Память о дедушке мужа

 Бессмертие в сердцах поколений

Кручинин
Григорий
Иванович
ГВАРДИИ СТАРШИЙ СЕРЖАНТ
1906 - 19.01.1942

19 января 1942 года. Село Урынок, Курская область.

Рассвет еще не наступил, но небо на востоке уже начинало светлеть, обещая ясный морозный день. Григорий Кручинин поправил ремень винтовки и потрепал по шее своего коня. Животное тихо фыркнуло, выпустив облачко пара в холодный воздух. Вокруг в предрассветных сумерках темнели фигуры других кавалеристов — бойцов 20-й кавалерийской дивизии, готовящихся к атаке.

— Скоро пойдем, — тихо сказал кто-то рядом.

Григорий кивнул, не отрывая взгляда от заснеженного поля, за которым виднелись очертания села Урынок. Где-то там, в домах и на окраинах, засели немцы. Командование поставило задачу: выбить противника из села, обеспечить плацдарм для дальнейшего наступления.

Он сунул руку в нагрудный карман гимнастерки, нащупывая сложенный вчетверо листок — последнее письмо из дома. Бумага истончилась на сгибах от частого перечитывания, но Григорий знал каждое слово наизусть.

«Дорогой наш Гриша, — писала Прасковья своим аккуратным почерком. — У нас все хорошо, не беспокойся за нас. Рая помогает мне по хозяйству, совсем взрослая стала. А Колюшка в школе отличился, учительница хвалит его за математику...»

Григорий прикрыл глаза, и перед ним возникло лицо жены — карие глаза, всегда смотрящие с теплотой, тонкие морщинки в уголках губ, появившиеся в последние годы. Пятнадцать лет вместе. Пятнадцать лет, как один день.

А потом он увидел Раю — свою пятнадцатилетнюю дочь, серьезную не по годам, с длинной косой, перекинутой через плечо. Перед уходом на фронт она обняла его крепко-крепко и сказала: «Папа, я буду беречь маму и Колю. Ты только возвращайся». И он пообещал. Обещал вернуться.

И Коля, девятилетний сын, с его вечно исцарапанными коленками и неуемной энергией. Мальчишка, который так похож на него самого в детстве. Который еще не понимает по-настоящему, что такое война, но каждый день спрашивает у матери, когда вернется отец.

— Кручинин, ты готов? — голос командира взвода вернул его к реальности.

— Всегда готов, товарищ лейтенант, — ответил Григорий, возвращая письмо в карман и проверяя оружие.

Вдоль линии эскадрона пронеслась команда, передаваемая вполголоса. Всадники подтянулись, выравнивая строй. Впереди, за полем, за замерзшей рекой Тим, их ждал враг. Ждал бой, который, возможно, приблизит конец войны. Приблизит день, когда он сможет вернуться домой.

Командир поднял руку, и наступила тишина, нарушаемая лишь фырканьем лошадей и скрипом снега под копытами. Григорий еще раз мысленно увидел лица жены и детей, словно прощаясь с ними. Нет, не прощаясь — обещая вернуться.

— За Родину! За Сталина! — прозвучала команда, и рука командира опустилась вниз.

Эскадрон сорвался с места. Сотни копыт взбили снег, кавалеристы с криками понеслись вперед. Григорий слился со своим конем, ощущая, как холодный ветер бьет в лицо. Они неслись к реке, которую предстояло форсировать под огнем противника.

Первые выстрелы прозвучали, когда они были на середине поля. Справа и слева падали люди и лошади, но эскадрон продолжал движение. Григорий видел только цель — берег реки, а за ним село. Он должен дойти. Должен выжить. Должен вернуться к Прасковье, рае
и Коле.

Они достигли реки. Лед трещал под копытами, но держал. Григорий уже видел противоположный берег, когда мир вокруг него взорвался оглушительным грохотом. Что-то горячее ударило в бок, и он почувствовал, как теряет равновесие. Его конь споткнулся, заржал от боли, и Григорий полетел в снег.

Удар выбил воздух из легких. Он лежал, глядя в небо, которое становилось все светлее. Вокруг продолжался бой — крики, выстрелы, ржание лошадей — но все это казалось далеким, нереальным. Григорий попытался подняться, но тело не слушалось. Бок горел огнем, и снег под ним быстро окрашивался в алый цвет.

«Прасковья, — подумал он, — прости, что не сдержал обещание».

Перед глазами снова возникли лица — жена, дочь, сын. Они улыбались ему, звали домой. Он хотел ответить, но губы не слушались.

Последнее, что увидел Григорий Кручинин, — это яркое зимнее солнце, поднимающееся над горизонтом, заливающее золотым светом заснеженное поле боя. И в этом свете ему почудились очертания родного дома, где его ждали самые дорогие люди.

А потом наступила темнота.


История нашего солдата.

Срочную службу проходил в кавалерийской части. Был уволен в запас.

