Охота на уток. Глава. 5 Рассказ

Глава. 5               Весна в Сибири в разгаре.


Жизнь можно с таким же правом назвать искусством, как и любое другое.

Генри Филдинг — английский писатель, журналист, адвокат и драматург XVIII-го века, один из основоположников реалистического романа.


Туда и возвращаются они ранней весной, иногда задерживаясь для охоты над заснеженными полями бескрайней и великой Сибири.

Белый хвост, по кромке которого проходит чёткая чёрная полоса, позволяет надёжно отличить этого пернатого хищника от его собратьев.

Покинули свои зимние убежища и маленькие полосатые бурундуки и юрко забегали по мокрому снегу, оставляя на нём следы, похожие на беличьи, но только в полтора раза меньше.

Дожди, туманы и яркое апрельское солнце быстро согнали снег с полей и лугов.

Обнажилась влажная глинистая почва и чернозём, покрытый стерней или жёлтой прошлогодней травой. У птиц в разгаре трудный праздник перелёта и великой миграции в тёплые края.

Зазвенели над полями колокольчики красивых и восхитительных трелей жаворонков. Поднимаясь вверх, кувыркались в воздухе, словно опытные цирковые акробаты ловкие чибисы, повторяя свое протяжное:
- Чьи – у ! Чьи – у ! Крылья их издавали при этом странный скрипящий звук.

Так летали чибисы только весной. В ельниках над таёжной речушкой Улуйкой с натугой ворковали только что прилетевшие лесные голуби. Жутким глухим голосом, выводя своё - Ух – уху – ху – ху ! вторили им голуби вяхири.

Огромные стаи зябликов и вьюрков останавливались на обширных полях деревни Александровки поспешно, подбирая прошлогодние зёрна овса и пшеницы.

Самцы этих птиц, рассевшись на деревьях по опушке леса, звонко и заливисто пели песню за песней почти без перерывов – пришла пора веселья, пришла весна !

Черноголовые, с ярко - оранжевой грудкой самцы вьюрков хорошо и выгодно отличались от сероголовых с розоватой грудью самцов зябликов.

В долине Улуйки вьюрки редко оставались на гнездовье, продолжая свой путь в среднюю и северную тайгу, и обычно у нас бывали только на пролёте.

А вот зяблики - самые многочисленные птицы наших лесов. Они живут и в смешанных лесах поймы Улуйки, среди густой таёжной глуши, и в светлых сосновых борах, и в тёмных ельниках, и в разреженных березняках у деревни Александровки.

Наступил месяц апрель, самый волнующий душу весенний месяц. В апреле природа начала просыпаться и возрождаться после долгой и крепкой зимней спячки. Появились щеголи.

Они заняли опушки и кустарники, выводя свои замысловатые трели – рулады. На опушках сибирской таёжной глуши появились серые мухоловки, у дупел старых осин и берёз – горихвостки.

В густом ельнике неподалеку от поляны с огромным выворотнем у границы Татарки на берегу Долгого озера нередко звенел призыв самочки рябчика.

Однажды ясным утром она услышала ответ самца. Немного погодя он подлетел к ней – черногорлый, рыжебокий красавец - петушок.

У поляны вновь зазвенело нежное пересвистывание пары рябчиков. Весной и дышалось совсем по – другому. Душа у охотника Кузьмы радовалась вместе с природой пробуждению и обновлению.

Вода в речке Улуйке уже высоко поднялась, сломав толстый и крепкий лёд, и буйным мутным потоком понеслась в заснеженных ещё берегах, устремляя свои мутные воды через устье в могучую реку – Чулым и далее в грозный Енисей.

Все подснежные и подземные убежища таёжных мышей, включая рыжих полёвок, землероек и водяных крыс в прибрежной зоне затопило и они временно, на период половодья, спешно укрылись в густых ельниках, валежнике и корягах на склонах речной долины.

Вода в Улуйке стремительно прибывала. Она уже затопила пойму и бурным потоком мчалась между хвойными стволами, увлекая за собой всё, что могло плыть.

Полноводная речка несла стволы деревьев, подмытые кусты, старое сено и сухую траву с затопленных лугов. Даже брёвна небольшого Изыкчюльского моста подмыла и сдвинула вниз полная и могучая стихия.

Мощный поток раскачивал прибрежные деревья тальника, подмывая их корни, ветви их слегка подрагивали, а из распустившихся серёжек жёлтыми облачками вылетала пыльца.

Продолжение следует …


Рецензии