Литературный календарь. Стриндберг и его театр

14 мая
1811 год – В погосте Водинцев Холмского уезда Псковской губернии родился русский поэт Иван;Данков («Могила боярина Артамона Сергеевича Матвеева», «Сорок лет пьяной жизни»).
1818 год – По дороге из Вест-Индии в возрасте 42 лет от жёлтой лихорадки скончался английский писатель и драматург Мэтью;Грегори;Льюис («Монах»).
1835 год – Вышла в свет «Сказка о рыбаке и рыбке», написанная А.;С.;Пушкиным.

1875 год – В Лиме родился перуанский поэт и дипломат Хосе;Сантос;Чокано.
1912 год – В Стокгольме в возрасте 63 лет скончался шведский писатель и публицист Август;Стриндберг, представитель шведского натурализма, основоположник современной шведской литературы и театра.
1925 год – Скончался английский писатель Генри Хаггард («Копи царя Соломона»).
1927 год – В Вене родился немецкий писатель-фантаст и футуролог Герберт;Вернер;Франке, один из пионеров направления гибридного искусства.
1928 год – В Москве родилась советская и российская детская писательница Софья;Прокофьева.
1940 год – В Бергене в возрасте 40 лет скончался нидерландский писатель Шарль;Эдгар;дю;Перрон («Подготовка», «Родина», «Скандал в Голландии», «Человек из Лебака»).
1966 год – Во Фрунзе завершил работу IV съезд Союза;писателей;Киргизской;ССР.
1983 год – В Ленинграде в возрасте 62 лет скончался русский советский писатель, литературовед, критик и публицист Фёдор;Абрамов («Братья и сёстры»), один из наиболее известных представителей «деревенской прозы».
1987 год – Поэтесса Ирина;Ратушинская лишена советского гражданства.
2018 год – В Москве во дворе школы № 1619 в Строгино состоялось открытие памятника Марине;Цветаевой работы скульптора Зураба Церетели.


СТРИНДБЕРГ

Юхан Август Стриндберг (швед. Johan August Strindberg, 22 января 1849, Стокгольм — 14 мая 1912, там же) — шведский писатель и публицист[5]. Представитель шведского натурализма, основоположник современной шведской литературы и театра.

Отец писателя был негоциантом (предпринимателем) из аристократического рода, мать — служанкой. В 1867—1872 годах учился в Уппсальском университете. Испытывая в молодые годы финансовые затруднения, испробовал ряд профессий (учителя, библиотекаря, актёра, телеграфиста, и другие). В начале 1870-х годов дебютировал как писатель с драмами «В Риме» (Rom, 1870), «Изгнанник», «Местер Улоф» («M;ster Olof», 1872). Опубликованный в 1879 году социально-критический роман «Красная комната» (1879) принёс ему широкую известность.

С 1872 года работал в Стокгольме журналистом. В 1874 году стал помощником библиотекаря в Королевской публичной библиотеке.

В конце 1880-х годов написал "Слово безумца в свою защиту".

В течение 1890-х годов он провёл значительное время за границей, занимаясь научными экспериментами и исследованиями оккультизма.

Затем, под влиянием идей шведского мистика Эммануила Сведенборга, он решил стать «Золя оккультизма» (англ. «The Zola of the Occult») и в своём «оккультном дневнике» собирал различные эзотерические материалы.

В 1898 Стриндберг опубликовал автобиографическую книгу на французском «Инферно» (фр. «Inferno»).

Заболел пневмонией на Рождество 1911 года, от которой так и не оправился. Скончался от пневмонии и рака желудка в 1912 году.

В политике придерживался социалистических, даже анархистских взглядов, что отражалось и в его литературном творчестве. В начале XX века был одним из властителей дум западной цивилизации. В развитии стиля Стриндберга отправной платформой был натурализм, а конечной — тот ранний экспрессионизм, который уже с конца XIX века возникал эпизодически в литературе ряда европейских стран.

В честь Стриндберга назван кратер на Меркурии.

Стриндберг был трижды женат.

Первый брак: Сири фон Эссен (1877—1891). Четверо детей: Керстин (умерла вскоре после рождения), Карин, Грета и Ганс.
Второй брак: Фрида Уль (1893—1897). Дочь Керстин, сын Фридрих (фактически не сын Стриндберга, но юридически признан им).
Третий брак: Харриет Боссе (1901—1902). Дочь Анн-Мари.
Дочь писателя, Карин Стриндберг, была замужем за российским революционером Владимиром Мартыновичем Смирновым.

