Евгения Гинзбург. Очерк личности с помощью цитат
"Ума в табе – палата, а глупости – саратовская степь!" - не саратовская степь, а израильская пустыня
"Эгоизм страдания, наверно, еще более всеобъемлющ, чем себялюбие счастливых" - сильные чувства захватывают целиком, ага
"Что было бы со всеми нами, если бы не обманчивый свет этой постоянной надежды?" - постоянные еврейские обманы - и гойские надежды...
"Кому правоту-то свою доказывать станешь? До бога высоко, до Сталина – далеко…" - обязательно надо что-то богу и царю доказать. Не гоям же...
"Вообще, мне думается, что лечить и учить надо всех…" - кто кого лечит и учит ясно и так. Насмерть уже залечили и заучили...
"А я лежу с открытыми глазами на средних нарах, и в голову мне приходят самые еретические мысли о том, как условна грань между высокой принципиальностью и узколобой нетерпимостью, и еще о том, как относительны все человеческие системы взглядов и как, наоборот, абсолютны те страшные муки, на которые люди обрекают друг друга" - для еврейки это действительно еретические мысли. Был шанс поумнеть на средних нарах, усомниться в "высокой принципиальности" своих сородичей и их системе взглядов
"В этом театре ужасов одним актерам даны роли жертв, другим – палачей. Последним хуже. У меня хоть совесть чиста" - репрессированная другими евреями еврейка трубит о своей чистой совести, но ведь в этой грязной жизни далеко не один повод её испачкать
"Ведь это все пройдет… А жизнь только одна…" - обрывки мыслей?
"Великое дело – теория меньшего зла!" - "великое зло" она хотела сказать? (Или всё-таки нет?! Ведь именно подобные теории позволяют творить практически любое зло, отыскивая гипотетическое большее...)
"как страшно сочетание жестокости приказов с тупой стопроцентной исполнительностью" - как мстительно она обвиняет в жестокости и тупости, явно воинственно настроена. Может, и страшно ей было, но скорее она была немного в стороне и не сильно пострадала от жестокости и тупости на своих средних нарах. Когда реально страшно, когда именно с тобой обращаются жестоко и тупо, будет уже не до мести...
"Версты обвинительного акта… Шапку в зубы! Только не рыдать!Недра шахт вдоль Нерчинского тракта! Каторга! Какая благодать!" - рыдая, строчить в рифму
"Не дай бог испытать то, к чему можно привыкнуть" - ?!
"Я открыла двери очень смело. Это была настоящая храбрость отчаяния. Прыгать в пропасть лучше с разбега, не останавливаясь на ее краю и не оглядываясь на прекрасный мир, оставляемый навсегда" - говорю же, воинственная (тогда огромный легион евреев осмелел, кинулся в противоположную крайность от обычной забитости)
"Мне могут возразить, что гораздо чаще встречаются люди, громко вопящие о своей невиновности, перекладывающие свою вину на эпоху, на соседа, на свою молодость и неискушенность. Это так. Но я почти уверена, что такие громкие вопли призваны именно своей громкостью заглушить тот тихий и неумолимый внутренний голос, который твердит тебе о личной твоей вине" - не понял о чем речь, очередной громогласный пафос (о тихом внутреннем голосе тоже будет вопить)
"Дар благодарности – редчайший дар. И я не исключение. Все мы неистово взываем «помоги!», когда гибнем, но очень редко вспоминаем об источнике своего спасения, когда опасность отступила" - чего она не исключение?! Сказала бы просто, неблагодарная... Неистово взывает, а потом ей наплевать - редчайший, я бы сказал, дар наплевательство (только среди богоизбранных это норма)
"Невиданное и неслыханное приходило, поражало на минуту и тут же превращалось в повседневность" - разновидность предыдущего редчайшего дара. Поэтому Иисус и отказывался перед ними чудеса творить
"Самое страшное – это когда злодейство становится повседневностью" - самое страшное, когда повседневность становится злодейской, пропитана злом в том или ином виде... (Чем ближе к деньгам, тем более она таковой и становится - за маленькие деньги надо работать, а за большие требуется обитание в токсичной среде, причем не только в качестве потребителя ядов, но и производителя...)
