Начало краеведения

КРАЕВЕДЕНИЕ
А. К.
К 40- летию Нижне- Волжского Областного
Научного Общества Краеведения
А. К.
25 декабри прошлого, 1926 г., исполнилось 40-летие существо¬вания в Саратове одного частного культурного учреждения, носящего ныне Название Нижне Волжское Областное Научное Общество Краеведения.
Это Общество возникло в Саратове 12 декабря 1886 года За этот период времени открывалось в Саратове очень много разных обществ и с разными задачами, но существование их было недолговременным: как говорится, они «не успевши расцвесть, отцветали", иные по зави¬сящим, а иные «по независящим обстоятельствам». Уцелели от «вре¬мён далёких» до нашего времени две- три организации, не более, и в том числе и Общество Краеведения, которому за 40- летний период приш¬лось лишь 3 раза изменить своё название с 1886 по 1921 годы оно носило название „Саратовская Губернская Учёная Комиссия», с 1921 по 1923 год - „Саратовское Общесто Истории, Археологии и Этнографии" и с 1923 года —„Нижне- Волжское Областное Научное Общество Крае¬ведения».
В средние 80- х годов прошлого столетия среди группы местной интеллигенции возникла мысль создать в Саратове „Историко- Археологическое» Общество. Идея создания такого Общества диктовалась почти полным отсутствием источников и сведений о прошлом города Саратова и его «округи", что не давало возможности перспективного обозре-ния жизни нашего края не только для любознательности отдельных лиц, но часто в практическом отношении Не было даже хорошо известно время основания города Саратова, не говоря уже о его «окру¬ге", кем- то когда- то заселённой и заселяемой. Ввиду того, что Саратов в то время считался городом „неблагонадёжным» (не даром из него вышел Н. Г. Чернышевский), вместо Историко- Археологического Общества, в котором, надо думать, подозревалось в то время какая- нибудь „крамола", по распоряжению начальства из центра, была откры¬та в Саратове так называемая Саратовская Учёная Архивная Комис¬сия. „Основания», служившие ей вместо устава, на которых могла действовать комиссия, предоставляла ей право, главным образом, собирать, хранить, приводить, в порядок и описывать старые дела из архивов местных учреждений, «не требующиеся для текущего делопроизводства" и только пункт 7- й «оснований» давал некоторую возможность выхода из тех узких и тесных рамок, в которые была заключена деятельности Архивной Комиссии; он гласил: „Архивные комиссии, независимо от прямой своей обязанности, могут, по местным обстоятельствам, включать в круг своих занятий разыскание, описание и объяснение всяких других памятников старины», весьма редкие и ценные экземпляры, которых не найдёшь даже в Университетской библиотеке. К сожалению всё это книжное богатство не приведено после революционного времени в должный порядок Заинвентаризовано и нанесено на карточки не более 15 тысяч томов, что объясняется недостаточностью средств у Общества на содержание служебного персонала. Общество в состоянии оплачивать лишь одного библиотекаря, на которого возложены и инвентаризация книг, выда¬ча и приём и монтаж книг. Нельзя не пожелать, чтобы в первую голову был проведён в известность отдел местной литературы, также очень богатый и, быть может, единственный в Саратове по своей полноте. Библиотекой пользуются не только члены Общества. но и мно¬гие местные учреждения города Саратова, в том числе Губплан, Губоно, ГСНХ, Областной музей, а главным образом, Саратовский Университет.
Интересен и рукописный отдел библиотеки, где ныне собраны частные архивы и документы саратовцев
Музей Архивной Комиссии или Общества по интересу и богатству собранного в нём материала обратил уже в прежние годы на себя внимание столичных археологов— А. А. Спицына, В. А. Городцова. Ныне, за недостатком средств на содержание его, Общество свой музей передало в ведение Саратовского Областного Государственного Музея и последний из музея Общества организовал ныне 4 отдельных музея: археологический, историко- бытовой, этнографический и революцион¬ный. Вместе с музеем Общество уступило Областному музею и свой дом на Большой- Кострижной (Сакко и Ванцетти) улице, в коем ныне развернут археологический отдел, а само перекочевало вместе с библиотекой в другое здание.
 
Здание Общества Краеведения. На фото.

К заслугам Общества нельзя не отнести его деятельности по спасе¬нию архивов в разгар революции 1917— 18 годов. Как и повсюду, в это время архивы Саратова подвергались большой опасности— уничто¬жению и фактически уничтожались неосмысленными элементами. Бла¬годаря содействию Саратовского совета солдатских и рабоче- кресть¬янских депутатов, предоставившему а распоряжение членов Общества автомобиль, в Саратове удалось спасти многие и многие архивы. Из Москвы был вскоре же прислан особый уполномоченный, который из состава Общества и организовал на первое время Саратовский Губерн¬ский Архив (Губархив). куда Общество и передало все спасённые им ар¬хивы, которыми здание Общества было набито до потолка. Да и не только здание, весь двор был завален архивным имуществом рас¬формировываемых тогда в Саратове полков, приходивших с фронта. Сундуки, шкатулки, знамёна, машинки были поставлены в несколько ярусов, так что оставались лишь узкие проходы. Предпринимало Общество шаги и к спасению архивов в уездах, но за неимением средств многого сделать не могло.
Особенно много в это время поработали члены Общества— С. Н. Чернов, С. Д. Соколов и Я. Я Кротков, которым помимо архивов пришлось спасать и частные библиотеки, так же бессмысленно унич¬тожаемые из квартир выселенных буржуев.
Все спасённые книги затем были распределены в Саратовский Университет, Институт Неродного Хозяйства. Сел.- Хоз. Институт.
Наблюдая жизнь и деятельность Общества за его 40 летний период, можно усмотреть, что не всегда за эти годы эта деятельность шла равномерным темпом; были времена подъёма деятельности и упадка её. Любопытно отметить и такое закономерное явление, имеющее отражение на всех вообще- научных организациях, что во время подъёма общественно- политических требований широких кругов населения, научная деятельность обществ падала, в периоды затишья— она под¬нималась. Если выразить графически научную деятельность Саратов¬ского Общества, то получится волнообразная линия такого порядка:
 