Стриндберг был большим поклонником Людвига ван Бетховена.

Романы

«Красная комната» — роман, 1879
«Сын служанки» — роман, 1886—1887
«Жители острова Хемсё» — роман, 1887
«Исповедь безумца» — роман, 1888
«На шхерах» — роман, 1890
«Ад» — автобиографическая книга, 1897
«Легенды» — автобиографическая книга, 1897
«Одинокий» — роман, 1903
«Готические комнаты» — роман, 1904
«Чёрные знамёна» — роман, 1905

Повести и рассказы

«Новое царство» — повесть, 1882
«Рассказы о браке» — сборник, 1884—1886
«Утопии в действительности» — сборник новелл, 1885
«Чандала» — повесть, 1889
«Первые и последние» — рассказ из сборника «Весёлая Бухта и Позорный залив». (В 1903 году был напечатан в приложении к газете «Приазовский край», № 43 от 12 октября, С. 1-2)
«Кукольный дом» — рассказ. (В 1905 году был напечатан в газете «Приазовский край», № 196 от 18 августа и № 197 от 19 августа)

Пьесы

«Вольнодумец» (Frit;nkaren, 1869)
«Гермиона» (Hermione, 1870)
«В Риме» (I Rom, 1870)
«Изгнанник» (Den fredl;se, 1871)
«Местер Улоф» (M;ster Olof, 1872, 1874, 1877)
«Странствия Счастливчика Пера» (Lycko-Pers resa, 1882)
«Отец» (Fadren, 1887)
«Товарищи» (Kamraterna, 1887)
«Фрёкен Юлия» («Фрекен Жули») (Fr;ken Julie, 1888)
«Кредиторы» (Fordrings;gare, 1888)
«Кто сильнее» (Den starkare, 1889)
«Пария» (Paria, 1889)
«Самум» (Samum, 1889)
«Перед смертью» (Inf;r d;den, 1892)
«Узы» (Bandet, 1892)
«Игра с огнём» (Leka med elden, 1892)
«Путь в Дамаск» (трилогия, Till Damaskus, 1898—1904)
«Борьба и преступление» (Brott och brott, 1899)
«Густав Васа» (Gustav Vasa, 1899)
«Эрик XIV» (Erik XIV, 1899)
«Пасха» (P;sk, 1900)
«Карл XII» (Karl XII, 1901)
«Пляска смерти» (D;dsdansen, 1901)
«Невеста-девственница» (Kronbruden, 1901)
«Лебедь белая» (Svanevit, 1901)
«Энгельбрект» (Engelbrekt, 1901)
«Игра снов» (Ett dr;mspel, 1902)
«Королева Кристина» (Kristina, 1903)
«Виттенбергский соловей» (N;ktergalen i Wittenberg, 1903)
«Соната призраков» (Sp;ksonaten, 1907)
«Большая дорога» (Stora landsv;gen, 1909)

Публицистика

«Синяя книга» — публицистика, 1907—1908
«Открытые письма Интимному театру» — 1909
«Речи к шведской нации» — 1910

ИНТИМНЫЙ ТЕАТР (Театр Стриндберга)

«Интимный театр» просуществовал совсем недолго — с 1907 по
1913 год. Но он был прославлен именем великого шведского драматурга Августа Стриндберга (1849—1912). Его творческий путь противоречив и изменчив — драматург писал свои драматические произведения, исповедуя в разные периоды диаметрально противоположные принципы искусства: от натурализма и реализма до символизма и
экспрессионизма. Интересоваться театром Стриндберг начал рано —
уже в юности он испробовал и актерскую профессию. Профессиональным актёром он так и не стал, но любовь к сцене вылилась в драматическое творчество. Свои воззрения этого периода на искусство он изложил в сочинении «Ярл Хакон, или Идеализм и реализм»(1871). Всякое истинное искусство, полагал Стриндберг в этот период, является реалистическим, а значит, соблюдает и верность действительности. Реалистический художественный метод для него означает помощь художнику в поиске: он должен найти особые «точки, где совершается великое», зрелища, которые «нельзя видеть каждый день». Также противостоит дурно понятому натурализму, «полагающему^
что искусство состоит исключительно в том, чтобы изображать кусок
природы в натуральном виде». Стриндберг ориентируется на
художественные методы Шекспира, Ибсена, Бьёрнсона.

