Сага о Петрыках Глава 3 Память сердца

     Украина является искусственным образованием, появившимся на карте СССР в 1922 году и расположенным частично на исторических землях Руси.
Шепетовский округ был образован в составе Волынской губернии в 1923 году. В 1925 году округ перешёл в прямое республиканское подчинение. В 1930 году Шепетовский округ был ликвидирован и вновь был образован в 1935 году в качестве пограничного округа Винницкой области.   
      13 ноября 1929 года вышло Постановление Совета Народных Комиссаров УССР «О переселении социально-опасного элемента из пограничных округов УССР». Переселяли граждан с целью ускорения оздоровления хозяйственных условий и облегчения реконструктивных мероприятий. Выселение произошло в период с 1925 по 1930 год.   
    Брат Василия Романовича Михальчука — Мусий, муж Акулины, был арестован в 1930-х годах. Вероятной причиной стало его нежелание вступать в колхоз. В день ареста Василий работал в колхозе исполнителем и видел список людей, подлежащих выселке. Но брату ничего не сообщил. Мусия Романовича арестовали — и больше его никто никогда не видел. С того момента о нём не было ни слуху, ни духу.
     Акулина (или, как звали её в семье, Якилина) осталась одна с тремя маленькими детьми и своей матерью Александрой. Жили очень бедно. Несмотря на все лишения, Акулина категорически отказалась вступать в колхоз. Она не простила Василию предательства — и с его семьёй больше не общалась.
     Моя мама, Дьячук Анна Яковлевна, была крёстной всех троих детей Акулины. Они с Акулиной были двоюродными сёстрами и оставались очень близкими всю жизнь. Прошли вместе голод 1933 и 1947 годов, войну, помогали друг другу в тяжёлые времена. С годами дети подрастали, старенькая Александра уже не могла помогать дочери. Но в 1950–60-х годах, когда сыновья Акулины уехали работать на шахты в Новокузнецк, а дочь Маруся учительница, вместе с мужем переехала в Западную Украину, где он стал директором школы, нужды в семье уже не было. Более того, Акулина начала материально помогать маме. С её помощью у мамы наконец появилась кормилица - корова, что немаловажно сказалось на материальном положении большой семьи. К этому времени, к 60-м годам ХХ столетия, уменьшались налоги, стали выдавать деньги, но деньги были очень маленькие. Проблема заключалась в том, что денег в колхозах практически не было. Поэтому крестьяне получали не деньги, а то, что росло в колхозе.
     Все Петрыки жили по одной улице. Это была настоящая родня. Поддержка, тепло, помощь — никто и не скажет, что между ними были обиды.
     Акулина жила за счёт огорода и небольшого хозяйства. Летом доход приносил лес — он находился далеко, около 5 км от деревни. Все Петрыки, в том числе Акулина и её сестра Серафима, хорошо знали и любили лес. Обычно в лес с собой никого не брали, но из уважения к маме брали и меня. Это были 1960-е годы — и именно тогда я получила важные уроки жизни.
     Тётя Саша (Серафима) и баба Кулька (Акулина) были умными, практичными женщинами. Тётя Саша была сдержанной, рассудительной. А баба Кулька — не упускала момента для воспитания, любила наставления. Во время войны Серафима работала у немцев в Германии. Она была дочерью кулаков, сумела сохранить достоинство и жизненные знания. Во время долгих дорог до леса они делилась своими воспоминаниями, рассказывали, как надо жить, и тем самым передавала жизненный опыт.
     Я восхищалась их силой и гордилась своими предками. Основателем нашего рода был Пётр Мельник (примерно 1820–1830 г.р.), его сын Павел (1855 г.р.) — отец моего деда Якова 1887 г.р. и Нечипора 1880 г.р.. Нечипор -- отец Акулины и Серафимы. Все они жили в знаменитом доме, которому уже более 150 лет. Сейчас его содержит и оберегает внук Серафимы — Иван, любимец Акулины.
     Поля, луга местности назывались по именам бывших хозяев. Например, поле Любшинэ раньше принадлежало Ковальчукам, матери Александра — свёкру Нины Тарбушиной. Серафима и Акулина показывали, кому раньше принадлежала земля, как менялся пейзаж: на месте леса — поле, на поле — гречка или кормовые травы для скота.
     Менялся пейзаж и рядом с нашим домом. Был лес, а с годами превращался в поле. На этом месте рядом с огородами иногда выкапывалась яма размером примерно 3 х 3 кв.м глубиной не более полутора метров. Яма, ее называли копанкой (укр.), наполнялась дождевой водой, которую использовали, как техническую. Такая необходимость возникала в связи с тем, что колодец находился далеко. Колодцы рядом с домом не копали, так как налоги, налоги, налоги…               
    До леса шли босиком по холодной утренней росе, начиная с 4 часов утра. За рассказами старших светало, рассеивался туман. Встречать рассвет с такими людьми — особое счастье. Из леса возвращались уже в темноте. Сначала — за черникой, потом — за голубикой, малиной, грибами. Особенно в Петров день в лесу было много ужей и змей, с которыми ловко справлялась тётя Саша.
    Я собирала по ведру ягод в день. Это был тяжёлый труд. Комары, жара, усталость, а впереди ещё 7 километров домой с полным ведром. Искусанная комарами, утомлённая от жары, черника манила всё дальше вглубь леса. Было очень тяжело, но ещё тяжелее возвращаться домой. Нести домой тяжелое ведро с ягодой не под силу несовершеннолетней девочке. Это была настоящая школа жизни, закалка перед взрослой жизнью. И я благодарна Богу за этот путь, за то, что жила рядом с такими сильными, мудрыми женщинами.
    Когда лето заканчивалось, нужно было готовиться к школе. Я была в подмастерьях у швеи по имени Климка. Она приходила к нам шить, пряталась от пьяного мужа, у неё было пятеро детей. Муж, Борис Петрович, пришёл с войны без обеих ног, передвигался при помощи приспособлений, изготовленных из дерева похожих на терку, отталкиваясь руками от земли. Пьяный и неуравновешенный Борис Петрович ловко прыгал по лестнице и ловил убегающую жену на чердак. Растрёпанные в драке длинные косы только помогали ему в его намерениях, притягивая её к себе.
     Для пошива пальто использовали старые вещи. Из старых пальто шили мягкие валенки, прошитые ватином, тёплые, лёгкие, до колен, которые носили с калошами. Петр Ефремович, муж старшей сестры, интеллигент, работал врачом. Узкое пальто? Что Вы? Да и красавица с хорошим вкусом не смотрелась бы с плохо одетым мужем.  Счастливая супружеская пара поженились в 1961 году.
До этого события Надя, старшая дочь мамы, работала фельдшером по Шепетовскому району Каменец-Подольской обл. Больница находилась в соседнем селе Хролин примерно В 3-4 км от села Траулин. 13 февраля 1953 год. Ночь. Роженица мать пешком пришла из дома. На улице снежная метель.
     - «Надя, кто там так громко стучит? Не сидится дома в такую погоду!» - удивлялась дежурная в больнице. Надя подошла к двери.
     - «Мама! – с растерянностью произнесла взрослая дочь. Это она принимала роды у женщин, рожавших в 1953 году, в том числе десятые роды у мамы с появлением младшей сестры Людмилы.
     Но в этот раз сукно оказалось таким красивым, что решили сшить мне пальто. Климка была великолепной швеёй и модельером. Под её руководством я сама сшила себе пальто. Мне было 14 лет. Это было настоящее событие. Я была счастлива.


Рецензии