Халдей стал удивительным, уникальным в своем роде

 фотографом Он сочетал постановочные элементы с естественными условиями...

Друзья!
Из Сети
"Армен Джигарханян - выдающийся актер театра и кино принял участие в моем авторском портретном проекте "Лица Замечательных
Людей", в котором я фотографирую героев проекта, используя авторские методики съемки, а потом рисую живописный портрет с
получившегося фотообраза как с живой модели.
В конечном итоге получаются с одной стороны фотопортреты мирового уровня, с другой стороны живописная картина-шедевр музейного
качества.
Армен Борисович Джигарханян встретил меня в приемной своего театра, словами: «Hello, my dear friend Emilio!» считая, что я иностранец. Я
решил подыграть, и ответил на итальянском: «Ciao caro Armen Borisovich!» после чего со смехом предложил ему общаться на русском.
Наше общение было не принужденным, добрым и творчески плодотворным.
На своей фотосессии Армен Борисович выполнял все мои требования, для создания неповторимого фотообраза.
Мою работу с Арменом Борисовичем наблюдала вся труппа театра, которая стояла за моей спиной.
Армен Борисович к концу работы называл меня сыночка. Я был обезоружен и очень тронут таким теплым отношением.
Во время съемки я пытался показать Армена Борисовича в разных состояниях. Но главной задачей было отразить бездонную глубину
многогранной гениальной личности Армена Борисовича. И мне это удалось.
Сам Армен Борисович во время съемки сказал: «Сыночка, был бы я чуть моложе, я бы снял интересный фильм про талантливого художника
Эмилио, который отдает все свои силы во время работы и прикасается своей душой к душе человека, которому делает портрет. Я сам был
таким в твои годы».
Я его настолько расположил к себе, что в какой-то момент он в шутку показал мне язык. И когда актеры попросили его повторить это для
фотографии он, смеясь, ответил: «я вам не меймун» (меймун – обезьяна на армянском).
Как вы думаете, успел ли я снять Армена Борисовича в этот момент?
Да! Исторический кадр, которого нет ни у кого – был сделан!
Мы любезно расстались и я создал такой образ, который впечатлил всех актеров.
Театр использовал мой портрет на юбилее артиста.
Так же Дарья Златопольская - ведущая Синей Птицы и Белой Студии использовала один из кадров этой фотосессии в своей книге "Важные
Вещи" в главе, посвященной Армену Джигарханяну.
Об этом я нигде не писал и никому не говорил...
В моей съемке Армена Джигарханяна был один момент, который определил всё, и никто даже догадаться не мог что задумал Армен
Борисович!
Армен Борисович знал, что его будет снимать мастер портрета и подготовился к этой съемке по-своему.
В момент съемки, когда я в очередной раз вплотную подошёл к Армену Борисовичу, чтобы подправить воротник - он почти шепотом сказал
мне: «Сыночка, я вижу тебе можно открыть душу. Запечатлей меня разным. Сними, как моя душа проживает разные состояния».
Он сказал это таким голосом.. Я сразу всё понял. Меня это шокировало и стало немного не по себе.
В переводе на понятный язык - он попросил меня создать напоследок (будто он чувствовал, что скоро уйдет) серию портретов с разными
душевными переживаниями! Эдакое прощание в портретных образах.
Будто чувствовал, что это его последняя съемка.
И с этого момента началось то, что никто не ожидал!
Он стал выдавать мне в кадр по-настоящему искренние эмоции с разным состоянием! От задорного смеха до искренней скорби и
сдержанного плача! Это было похоже на контрастный душ, когда обжигающе-горячая вода резко сменяется обжигающе-ледяной.
Будто он за считанные минуты заново пережил все самое лучшее и самое горькое, что было в его жизни..
Над этим наблюдала вся труппа театра, и все были поражены, но никто даже не подозревал, что происходит. Ведь сказал он это шепотом
только мне.
Все были поражены тем, как Армен Джигарханян меняет одни эмоции на другие и одно состояние на другое. Но никто из присутствующих
не догадывался, что он так прощается с нами и оставляет нам эти яркие и вечные образы.
Я снимал, а внутри меня трясло - это как прощание.
Передать словами это невозможно...".https://www.liveinternet.ru/
...Други!
А теперь немного о военных фотокорреспондентах ВОВ, которым позировала сама ...смерть.
"Евгений Халдей  был крайне одаренным человеком. В 12 лет он сам сделал свою первую
фотокамеру, позаимствовав линзы из очков своей бабушки.
В 36-ом году фотограф переехал в Москву, где начал сотрудничать с ТАСС (ныне
старейшее в странах СНГ агентство фотоинформации, которое было основано
еще в 1926 году).
Когда наступило военное время, он вошел в состав военных
фотокорреспондентов.
Халдей стал удивительным, уникальным в своем роде фотографом. Он сочетал
постановочные элементы с естественными условиями, таким образом, он
творил, будучи участником, а не просто наблюдателем.
