Попков Строители Братской ГЭС
Мощный, невидимый напор водопада вращал многотонные турбины. Я стоял в этом пустынном зале и невольно думал о том, что такое отдельный жалкий, немощный человек в сравнении с этой исполинской силой, созданной им.
Я ехал в автобусе по верху , смотрел на низвергающиеся вниз потоки воды и думал о том, как и кто создал эту гигантскую, исполинскую энергетическую машину. Машину , которая должна питать полстраны живительной энергией, теплом и светом, и всем тем, что обеспечивает людей нормальным существованием. И поддерживает их цивилизованный уровень.
Нам рассказали, что строительство гидроэлектростанции на реке Ангара в городе Братск началось в 1954 году. Первый гидроагрегат станции был пущен в 1961 году, последний — в 1966 году. Разумеется, люди строили не голыми руками. Как некогда рабы воздвигали египетские пирамиды, используя лишь мускульную силу человеческую. С тех пор напридумывали разные машины, которые со временем только совершенствовались. Мощные, легко управляемые. Я понимаю, что цифирь не особо воздействует на наши чувства и не впечатляет наше сознание. Она не дает возможность осязательного ощущения. Но всё же. Строительство было высоко механизировано. Использовали несколько тысяч экскаваторов, бульдозеров, кранов. Было уложено почти 5 млн. тонн бетона, чтобы перекрыть движение сибирской реки и укрепить основание всего сооружения.
И кто же использовал все эти механизмы? А вот те, кого мы видим на картине Попкова. То есть, это уже не безликие и безымянные созидатели одного из чудес света. Они становятся для нас физически осязаемыми с конкретными лицами. Они почти все смотрят на нас в упор. Смотрят на нас уже более 60 лет. Они все такие разные. Разные судьбы, разные характеры. У них у всех разные возраста, положения, профессии, происхождение. Но есть одно, объединяющее их всех. Все они строили эту ГЕС. Совершали этот трудовой подвиг, нужный всей стране. И прибыли они сюда из разных мест страны. Каждый со своим жизненным опытом, большим и не очень.
Они смотрят на нас и молчат. У меня такое ощущение, что они молчат с некоторым превосходством и укоризной в выражении лиц. А ещё я читаю вопрос в их глазах, обращённый ко всем нам. И ко мне тоже. Вопрос простой. Кто вы, пришедшие в этот музейный зал Третьяковки, чтобы посмотреть на нас? И кем вы все стали, наши дети-внуки. Мы строили вам наше будущее. Чтобы вам стало лучше, чем нам. И мы верили, что именно так и будет. Счастье будет. Мы создаем эту гигантскую машину, чтобы обеспечить движение всей стране. И достойны ли вы будете тех усилий, которые были сделаны каждым из нас на своём месте.
Эти люди на картине ещё не поражены заразой потребительства, как это случилось с нами, ныне живущими. И трудно определить, когда эта зараза окончательно внедрилась в наши души. Нет, конечно, они приехали в далёкие края не только «за запахом тайги» и романтикой покорения природы. Они зарабатывали деньги. Возможно и немалые деньги. Но у них ещё была и вера. Они верили, что мы все вместе идём правильным путём, выбранным однажды. У них была цель. Создать общество социальной справедливости. Общества добра, развития и покорения космических далей. Мечта прекрасная, ещё не ясная вела нас путеводной звездой в счастливые дали.
Уже и песню сложили «И мы в то время будем жить…» Поторопились, однако. Для нового общества нужен новой человек по Чернышевскому. А тут сплошные засады на неведомом пути. Плотскую природу человека преодолеть оказалось не так-то просто. Ну и что? Есть над чем поработать. Мы сказку всё равно сделаем былью. Есть цель. А это главное. Она придаёт смысл всему нашему земному существованию. А движение к цели - это только дорожная карта. Декларация о намерениях.
Пусть так! А что мы имеем сегодня после перетряхнувших всё и вся перемен. Ничего не имеем. Ни цели , ни веры не имеем. Человек без веры, он кто? Состояние белизское к скотству. Куда и к чему идем – никто не скажет. Что нас ждёт? Тоже никто не знает. Общество потребления, то есть то самое, в котором мы живем, это тупик в развитии. Тупик в развитии в так называемой западной цивилизации. С их трансгендерами в почете и неумолимой ювенальной юстицией. Иван Карамазов говорил о дорогих его сердцу могильных камнях, которым он едет поклонится в Европу. Это всё, что осталось уже в его время от западной цивилизации. А сегодня, что осталось?
*****
Ещё раз посмотрим на лица строителей. Проникнемся спокойном напрягом. исходящим от всего изображение. Я не вижу радости и весёлости в этих лицах.. Да и чему удивляться. Художник Попков следовал художественным настроениям своей эпохи. Этот стиль так и был назван «Суровым стилем». Отчего же так? Отчего и почему эта суровость? Есть объяснение. Стиль в живописи не выскакивает неизвестно откуда. Есть историческое предопределение. А эта картина стала эталоном «Сурового стиля».
Был «Авангард» послереволюционный. Художники кинулись в полной свободе самовыражения кто во что горазд. Но остался он в истории только, как мета времени. Не далеко пошли извращенцы от живописи авангардисты во главе с незабвенным Малевичем. Каждый живописец старался превзойти прочих своей фантазией, заумными, часто непонятными самому автору, изображениями, Доходя в этих попытках до патологий безумного воображение. А отговорка была одна – я художник и я так вижу. А ты ещё дотянись до понимания моих исканий. И всё.
