Человек и закон 2
Страх имеет перед нами более власти, нежели надежда. (Этьен Бонно де Кондильяк)
Когда множатся законы и приказы, растёт число воров и разбойников. (Лао-Цзы)
Страх возникает по разным причинам, но часто приводит к сходным результатам. Боязнь оскорбить Создателя греховными помыслами или дурным поступком, как правило, побуждает богобоязненного человека соблюдать как законы божеские, так и действующее законодательство. Страх же оказаться в котле с кипящей смолой во власти рогатых обитателей преисподней в принципе направлен на тот же результат, хотя и затрагивает иные струны человеческой души. Таким образом, в триаде Человек – Страх – Закон превалирует Закон Божий, ведь нарушая законы человеческие люди нарушают заповеди – не убий, не укради и т.д. – и за это попадают в геенну огненную.
Но происходящие с родом людским метаморфозы постепенно вытесняют страх божий из вышеупомянутой триады – попрание Закона, который в данном контексте синонимичен действующему законодательству, сопряжено с наказаниями, но не в царстве теней, а прямо здесь, на Земле, по месту проживания, и наказания эти, по многочисленным свидетельствам историков, могут быть не менее ужасны, чем проделки загробных обитателей – тут тебе и кипящие вязкие жидкости, и сдирание кожных покровов, и корытная казнь, и много всего такого, что чертям и в голову не придёт. Так что страх имеет вполне веские причины, а богобоязненность сама собой отходит на второй план…
Дальнейшие трансформации приводят к тому, что Закон – и в виде заповедей, и в форме действующих уложений – обретает рудиментарный и вспомогательный характер, а его место занимает Страх, по мере развития общества и государства теряющий божественное начало и вытесняющий из традиционной триады Закон, роль которого теперь выполняет наказание.
Невозможно не отметить, что с повышением образовательного и культурного уровня растёт значение унижения как дополнительного инструмента, обеспечивающего наряду со страхом эффективное взаимодействие власти и народа. И дело не только в том, что ретивые центурионы могут в любой момент унизить подозреваемого в преступлении, но не осуждённого, в обход всякой законной процедуры. Обычная каждодневная рутина превращается в борьбу за существование, и каждая особь, сидящая на более высокой ступеньке социально-бытовой лестницы, на более высоком уровне трофической пирамиды, с удовольствием пакостит и плюёт на головы нижерасположенных, удовлетворяя тем самым свои властные амбиции и теша перманентно возникающие комплексы уязвленного самолюбия. Персонажи, занимающие верхние этажи пирамиды, имеют возможность безнаказанно глумиться не только над своими не столь удачливыми подельниками, но и над миллионами мелких букашек, которые при взгляде с вершины пирамиды неотличимы друг от друга и в совокупности своей являются объектом законотворческих экспериментов и физических упражнений, а вовсе не субъектом правовых отношений, основанных на тщательно продуманном законодательстве и нравственных императивах.
Закон – и божеский, и человеческий – становится, вообще говоря, совершенно ненужным атрибутом, фактически, его место окончательно занимает страх. Страх перед физическими страданиями, страх утраты близких, у кого они есть, страх лишиться собственности, пусть небольшой, но своей, обеспечивающей привычный, складывающийся годами комфорт, дающий призрачную уверенность в завтрашнем дне. А сколько всего может лишиться человек, занимающийся интеллектуальными трудами и ценящий прекрасное!
Итак, произошла эволюция: триада Человек – Страх – Закон, основанная на божьих заповедях и моральных императивах, превратилась в систему, где Закон оказался лишним, избыточным элементом, но при этом количество писанных законов и подзаконных актов возросло неимоверно. Страх же прогневать Отца небесного замещён был страхом перед человеком, обличённым властью вершить правосудие по своему усмотрению и возможностью карать виновных и безвинных. Триада приобрела совсем другой смысл, а именно, Человек – Страх – Расправа.
В первом приближении очевидно, что жестокому наказанию за содеянное должен подвергаться не только злодей, но и вполне добропорядочный обыватель. Ведь преступником называют только того, кто осуждён соответствующей юридической инстанцией, что бы под этим термином ни подразумевалось, а в фокусе модифицированной триады с редуцированной ролью Закона вообще и действующего законодательства в частности, виновным может быть признан и закоренелый праведник! С другой стороны, даже если достоверно известно, что некий фигурант погубил тьму народа, без решения судебного органа никто не в праве называть его убийцей, а кто назовёт, тот сам мгновенно становится возмутителем спокойствия и преступником со всеми вытекающими…
Свидетельство о публикации №225051401739