Преподобный Александр Свирский

Когда наступило время обучать его грамоте, то он отдан был родителями для изучения Божественных Писаний. Но в то время, когда товарищи его по учению успешно проходили науку, он медленно усвоял ее. Это было по особому усмотрению Божию, чтобы он получил разумение от Бога, а не от людей, что потом и случилось. Однажды он пришел в церковь и, пав пред образом Господа нашего Иисуса Христа и Пречистой Его Матери, со слезами стал молиться о том, чтобы дано было ему разумение к изучению Божественных Писаний. И на его молитву немедленно же последовал ответ – он услышал голос, который сказал ему: «Встань, не бойся. Ты получишь то, о чем просил».
Обрадованный отрок встал и пришел к отцу своему. Отец и мать заметили его душевную радость и предугадали, что она происходила от проявления к нему милости Божией и, думая так, благодарили за это Бога. Блаженный же отрок с этого времени стал оказывать быстрые успехи в учении, причем внимательно слушал чтение Божественных книг и во всем повиновался своим родителям. В то же время он соблюдал такой строгий пост, что только раз в день употреблял в пищу один хлеб и то в меру, по ночам же спал очень мало. Родители отрока приходили от этого в изумление, и мать, увещевая его, однажды сказала ему:
– Сын мой! Зачем ты так изнуряешь себя? Принимай пищу вместе с нами и спи, как и мы. Но отрок ответил на это матери:
– Для чего ты, мать моя, говоришь мне это, отклоняя меня от приятного мне воздержания? Ведь в Писании сказано, что пища и питие не приблизят нас к Богу (1Кор.;8:8). Оставь меня поступать так, как я начал.



Но дивный отрок чувствовал более влечения к подвигам, нежели к видимым благам; обилие имущества считал тенью и на все, что есть человеческого на земле, смотрел, как на суетное и ничтожное.



…Он упросил настоятеля этого монастыря постричь его в иночество. В это время ему было от роду 26 лет. Поступив в монастырь, он с таким усердием предавался подвигам добродетельной жизни, что все стали говорить о нем. Тяготясь такою известностью, он испросил у тамошнего настоятеля благословение и, не взяв с собою ничего кроме необходимой одежды, ночью ушел из монастыря…



…Но вскоре брат преподобного скончался, и Александр, воспев над ним погребальные песнопения, похоронил его. После этого преподобный снова отдался строгому постничеству, и число братии умножалось. Они, пребывая в безмолвии, жили отдельно один от другого и подражали преподобному каждый по мере сил своих.



Хотя преподобный и принял игуменство над братиею, но не изменил своего правила и, будучи игуменом, подавал всем пример смирения, помня слова Господа, сказавшего: кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою (Мк.;9:35; см. 10:43). Поэтому преподобный и смирял себя, стараясь быть меньше всех, и всем служил. Он всем давал собою пример и трудился, раньше всех выходя на работу. Всегда он делал все сам своими руками: ходил в поварню, месил тесто и пек хлебы, иногда носил из озера и воду, рубил дрова и носил их в монастырь…



…В церковь он приходил прежде всех и после всех выходил. Никто никогда не видел его лежащим даже на рогоже или возливающим на тело свое воду. Одеждою ему служил сделанный из грубой ткани подрясник, настолько сильно истертый, что на нем нашито было множество заплат. Многие неразумные люди издевались над ним и поносили его, но он такие поношения принимал от них с радостью.



Сказав эти слова, преподобный поучал братию хранить между собою любовь, быть снисходительными друг к другу и упражняться в других добродетелях. В заключение он завещал им, чтобы и после его смерти никто из них не держал у себя никаких опьяняющих напитков…

святитель Димитрий Ростовский (Туптало)
Жития святых

Память преподобного отца нашего Александра Свирского (Память 30 августа)

Источник: Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней святого Димитрия Ростовского / 12 книг. – Москва : «Ковчег», 2010.


=======



…Когда он пришел на Валаам, игумен принял его и постриг с именем Александр в 1474 году. Было ему тогда 26 лет. Ревностно новоначальный инок начал подвизаться в трудах, послушании, посте и молитве. Тут пришел на Валаам разыскивавший его отец; Преподобному удалось не только успокоить раздраженного отца, но и убедить его постричься в монахи вместе с матерью…



Александр же продолжал подвизаться на Валааме, изумляя суровостью своего жития самых строгих Валаамских иноков. Сначала он подвизался в общежитии, потом в безмолвии на острове, ныне именуемом Святым, и провел там 10 лет. На Святом острове доселе сохраняется узкая и сырая пещера, в которой с трудом может поместиться только один человек…



…В Житии преподобного Александра поражает то, что при великом изобилии поданных ему божественных посещений, он всегда оставался смиренным иноком, желающим во всем послужить братии и приходящим в обитель простым поселянам.
За несколько лет до кончины Преподобного Бог вложил ему в сердце благую мысль создать каменную церковь в честь Покрова Пресвятыя Богородицы с трапезою…



монах Афанасий

Краткое житие преподобного Александра Свирского чудотворца

Преподобный Александр Свирский

См. сайт: Свято-Троицкого Александра Свирского мужского монастыря



=======



Мальчика отдали учителю, который должен был наставить его в знании Священного Писания, но учение давалось ему труднее, чем остальным детям. Однажды Александр молился в соседнем монастыре, прося помощи Пресвятой Богородицы, и услышал Ее голос, утешавший его. С тех пор он учился с легкостью. Он постоянно ходил в церковь и, несмотря на юный возраст, жил в строгом воздержании.



