Мой первый прыжок с парашютом

       Вчера, 13 мая, отметил своеобразный юбилей – 50 лет назад совершил свой первый прыжок с парашютом. Первый, он всегда первый, а потому и запомнился навсегда. Нет, я не был парашютистом, а занимался на планерном отделении Уральского авиаспортклуба ДОСААФ, где было обязательным выполнение двух парашютных прыжков перед началом полётов на планере. Летали спортсмены – планеристы с парашютами за спиной, чтобы в случае аварийной ситуации можно было покинуть кабину и благополучно спуститься на землю. Поэтому вопросов, типа: «зачем нам нужны прыжки с парашютом», ни у кого не возникло. Все планеристы понимали, что они нужны для преодоления страха. Если уж курсант не можешь покинуть самолёт с двумя парашютами, из которых один, основной за спиной, а второй, запасной на груди, то где гарантия, что выпрыгнет при необходимости из кабины планера.

       Собственно, в тот день меня не планировали на прыжки. Моя очередь была 17 мая, а до того должен приезжать на аэродром и находится в стартовом наряде, в обязанности которого входила подготовка аэродрома к полётам. Разбили посадочное «Т», поставили флажки и сели в «квадрате». Тут, подошёл инструктор – парашютист и громко объявил: «Желающие прыгнуть сегодня есть». Недолго думая, я подскочил со скамейки: «Я готов!». «Нужны двое», – сказал инструктор. Рядом сидела девушка – студентка, которая тоже поднялась и сказала: «Я согласна!». «Ну, голуби, пошли парашюты получать», – позвал инструктор. Когда сели в самолёт Ан – 2, то выяснилось, что двое очередников отказались прыгать 13 мая, изъявив желание выполнить прыжок в другой день. Мол, «13» числа им прыгать, как – то не по себе. Плохое число, одним словом. Честно говоря, мне о таком суеверии даже не думалось. Душа пела и настроение было бодрое. Лёгкий испуг стал одолевать после взлёта самолёта. Мало того, что это был мой первый полёт на самолёте в жизни, так ещё, поднявшись в небо, мне нужно было спуститься на парашюте. Девушка – студентка слегка изменилась в лице, а я почувствовал на лбу холодную испарину, отчего стало так стыдно, что готов был залезть под откидное сиденье в фюзеляже. «Лишь бы, не обосраться в самолёте», – мелькнула мысль в голове. Поднявшись метров на 100, самолёт заурчал тише и стал набирать высоту по спирали. Девушка приободрилась, заулыбалась, а глядя на неё и у меня на душе отлегло. «Я впервые лечу», – прокричала девушка. «Я тоже», – закивал головой, на которой болтался, большой на два размера, танковый шлем.

      На высоте 800 метров прозвучала сирена: «Приготовиться!». Первая пятёрка курсантов встала и повернулась лицом к открытой двери самолёта. Выпускающий выглянул наружу, а как только прозвучала сирена, подтолкнул в спину первого курсанта: «Пошёл!». Второй, третий, девушка – студентка и пятый. Самолёт начал левый разворот и в открытую дверь была видна земля и купола пяти парашютов. Снова сирена: «Приготовиться!» и пятёрка, в которую входил я, выстроилась гуськом по направлению к двери. Сирена: «Пошёл!» и я, четвёртым по счету, шагнул за дверь. Мгновение, рывок, белый купол над головой, а сам повис, как мешок, на лямках. Выдернул чеку из автомата запасного парашюта, как учили, чтобы он не раскрылся автоматически на заданной высоте. Такие случаи бывали и не раз. Вроде, ничего страшного в этом не было, но инструктора – парашютисты реагировали очень болезненно. Им лишний раз приходилось укладывать эти запасные парашюты. Нам, курсантам – планеристам доверяли укладку только основного парашюта Д – 5, который в обиходе все называли «дубом».

