вот три  равноценные составляющие одного ПОЛЯ деятельности. “Ценность -польза!”-возьмём сей  девиз на вооружение. Аксиология в философии оценивает буквально всё по критерию необходимого блага. Мы находимся в этом поле постоянно и являемся действующими лицами. Человек обязан хранить и преумножать культурные ценности. А культурология не только оберегает, но и отделяет вредное от полезного.
   Если, допустим, функционер или кто-либо по роду своей деятельности, игнорирует культурные ориентиры и права, то по сути, меж добрых семян он сеет плевелы.
   И если публичный оратор, пользуясь идеями философской мысли, не уважает идеалы, на которых росли  поколения, не потеряется ли он на поле, в рост бурьяна? «Теряем ценность-не видать добра».
     Просветительская деятельность. Стоит ли говорить, что изданы горы педагогической литературы и надо ли вспоминать о том, каким образом внедрялись всевозможные методы обучения и просвещения со времен наскальных рисунков до времен ЕГЭшных экзаменов? Верным путём, как казалось, двигались, шли уверенно, идеологически подготовленными, (какое же просвещение у нас без идеологии?)потом блуждали, но выходили, снова шли, возвращались, и вот стоим опять на школьном дворе, но уже перед флаг-штоком, в ожидании должного церемониала. Не плохо, конечно, если академические методики обучения приумножают познавательный интерес в изменчивости духа с просветительского на патриотический.
Ладно, отчасти, с безграмотностью справились. Так этим можно было заниматься и не выходя из дома. Есть важное определение в философии: «Просвещение — это выход!». Выход человека из состояния своего несовершеннолетия.
А что же сами просветители-путейщики? Отделили нравственное от безнравственного? Если руководящая элита общества приводила  страну к трагедии и была не способна покаяться, то в понятии здравого смысла  эта элита - не ценна, а неприкаянно преступна. И если снова обратиться к притче о зёрнах и плевелах, то отделённые плевелы вяжутся в снопы и сжигаются.
  Искусствоведение. В её области всё в порядке, сплошь и рядом достойные хранители достигнутого, ценного, возвышенного, истинного.    Казалось бы, есть ирония. Но не до неё. Искусствоведы замкнуты в одной или другой области искусства. Кто-то пытается охватить все области, по мере своей компетентности, но  общую декларацию ценностей, как блага, мало кто разрабатывал, тем более не принимал и не использовал. Справедливости ради скажем, есть положительные примеры! Пожалуйста- клятва врачей и принцип  «прежде всего, не навреди» клятвы Гиппократа. Это хорошо. Имеется Кодекс профессиональной этики учёного, провозгласивший главной ценностью Истину. Молодцы, хорошо было бы ещё кодекс соблюдать учёными историками, вооружёнными правдой и лозунгом  «Нет-фальсификации!». Существует и Кодекс исторической чести.
Философы озвучили Манифест современного реализма о не противостоянии идеализма и материализма. Президенты стран произносят клятвы. Что  же с искусствоведами? По всей видимости,  ознакомились с Декларацией прав культуры, разработанной академиком Лихачёвым ,и забыли о ней. Что ж ,необходим русский  Манифест и не только одних музейщиков, а единый, цельный, под названием Манифест искусства России (МИР), да МИР, не больше, не меньше, для понимания вообще в каком мире мы живём. Вот, допустим, манифесты западных художников не только провозглашались, а печатались  в изобилии: манифесты Курбье, футуристов, сюрреалистов и …критиковались, конечно. Но семена от плевел отделялись. И это хорошо. Но прежде, нам следует сесть за школьную парту по усвоению материала о значимости культурологии, просвещения и искусствоведения и их должных прав.
Природа ценностей реалистична, а мир взаимосвязи ценностей между самими дисциплинами культуры, между культурой, экономикой, политикой, между личностью и обществом, должны быть понятны и ценности провозглашены. А сегодня: «Все- на фронт!». В смысле, на борьбу со злостным сорняком!


Рецензии