Но на смену шла уже одна довлеющая идея, положившая конец всем безобразиям. Пришла сталинская идея, воспевающая радость и энтузиазм строителей нового общества. И живописные образцы этой идеи мы видим в залах Новой Третьяковки. Самые впечатляющие картины этого направления это, по-моему, хосты великого художника Дейнеки.
Сталин умер в 1953 году. Новое время, новые веяние, новая метла, смахнувшая все прежние достижения в живописи в историческую мусорную картину. Оттепель. Выход энергии, освободившееся от идеологических пут, стреноживших так долго художников. Они обратились к обыкновенным, житейским радостям после тяжких военных годов. Да только вскоре заметили, что эти устремлении вели к мещанству и вещизму. И даже к пошлости. А где же высокое и духовное? Где вера? Где сильные духом человеки. Вот тут-то и подоспел «Суровый стиль».
На картине Попкова не энергичные, полные оптимизма рабочие, но утомленные тяжелым физическим трудом люди. Сторонники этого стиля начинают борьбу с мещанством и бездуховностью. Они ведут борьбу с культурой «оттепели», несущую безыдейность. Хотя она кажется такой простой, наивной и даже легкомысленной. Герои «Сурового стиля» - строители, геологи, нефтяники. В основе их сюжетов лежит героическое противостояние человека и дикой природы, извлечение природных ископаемых или изменение естественного течения рек .
*****
Художник Попков после этой картины становится знаменит. Иллюстрацию этой картины мы видим повсюду. Ему 28 лет. О нём пишут в газетах, печатают его работы, включают их в экспозиции республиканских, всесоюзных и международных выставок, отправляют в командировки. Он ездит не только на стройки, на целину, в Сибирь, но и за рубеж: в Финляндию, Италию, Францию, ГДР. При жизни его работы выставлялись по всему миру — в США, на Кубе, в Японии, в КНДР, в Ираке, в Турции, в Англии, Франции, Австрии, Венгрии, ГДР, Румынии, Финляндии, Югославии, Польше и прочее.
*****
А вот кончил художник очень плохо. Он нелепо погиб в возрасте 42 лет. У него была какая-то предрасположенность к ранней смерти. Её предчувствие. Суицидальные настроения. Однажды он едва и не наложил на себя руки сам. В 1966 году надел ремень на ветку яблони в саду и решил удавиться. Тесть, вовремя спохватившись, перерезал бритвой ремень и спас Попкова. Однажды его едва не зарезали лифте. Ему все время казалось, то за ним следят. Возможно, какая-то связь с потусторонней реальностью присутствовала в нём. В последний год жизни он ощущал, что скоро покинет мир. Незадолго до смерти он передал другу пластинки с музыкой, которая, по его словам, должна была прозвучать на его похоронах.
Той же теме была посвящена последняя законченная работа Попкова: «Хороший человек была бабка Анисья». На этой картине, изображавшей деревенские похороны, художник нарисовал в толпе и самого себя. Попков оставил тщательно составленное завещание родным и близким, где его похоронить, какую музыку играть на его панихиде, какой крест поставить на могилу.
А потом действительно случилось это несчастье. Как бы сам в мрачных мыслях накликал беду. Рассказывают разное, но в целом дело свелось к следующему.
Попков вышел из ресторана. Он отмечал вдвоём со знакомым художником какое-то событие, потом к пьянке присоединилась ещё пара человек. К 11 часам вечера компания была уже изрядно навеселе. Далее Попков предложил отправиться в его мастерскую на Брянской улице, чтобы «продолжить банкет».
На улице перед рестораном художник увидел «Волгу» и потребовал у водителя подвезти его. Он не знал , что это было не такси, а инкассаторская машина. Началась пьяная перебранка, поскольку один из инкассаторов тоже был пьян. Но у него по положению был пистолет. А в то время произошло известное всем нашумевшее на весь СССР ограбление инкассаторской машины в Риге. А всего за два дня до возни у такси , в Севастополе преступники напали на инкассаторскую машину и убили двоих человек. После этого всем сотрудникам ведомства была дана инструкция: немедленно стрелять на поражение в случае опасной ситуации. Вот этот стражник без предупреждения и выстрелил в него в упор. Будучи сам в пьяном состоянии. Когда Попков упал, машина тут же уехала с места. Растерявшиеся друзья попытались прислонить раненого художника к дереву.
Пришедший постовой приказал положить раненого, а затем остановил проезжавшую машину «скорой помощи». Оказалось, что Попков ранен в сонную артерию. Пуля вошла между подбородком и кадыком и вышла в районе затылка. Стрелка приговорили к семи годам лишения свободы.
А накануне своей гибели художник пребывал во власти мрачного настроения. Депрессия уже привычная. В ДТП погиб его друг художник Николай Бурмагин. Попков собирался поехать на его похороны, но передумал. Возможно, если бы он всё-таки поехал, это спасло бы ему жизнь.
Похоронили Попкова вовсе не там, где он хотел, а на погосте близ подмосковной станции «Тарасовка».
В живописи Попков не был авангардистом. Он не был диссидентом. Живопись его была внятна и понятна. Без заумности и выпендрёжа. Он был бесконечно далек от Андеграунда. У него была своя колея. И это хорошо. С этим и вошёл в историю нашей живописи.
Свидетельство о публикации №225051401317