        Убедившись, что купол раскрылся полностью, поудобней уселся в подвесной системе. Надо заметить, что «подвеска» оказалась настолько удобной, что захотелось песни петь. С высоты птичьего полёта были хорошо видны окрестности пригорода, где проживали мои родители и я. Отыскал глазами наш дом, но высота уменьшалась и разглядеть как следует не удалось. Перенёс взгляд вниз, на аэродром, и понял, что меня относит от «креста» куда – то в сторону Свистун – горы. Начал подтягивать левые стропы на себя, чтобы не унесло на гору, но купол плохо реагировал на мои старания. «И правда «дуб», а не парашют», – закричал мой голос изнутри. Собрав все силы в кулак, да с отборным матом, я сильно потянул стропы на себя. Купол накренился в левую сторону и меня понесло в сторону «креста», да так быстро, что мог оказаться опять за аэродромом, но, с другой стороны. Ослабив чуток стропы, заметил, что парашют опускается вертикально вниз, без сноса, в пределах границ аэродрома. Так и приближался к земле, то натягивая, то ослабевая стропы. Перед землёй отпустил стропы, чтобы выровнять купол, сгруппировался и приземлился на обе ноги, как учили. Удар был не сильный, но всё равно не удержался на ногах. Упав, сразу стал гасить купол, но несколько метров меня всё же протащило по земле. Благо трава на аэродроме была мягкая, ни травм, ни ссадин не получил.

       Встал на ноги, сбросил с себя подвесную систему, сложил купол и запасной парашют на ранец основного парашюта, и зашагал к «квадрату», где отдыхали парашютисты. Однако, уже через несколько метров понял, что совершил ошибку. Нести два парашюта на ранце, да ещё на вытянутых руках, было тяжело. Пришлось надеть подвесную систему, пустой ранец оказался за спиной, запасной парашют на груди, а в руках остались лёгкий купол и стропы. С такой ношей шагать было легко, а обзор по сторонам лучше. Внутри «квадрата» эмоции зашкаливали. Парни наперебой рассказывали, что ощутили, когда спускались на парашютах, а девушка – студентка, даже, закурила на радостях. Но, после двух – трёх затяжек, закашлялась и бросила сигарету в урну. Парни засмеялись, а мне стало жалко эту девушку, которой всю зиму, в авиаспортклубе внушали, что обязательно нужно научится курить, иначе летать на планерах не сможет. Молодые были, наивные, а примером служили герои фильмов о лётчиках, в которых женщины непременно дымили наравне с мужчинами. Курение считалось нормой, своеобразным шиком авиаторов, вне зависимости от пола.

       Через день мне довелось выполнить второй прыжок, но он не сильно запомнился, как первый. Позже, в лётном училище были ещё два обязательных прыжка с парашютом. Но уже таких ощущений и эмоций, как было в первый раз, я не испытал. Первый прыжок с парашютом, первый самостоятельный полёт за штурвалом самолёта, первый… Все они остались в памяти навсегда, а последующие, увы, стираются с годами безвозвратно.    


Рецензии
Прочел с удовольствием. Представил вид на наш Зачаганск с высоты,вспомнил друзей парашютистов,мы ведь с тобой где то там, рядом были, может я, чуть раньше, я еще Павла Ивановича Карташова застал, Хорошее воспоминание, "первый раз"- Действительно запоминается на всю жизнь.

Александр Твердохлебов   17.05.2025 07:42     Заявить о нарушении
Спасибо, Александр! Помню, что начальником клуба был Галеев. С его женой произошла трагедия на прыжках. Инструктора своего помню, Павла Фёдоровича. Остальное, как - то уже подзабылось. Полвека минуло...

Николай Панов   17.05.2025 18:47   Заявить о нарушении
Да, Коля время стирает многие события,Галеева я тоже помню, года два работал под его патронажем, я был инструктор по авиамодельному спорту, а главное оформителем,может помнишь в аэроклубе на входе висело панно посвященное военным десантникам - моя работа. Знал я и жену его, помню отчаянная девка была, она из парашютисток в планеристы подалась, на чемпионате СССР, по моему в Казани,пыталась в восходящий поток заскочить,а высота была предельно малая,она в кабр свалилась и Покинуть "Бланик" не успела, так на могиле крыло от этого планера и установили, вместо обелиска.

Александр Твердохлебов   17.05.2025 21:06   Заявить о нарушении
Бланик был неплохой аппарат для обучения планеристов. Качество небольшое для планера, 28, но, вполне достаточное для пилотажа и длительных полётов. Жаль, мало мне довелось на нём полетать. Однако, полученные навыки помогли быстро освоить полёты на самолёте.

Николай Панов   18.05.2025 19:20   Заявить о нарушении