Всем своим существом он предался служению Богу и братиям: дни он проводил на монастырских работах, а по ночам бодрствовал в молитве и песнопениях. Он всегда был внимателен к движениям своей души и являл такое смирение и послушание, что казалось, будто это Ангел во плоти.



Прп. Александр работал в пекарне, носил воду, перевозил дрова и постоянно служил всем с радостью. Ночью он один уходил в лес и там молился, не обращая внимания на тучи насекомых. Утром он приходил в церковь раньше всех остальных и был там до конца службы, всецело погружаясь духом в Божественные Таинства. Образ жизни прп. Александра вызывал восхищение у всех монахов, что очень огорчало святого – настолько, что он даже думал тайно уйти в пустыню, дабы избежать похвал, столь вредоносных для спасения. Прп. Александр молил игумена благословить его, но тот отказался, говоря, что он слишком молод и неопытен. Тогда святой из послушания стал продолжать угодные Богу дела.



Прп. Александр и братия стали пахать и сеять, чтобы производить необходимое для содержания монахов и паломников. К этим трудам они прибавили новую меру воздержания, добровольно перенося частые в этих землях холода в надежде таким образом избежать вечного огня. Прп. Александр мужественно отражал наваждения бесов, являвшихся ему во время молитвы.



Удостоившись благодати священства, прп. Александр удвоил подвиги и являл образец смирения. Он лично помогал братиям в пекарне и в самой черной работе. Ночью, пока монахи спали, он часто сам молол для каждого из них ту меру муки, которую они должны были приготовить к утренней службе. Прп. Александр никогда не спал лежа, мыл только руки и всегда носил грубую залатанную во многих местах одежду, так что посетители не могли отличить его от последнего из братии.



Удостоившись благодати священства, прп. Александр удвоил подвиги и являл образец смирения. Он лично помогал братиям в пекарне и в самой черной работе. Ночью, пока монахи спали, он часто сам молол для каждого из них ту меру муки, которую они должны были приготовить к утренней службе. Прп. Александр никогда не спал лежа, мыл только руки и всегда носил грубую залатанную во многих местах одежду, так что посетители не могли отличить его от последнего из братии.
Он с отеческой строгостью надзирал за монахами, учил их быть бдительными в деле спасения души и остерегаться всякого отвлечения или пустого времяпрепровождения. Прп. Александр призывал их приносить Господу чистое покаяние и плакать о своих грехах, ибо покаяние дает ключи от Царства Небесного… …Множество паломников приходило в монастырь исповедать грехи святому или получить от него совет и утешение в скорбях.



В январе 1918 г., когда большевики захватили монастыри на русском Севере, они явились и в обитель прп. Александра, намереваясь уничтожить его прославленные мощи. Однако им удалось вывезти их только в декабре того же года. Во время кампании по ликвидации мощей, длившейся с 1919 по 1922 г., шестьдесят три нетленных тела русских святых были таким же образом похищены, подвергнуты «научным» исследованиям и выставлены как мумии в музеях атеизма или уничтожены. Игумен Троицкого монастыря Евгений и пять других монахов были убиты, а сама обитель превращена в лагерь для священнослужителей. Впоследствии в монастыре размещался сначала приют для инвалидов, затем ПТУ и военная часть.



Память прп. Александра Свирского

иеромонах Макарий (Боннэ), Симонопетрский
«Синаксарь», составленный афонским иеромонахом Макарием из обители Симонопетра. Том 6

Источник: Синаксарь : Жития святых Православной Церкви : В 6 т. / Авт. сост. иером. Макарий Симонопетрский. - Адаптир. пер. с франц. - Москва : Изд-во Сретенского монастыря, 2011. / Т. 6: Июль-август. - 896 с.: ил., [56] с цв. ил.



==========
==========
==========




…Когда он отдан был учиться грамоте: то сначала тупо учился в сравнении с прочими. Это сильно огорчало его. Раз со слезами молился он в храме о раскрытии разумения своего и услышал голос: «встань, что просил, получишь». Веселым воротился он в дом и – с того времени легко и скоро стал понимать книжную мудрость. Богобоязненное дитя был и отроком таким же, – постоянно соблюдал пост и молился по ночам. «Зачем ты, сын мой, так изнуряешь себя?» с скорбию говорила мать. Сын отвечал: «зачем же тебе, мать моя, отклонять меня от приятного мне воздержания?»…