После мобилизации направлен в 14 кавалерийскую Коммунистического интернационала молодежи Краснознаменную дивизию имени Пархоменко.

Назначен помощником командира взвода 129 кавалерийского полка дивизии.

В журнале боевых действий полка есть запись, что 19 октября 1941г. полком, находившемся в пос.Золочев (Харьковская обл.), было получено пополнение: 167 кавалеристов при полном вооружении и 67 человек в пешем строю. Возможно, что Григорий Иванович прибыл в полк с этим пополнением. В этот период полк вел бои севернее Харькова.

Следующее пополнение полк получил в период с 03 по 05 декабря 1941г. Полк находился в районе д.Большие Выселки (Липецкая обл.).

С 07 декабря дивизия вела бои по окружению и уничтожению Елецкой группировки противника, ведя наступление в направлении Алексеевка- Юрские Дворы- Гатище. Полк находился в резерве дивизии.

12 декабря полк вступил в бой за восточную окраину д.Шатилово (Краснозоренский р-н, Орловская обл.). Выполнив задачу, полк был выведен в резерв в район д.Бегичево.

13 декабря полк вел бой у с.Россошное, разгромив из засады подразделение противника. К исходу дня полк сосредоточился в д.Зыбино (Краснозоренский р-н, Орловская обл.).

14 декабря полк в течение 3 часов отражал контратаки противника. К вечеру был выведен в резерв.

18 декабря полк совершил 45-километровый марш в район д.Раевка, перекрыв пути отхода противнику от станции Верховье.19 и 20 декабря полк отбил несколько контратак противника.

22 декабря 1941г. полк был выведен в резерв в хутор Дьячковский. Полк получил пополнение- два маршевых эскадрона (120 человек), получил зимнее обмундирование- валенки и другие теплые вещи.

25 декабря 1941г. дивизия за боевые заслуги в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками  была преобразована в 6 гвардейскую кавалерийскую дивизию.

26 декабря 1941г. полк вел бой за Труды Мыряево. 27 декабря- за Усть-Лески. 28 декабря- за с.Беречка (Орловская обл.). Противник подтянул резервы и перешел в контрнаступление. Полк был вынужден отойти в район д.Поповы Дворы.

К 31 декабря в полку осталось 120 человек. Перейдя в наступление, полк овладел отдельными домами с.Беречка. Противник подтянул резервы- батальон пехоты и 9 танков, выбив кавалеристов из занятых домов. Полк был отошел в район д.Поповы Дворы.

01 января 1942г. противник продолжил вести наступление, используя перевес в живой силе и технике обошел полк с флангов и окружил. С боем вырвавшись из окружения, полк сосредоточился в районе Труды Мыряево, занял оборону у д.Высокое (Покровский р-н, Орловская обл.).

04 января полк был выведен в резерв в д.Прусынок (Верховский р-н, Орловская обл.).

Последнее письмо домой Григорий Иванович отправил 07 января 1942г. В этот день полк получил приказ совершить марш через Ливны, и сосредоточится в Грачевке. Продолжив марш, 10 января полк сосредоточился в с.Ледовское (Курская обл.). Полк получил пополнение и занимался боевой подготовкой.

16 января полк, совершив марш, сосредоточился в д.Смородина (совр. д.Смородинка, Орловская обл.).

17 января велась рекогносцировка участка обороны противника в районе с.Урынок.

18 января в 03-00 полк выступил в исходный район и к 05-00 сосредоточился в лесу западнее с.Вышнее Долгое.

К 08-00 полк, ведя наступление, вышел на восточный берег р.Тим, где был встречен сильным пулеметным и беспорядочным артиллерийским огнем с западного берега. Полк был вынужден остановиться и выжидать подхода соседей.

В 10-30 полки перешли в атаку.

К 15-00 3 эскадрон, перейдя реку, закрепился на западном берегу. Продвинувшись к с.Урынок, подразделения остановились- открытая местность простреливалась. Выдвинув вперед бронебойщиков, из 10 противотанковых ружей были подожжены дома на окраине села, выгнав оттуда противника.

С наступлением темноты полк начал штурм села.

К 07-30 19 января село было освобождено. Были уничтожено до 150 немецких пехотинцев, захвачены трофеи- две 37-мм пушки, 250 снарядов, 7 пулеметов, 8 автоматов, 8 лошадей и 5 повозок с военным имуществом.

Полк потерял 18 человек убитыми и 42 ранеными.

В 10-30 противник силой до роты пехоты с 3 танками перешел в контрнаступление, которое было отбито.

С 13-00 полк перешел в наступление в направлении д.Замарайка.

Григорий Иванович получил слепое осколочное ранение правой половины грудной клетки с переломом плечевой кости.

19 января 1942г. гвардии старший сержант Курчинин был доставлен в хирургический полевой подвижной госпиталь ХППГ 2324. Скончался в тот же день. Был похоронен в братской могиле на площади перед железнодорожной станцией  Кшень, Курская обл.


Рецензии