Между тем шведская государственная сцена 1870-х годов
была ещё закрыта для национальной реалистической драматургии.
Королевский драма тический театр поставил в 1870 году одноактные пьесы Стриндберга «В Риме» и «Вне закона», но отказался от «Местера Улуфа». Дирекция театра полагала, что эта драма несценична, что характеры героев бесформенны, что ослабляет внимание публики.
Первым шведским режиссером,
который заинтересовался Стриндбергом, был Август Линдберг
(1846—1916) — выдающийся актёр и художественный руководитель
стокгольмского «Нового театра». Он первым в 1882 году поставил
«Привидения» Ибсена и первым в 1883 году ставит в своём театре
стриндберговского «Местера Улуфа». Это был вызов дирекции Королевского театра. Режиссёр писал в ту пору Стриндбергу: «Я решительно заявляю, что театральное правление, отказавшееся принять к постановке эту пьесу, должно быть близоруким, совершенно не имеющим художественного вкуса и враждебным шведской национальности».

Несмотря на то что после постановки «Местера Улуфа» Линдбергом ряд театров последовали за ним, в целом произведения Стриндберга 80—90-х годов не привлекали шведских театральных деятелей.
Даже в конце века, когда он получил европейское признание, в театральных кругах своей родины встречал он по-прежнему и недоброжелательство, и враждебность. Так, провалились его исторические пьесы «Карл XII» и «Энгельбрект».

С конца 90-х годов Стриндберг связывает свои надежды с движением «свободных театров», в котором видел разрыв с театральной
рутиной.

Но это движение зародилось во Франции и было связано
с именем прежде всего Эмиля Золя. Стриндберг не мог принять во всей
полноте натурализм Золя — ему импонировали его отдельные стороны, но отталкивал «односторонний физиологизм» и «близорукий
психологизм» известного французского писателя. В статье «О новой
драме и новом театре» (1889) Стриндберг решительно выступал против представления о театре как «об арене, где выступают массами
нарядные толпы, князья и дамы и где совершаются таинственные,
лучше всего необъяснимые происшествия в замках, дремучих лесах
или крепостных рвах». Шведский драматург выступает против «длинных спектаклей с интригой».
Стриндберг мечтает о психологической
драме, где передавались бы тончайшие движения души, самые резкие конфликты жизни. Желая организовать собственный «свободный
театр», драматург пишет драмы «Отец» и «Фрекен Юлия», которые
предполагает поставить в своём театре. Он искал сотрудничества с
режиссёрами, но никто не решался иметь с ним дела, ибо за Стриндбергом закрепилась устойчивая репутация «женоненавистника» и
«бунтаря». И всё же трагедия «Отец» была поставлена в Стокгольмском «Новом театре» в 1888 году. Она страшно возмутила публику —
в ходе спектакля (во время третьего акта) многие дамы покинули зрительный зал театра в знак протеста.

Но в ноябре 1907 году к драматургу обращается юный актёр
Август Фальк (1882—1938): он просит Стриндберга помочь деньгами для создания «свободной сцены», на которой будут ставится все
самые трудные стриндберговские произведения. Драматург даёт согласие. Так рождается «Интимный театр» со зрительным залом всего лишь в 160 мест, со сценой в 6 метров шириной и в 4 метра глубиной. Театр открывается «Фрекен Жюли». За три с небольшим года существования театра в нём было поставлено 25 пьес Стриндберга,
выдержавших в общей сложности более 1000 представлений.

Сам Стриндберг принимал активное участие в деятельности «Интимного театра». Он постоянно бывал на репетициях, лично муштровал актеров. Он выпускает брошюру «Открытые письма «Интимному театру»» (1908), где излагает свои требования к театральному искусству, говорит о том, какими качествами должен обладать артист,
как ему вести себя на сцене, как ему готовиться к репетиции, каковы обязанности режиссера и директора. Цель всего изложенного была вполне определённой — Стриндберг говорит о том, что всё указанное им должно быть направлено на развитие национального
сценического искусства. Театр не должен быть «торгово-промышленным предприятием, где первой двигательной силой является капиталист», где «торговля в антрактах спиртным обычно составляет по меньшей мере половину выручки». Идеальный театр — это тот, где «народ получает образование».