"Это было фантастично, невероятно, но об этом было напечатано в «Правде» – значит, сомнений быть не могло" - задумался об этих названиях: "правда" - типа, не ложь, типа, рубим правду-матку. Не коммунизм, но правда. Не веришь?! В общем, грубое слово и не относящееся к каким-либо идеям... "Известия" - а это уже ренегаты, намек на старинные газеты, всегда в России были известия и ведомости... В общем, с такими названиями заведомо ни коммунизм, ни социализм не построить. Зато надо ждать правдолюбцев на митингах и объективные о них известия... (А "Комсомольская правда" что за мутант?! В реальной жизни такой правды не знаю, и никто слыхом не слыхивал и словосочетания этого не употреблял...)
"В бессонницу как-то не утешает сознание, что ты непосредственно не участвовал в убийствах и предательствах. Ведь убил не только тот, кто ударил, но и те, кто поддержал Злобу. Все равно чем. Бездумным повторением опасных теоретических формул. Безмолвным поднятием правой руки. Малодушным писанием полуправды" - писала формулы и полуправду и поднимала руку?! ах, ты, тварь... Реально виновата (не троцкистка ли? Био: член ВКПБ с 28 лет, ещё раньше защитила партийную диссертацию по истории. По полной программе работала в советских газетах...)
"Смертельно ранящая, только тронь, Воспоминаний иглистая зона…" - если бы совесть реально была чиста, воспоминания так бы не ранили - и даже наоборот, наверняка нашлась бы масса поводов для гордости
"Молодец среди овец, а на молодца и сам овца" - и это не только про других, но и про себя
"Тот, чья жизнь безнадежно разбилась, Может смертью еще доказать,Что в нем сердце не робкое билось, Что умел он любить и…" - буду я и перед смертью что-то доказывать?! Не хотелось бы... (Но сердце в ней действительно не робкое, воинственное - из-за него и в тюрьму попала? Возбухала, наверное , как будто у власти либералы, типа тех, что при "проклятом царизме" правили)
"Помню, как-то раз Васька спросил: «Мамуля, а какой самый кичный зверь?» Дура я, дура, почему я ему не ответила, что самый «кичный» – человек, что именно его надо особенно опасаться!" - но эти же люди и самые безобидные овцы. Нельзя всех только волками считать, потому что тогда и сам неизбежно завоешь
"Да, люди искали всевозможные варианты выхода, и те, у кого здравый смысл, наблюдательность и способность к самостоятельному мышлению перевешивали навыки, привитые догматическим воспитанием, те, над кем не довлела почти мистическая сила «формулировок», иногда находили этот выход" - просто не читали газеты? (Полстраны не читало газет, дремало на партийных собраниях, под водочку рассказывало анекдоты на кухнях - что многих и подводило)
"Аня из тех, кто неладно скроен, да крепко сшит, – небольшая, коренастая, сгусток энергии, щурит глаза, снисходительно улыбаясь" - себя в этой Анне описывает? Коренастых и энергичных тогда было на порядок больше, чем сейчас - многие недавно из деревни
"Колыма-то, она на трех китах держится: мат, блат и туфта" - весь совок жил на этих же китах. Хотя блат и туфта - это киты любого государства, любых бюрократов. (И мат свой у всех есть? Или наши всех погрубее и посуровее по причине климата?)
"Я часто думала о трагедии людей, руками которых осуществлялась акция тридцать седьмого года. Каково им было! Ведь не все они были садистами. И только единицы нашли в себе мужество покончить самоубийством. Шаг за шагом, выполняя все новые очередные директивы, они спускались по ступенькам от человека – к зверю. Их лица становились все более неописуемыми. По крайней мере, я не могу найти слов, чтобы передать выражение лиц тех, кто стал уже Нечеловеком" - это крайний случай, но , опять-таки, любые бюрократы - не вполне люди, они все проходят по дороге вниз, зеркальному отражению их карьерной лестницы... Хотя трудно стать совсем нечеловеком - тем более, бюрократы - это баре, они отчасти могут себе позволить расслабиться... Совсем звереют только крайние, которых засунули на особо трудную и грязную работу...
Свидетельство о публикации №225051400620