В 1486 г. Александр удалился на озеро Рощинское, туда, где желал он жить еще тогда, как ушел из дома родительского; в 6 верстах от р. Свири избрал себе место и там, где впоследствии построен храм Спасителя, 7 лет подвизался в тесной хижине. Здесь по случаю нашел его боярин Завалишин и подумал, что видит привидение: так изнурил себя подвигами раб Божий…



В 1486 г. Александр удалился на озеро Рощинское, туда, где желал он жить еще тогда, как ушел из дома родительского; в 6 верстах от р. Свири избрал себе место и там, где впоследствии построен храм Спасителя, 7 лет подвизался в тесной хижине. Здесь по случаю нашел его боярин Завалишин и подумал, что видит привидение: так изнурил себя подвигами раб Божий. По усердной просьбе набожного боярина преподобный открыл ему жизнь свою, под условием молчания. «Семь лет живу я здесь, не видя никого, говорил он; ни разу не вкушал я хлеба, а довольствовался травою; иногда же и приходилось мне есть одну сырую землю». «Трудно было жить тебе так?» спросил изумленный боярин. – Вначале было тяжело, отвечал преподобный; сильно страдал я желудком; по временам валялся на земле, не в силах будучи поднять головы; я совершал пение свое, лежа на земле: раз очень сильно страдал я и – вот вижу кого-то светлого. «Чем ты болен?» спросил он меня. – Желудком, отвечал я. «Покажи мне больное место», сказал он. И когда я указал, он возложил на меня руку и сказал: «се здрав еси, к тому не согрешай, но работай Господу». – С того времени чувствую себя здоровым. Была и еще борьба отшельнику. Духи злобы не раз являлись ему в грозных привидениях: но он не уступал насилию их и молитвою рассеивал мечты их…



…Став игуменом, блаженный Александр не переменил строгости к себе, но казался последним в обители. Первый выходил на труды и больше всех трудился: то месил в хлебне тесто и пек хлебы, то носил воду из озера, то рубил и носил дрова, то приходил туда, где мололи рожь, и тогда, как другие спали, он молол за других своими руками. Никогда не спал он даже на рогоже, а на голой доске или сидя. Одежда его была ушита заплатами. Иные и смеялись над ним за такую одежду, но он оставался верным себе. Усердно заботился он о спасении чад своих, иноков. В глубокий вечер приходил он к келье каждого, чтобы знать, кто чем занят, и потом кротко давал знать о цене времени. Он умолял братию приближаться к Богу смирением, трудами, послушания, постом и молитвою.



Высокая духовная жизнь северного подвижника привлекала к нему многих, из близких и дальных мест. К великому авве одни приходили для испрошения благословения и молитв, другие шли с скорбями земной жизни, третьи открывали больную совесть свою. Преподобный принимал всех с кроткою любовию.



Преподобный отвечал: «не в нашей воле, чадо, давать, что хотели бы. Веруй Богу искренно и молись Ему с сокрушением. Он может подать все полезное для души нашей. У тебя много было детей и все они еще юноши расстались с жизнию, судьбами Божиими; придется похоронить и того, который остается, за грехи твои, которых так много. Сын мой! по крайней мере теперь пробудись расстанься с грехами: не прибавляй более ростов к ростам («не прилагай резы на резы»)… …По известию ученика Александрова Корюков пред смертию облекся в иночество.



Когда освящал он храм св. Троицы: после молебна народ подавал ему то деньги, то вещи. – Поселянин Григорий также хотел подать от себя что-то: но преподобный не принял. Два и три раза Григорий пытался положить дар свой в фелонь преподобного: но преподобный отталкивал руку его. «Рука твоя смердит, сказал ему наконец преподобный, ты бил ею мать твою и тем навлек на себя гнев Божий». – Что ж мне делать? спросил в сокрушении Григорий. «Ступай, испроси прощения у матери твоей и впредь не смей оскорблять ее».


Преставление пр. Александра Свирского

святитель Филарет Черниговский (Гумилевский)
Жития святых, со сведениями о праздниках господских и богородичных, и о явленных чудотворных иконах. Август


Источник: Жития святых, чтимых Православною Церковию, с сведениями о праздниках Господских и Богородичных, и о явленных чудотворных иконах / Составленные преосвященным Филаретом (Гумилевским) архиепископом Черниговским, с дополнениями из других : С изображениями святых и праздников академика Ф.Г. Солнцева. - С.-Петербург : Изд. книгопродавца И.Л. Тузова, 1885. / Август. – 292, IV с.



А братье своей приказываю жити в любви о Христе, да пития бы пиянственаго в нашей пустынке отнюдь не держали; а вражды бы не имели и не розчитали бы ся ни о чем, занеже Бог дал посяместа розчитатися не о чем, казны манастырьские нет, а что Бог послал при моем животе, христолюбец которой что дал или вклад в манастырь, ино то все пошло в дом Живоначалной Троице и Боголепному Преображению на храм да в теплую церковь, да на иной манастырьской росход.


преподобный Александр Свирский
Духовная грамота*

Источник: Акты исторические, собранные и изданные археографической комиссией. — Том первый. 1334-1598. — С.-Петербург, 1841. — С. 195-196;


Рецензии