Здесь амплитуда волны показывает на усиленную и наиболее продуктивную деятельности Саратовского научно- исследовательского Общества, а падение на замирание его деятельности.
Как всякое научное учреждение, Саратовская Архивная Комис¬сия. а ныне Общество Краеведения, могло существовать с наиболее про¬дуктивной своей деятельностью лишь при условии благоприятного отношения к учреждению местных общественных кругов, установле¬ний и учреждений, что выражалось в финансовой их поддержке Общества.
Как только внимание Общества отвлекалось в другую сторону, фи-нансовая поддержка уменьшалась, а то и совсем прекращалась, так вместе с этим падала и продуктивность научного учреждения. Мало того, в большинстве случаев, они в такие периоды прекращали своё
существование, рассыпались. Могли оставаться и выживали только наиболее сильные любовью к своему делу организации, в которых таились активные силы, жила заинтересованность работой и сознание своей полезности для Общества. Благодаря, быть может, этим качествам. Архивная Комиссия и пережила трудные периоды своего существования, после периода замирания, она впитывала в себя новые, обнов¬лённые общественные силы, которые и выводили её на путь про¬дуктивности.
В 1921 году, когда в Саратове вполне организовался и окреп Губархив, переименованный затем в Губернское Архивное Бюро, куда Общество передало все сохранённые за период революции архивы, Ар-хивная Комиссия, как таковая, потеряла уже своё прямое назначение и, согласно требованию из Центра,— войти целиком в состав Губархива, нашла наиболее целесообразным переорганизоваться в Сара¬товское Общество Истории, Археологии и Этнографии, как учреждение, которое было необходимо для центра Поволжья, каковым центром на основе исторических данных всегда она полагала Саратов. Устав Общества был утверждён и оно продолжало свою деятельность до 1923 года, присоединившись к Саратовскому Университету.
 
Библиотечный зал для заседаний. На фото.

В 1921 году в Ленинграде было организовано Центральное Бюро Краеведения, в задачи коего входила организация на местах круж¬ков и обществ краеведения, выработка для них программ работ и прочего.
Так как Саратовское Общество Истории Археологии и Этнографии (Истархэт) преемственно вели уже по существу краеведную работу, захватывая в круг своего ведения не только Саратовскую губер¬нию, но и прилегающие к ней Поволжские, то, по инициативе своего уполномоченного на 1-й и 2-й всероссийских краеведческих конференциях профессор С. Н. Чернова, Общее Собрание Общества нашло своевременным и необходимым переименоваться в Общество Краеведения, причём и присвоило себе наименование Областного, чтобы иметь возможность в будущих своих работах не связывать себя только тер¬риторией Саратовской губернии. К 1923 году был выработан Устав, который и был направлен на утверждение в НКВнудел. В 1925 г. СНКом опубликовал список научных учреждений, подлежащих вспомоществованию на средств Главнауки.
В число таковых учреждений пошло и Нижне- Волжское Обла¬стное Общество Краеведения, которое после того получило и утверждён¬ный НКВмуделом Устав, давший широкие права Обществу вести краеведную работу на всей территории Южного Поволжья. По получении Устава, Общество в первую же голову объединило в качестве филиалов, некоторые уездные и волостные кружки краеведения, пришло им на помощь рассылкой пособий, программ и ставит себе в задачу вести в тех или иных формах объединение краеведческих организаций всего Южною Поволжья. При своей переорганизации Общество включило в круг своих работ не только историко- археологическое и этнографиче¬ское изучение нашего края, но также и геолого- географическое и экономическое изучение. Для этой цели в Обществе организованы и работают 7 секций: геолого- географическая, экономическая, историче¬ская, археологическая, этнографическая, литературы и языка и педа¬гогическая. Заседание их всегда открыты для публики.
Интенсивность работ Общества, как уже говорилось выше, находится в зависимости от материальных средств, находящихся в его распоря¬жении.  Этим похвалиться Общество не может. Средства его пока ограни¬чены, составляясь из воспособлений Главнауки, Губоно, Нем-республики и членских взносов. Лучшим годом в этом отношении можно назвать минувший 1926- й год, когда бюджет Общества поднялся до 3200 рублей и когда, поэтому 0бщество могло издать несколько выпус¬ков своих «Трудов»— с этнографическим и археологическим содержанием, отдельный сборник, посвящённый памяти Н. Г. Чернышевского и ряд мелких изданий.
Текущий год для Общества будет более тяжёлым, ибо Главнаука, вследствие режима экономии, смету Общества урезало до невозможности, прекратив, например, отпуск средств на печатание и даже не отпустила ни копейки на отопление.
Обществу не впервые приходится переживать такие моменты и оно вполне уверено, что местные организации поддержат его в трудную минуту и оно благополучно переживёт временную заминку в сред¬ствах и что минувшее сорокалетие не будет его пределом. Суммы ра¬бот, выполненных Обществом для Саратовскою края, дают ему уверен¬ность в преходящем значении настоящего его нелёгкого положения.
1927г.


Рецензии