Но «Интимный театр» не оправдал всех ожиданий Стриндберга.
Не все его режиссерские указания выполнялись. А Фалька интересовали прежде всего камерные пьесы драматурга, в то время как сам
Стриндберг считал своими лучшими достижениями в тот период
исторические драмы. Пьесы его шли в приглушенных тонах, в подчёркнуто медленном ритме, с плохо освещенными и безликими декорациями и бедным оформлением. И, конечно же, далеко не все актёры играли героев его пьесы так, как понимал их сам драматург.
Играли часто более примитивно и поверхностно, улавливая только
один драматический план. Так, в трагедии «Отец» Фальк играл главную роль, которую подчинил одной теме — модной — «война полов».
Герой Фалька (Ротмистр) в понимании автора был учёным, страдающим от лицемерия и лжи окружающих... Героиня Лаура у автора была написана обыкновеннейшей мещанкой — на сцене актриса превращала
её в исчадие ада, коварнейшего «врага мужчин», которую обуревает
«воля к власти».
Актриса всячески старалась подчеркнуть демонизм
своей героини — а потому говорила «мёртвым голосом» без каких-либо интонаций и нюансов. Стриндберговского Карла XII театр
сыграл не авантюристом и негодяем, достойным возмездия, но честным государственным деятелем, что вызвало большое недоумение в
публике. А постановка исторической драмы «Кристина» попросту
провалилась. Стриндберг просто молил режиссёра Фалька: «Поднимите моё создание! Поднимите исторических лиц!.. Подчеркните так
называемое время (историю)». Но автора не смогли в «Интимном
театре» услышать. Экспрессионистическая постановка (так задумывалась трагедия) превратилась в злую пародию на реалистическое произведение драматурга. Фальк, как говорили критики, «решительно
отказался от истории». «Интимный театр» пользовался всё меньшей
и меньшей популярностью. Он стал редко собирать даже то малое
число публики, что вмещал его зрительный зал. Стриндберг всё более
охладевает к театру. В 1910 году «Интимный театр» прогорел. Фальк
попытался возобновить его деятельность в 1911 году, но успеха не
имел. После смерти Стриндберга театр закрылся окончательно (1913).
И всё же он сыграл свою положительную роль в утверждении национального шведского драматического искусства. Количество шведских театров стало неуклонно расти. В начале XX века в Стокгольме было четыре частных драматических сцены, которые все принадлежали режиссеру-предпринимателю Альберту Ранфту. В 1915 году в
Стокгольме открылся ещё один «Интимный театр» Бланша по примеру стриндберговского. В 1917 году в Гётеборге был переоборудован городской театр, а при нем открыта экспериментальная студия.
Во всех этих театрах ставились и произведения Стриндберга, такие
как «Густав Ваза», «Эрик XIV», «Сага о Фолькунгах», «Преступление
и преступление», «Пляска смерти». Талантливый шведский актёр
Эмиль Хильберг стал подлинным актером стриндберговского репертуара, играя роли так, как хотел того сам драматург. Другой крупнейший шведский актер Иван Хедквист также создал множество образов стриндберговской драматургии, ставших классическими. И среди них особенно интересно сыграл Эрика XIV, нарушив традицию
играть в нём «шведского Гамлета». Идя вслед за автором, Хедквист
доказал Эрика «плохим королём, почти разрушившим большой труд
жизни Густава Вазы... плохим человеком, жестоким и кровавым, надменным и истеричным... И вот этот человек, который не мог управлять собственной волей, должен был править народом и государством, не властный над собой, он имел власть над всеми!» — писал критик после спектакля. Женские роли в драмах Стриндберга лучше всего играла его третья жена, актриса Гарриет Боссе, обладавшая как
виртуозной техникой, так и естественной грацией. Все эти актеры раскрыли в своём творчестве наиболее полно замыслы самого драматурга, который остаётся крупнейшим национальным драматургом Швеции, создавшим особый театр. Театр Стриндберга.

Источник: http://www.100velikih.ru


Рецензии