Ярким примером инсценировки является сцена установки знамени над
Рейхстагом. Для создания этой фотографии фотожурналист еще в ТАСС просил
предоставить ему три красные скатерти, чтобы нашить на них серп и молот, а потом  в Берлине скатерти превратились в реквизит для знаменитого снимка".https://dzen.ru/
...Вот так!Знай наших!
В.Н.
**********
1.КАК МУЗЫКА СПАСЛА ЖИЗНЬ УЗНИЦЕ КОНЦЛАГЕРЯ НАТАЛЬЕ КАРП И ЕЕ СЕСТРЕ
В фильме»Список Шиндлера» есть такой эпизод: узница лагеря смерти играет ноктюрн Шопена на празднике в честь дня рождени
коменданта, и тот, покоренный искусством пианистки, соглашается сохранить ей жизнь…
Этот эпизод основан на реальных событиях: узницей, обязанной своей жизнью ноктюрну Шопена, была знаменитая еврейская пианистк
Наталья Карп…
Во время войны она с сестрой была в тарнувском гетто. Побег казался единственным выходом, и сёстры вместе с двумя друзьями собралис
тайно добраться до Варшавы, а оттуда бежать в соседнюю Словакию. В результате все четверо с фальшивыми документами на руках был
схвачены гестапо и отправлены в концлагерь Плашув, находившийся неподалёку от Кракова.
Сестер приговорили к смерти и оставили в бункере до исполнения приговора. Как же велико было их удивление, когда наутро Наталье был
предписано явиться на день рождения коменданта лагеря Амона Гёта. Среди узников лагеря он был известен своей нечеловеческо
жестокостью — на его счету было 10 тысяч еврейских жизней. А еще он был необыкновенным поклонником классической музыки, и в ден
его рождения, 9 декабря 1943-го, Наталье было приказано преподнести ему «музыкальный сюрприз».
«Парикмахер уложил мои волосы, — вспоминала спустя годы Наталья, — и я была доставлена из бункера на виллу коменданта Гёта. Когд
меня привели, праздник уже был в самом разгаре: нарядные гости пили вино и провозглашали здравицы в честь виновника торжества —
коменданта, облачённого в белый парадный мундир. Мне было смертельно страшно, потому что я не играла на фортепьяно почти четыр
года — с самого начала войны. Мои пальцы к тому времени онемели и почти не гнулись, но я должна была сесть за инструмент — это бы
единственный шанс сохранить жизнь!»…
Несмотря на царившее на празднике веселье, Наталья решила сыграть свой любимый ноктюрн Шопена до-диез минор, наполненны
глубокой печалью, который отражал состояние её души.
«Будь что будет!» — обречённо решила она.
— Ну играй же, Сара, — скомандовал Гёт.
«Сара» — именно так называли нацисты еврейских женщин. Начав играть, Наталья подспудно ожидала, что Гёт вытащит пистолет
застрелит её. Но доиграв до конца, услышала, как в воцарившейся тишине Гёт небрежно произнёс, указав в её сторону:
— Она останется жива!
Услышав эти слова, Наталья, осмелев, спросила:
— А моя сестра?
— Она тоже, — нехотя согласился комендант.
С тех пор сёстры считали этот день — 9 декабря 1943-го — новым днем своего рождения, ведь им чудом удалось остаться в живых.
В 1950-е годы Наталья Карп успешно гастролировала по Европе с оркестром Лондонской филармонии. Приезжала с концертами и
Германию. В течение следующих 20 лет дала сотни концертов для ВВС, выступая в сопровождении Лондонского симфонического оркестра.
В 1967 году спасителю краковских евреев Оскару Шиндлеру вручали премию имени Мартина Бубера. Хотя Натальи не было в списк
Шиндлера, ее пригласили на церемонию…
Она играла тот самый ноктюрн, который спас ей жизнь — до-диез минор. Она поднялась на сцену, как всегда — в платье с коротким
рукавами, открывавшими на руке номер «А27407» — чтобы все помнили и знали: ей удалось выжить несмотря ни на что...
https://www.liveinternet.ru/
****************
2.ГЕРОИ. ЛЕВ ОСИНСКИЙ – МАРЕСЬЕВ СОВЕТСКОГО ЦИРКА

1943 год. Курская дуга. Разбитый танк, окровавленная культя вместо руки — казалось, карьера циркового артиста закончена. Но Лев
Осинский сделал то, во что не верил никто: он не только вернулся на манеж, но и создал номер, который стал эталоном циркового
мастерства. Когда чемпион мира по гимнастике узнал, как исполняются эти трюки, он не сдержал слез.
Лев родился в 1924-м в оренбургской глубинке, а в 13 лет уже плыл против течения – в прямом и переносном смысле. Когда в 1937-м
родителей забрали как «врагов народа», мальчишка из детдома бросил вызов реке Урал – переплыл её, чтобы доказать другим детдомовцам
свою силу. За это его прозвали Чапаем. И с тех пор жизнь парня превратилась в эквилибристику на грани судьбы.
Бродячий цирк, к которому прибился 13-летний Лёва, стал его университетом. Гимнаст Ян Дойнов разглядел в тощем подростке «человека-
змею» – гибкого и выносливого. Лёвка выступал в маленьких городках и поселках вместе с «дикой бригадой» артистов, которых тогда много
ездило по стране. Какой нелегкой и бесправной была его жизнь, Лев Александрович вспоминать не любил. Но о своем первом учителе
говорил с благодарностью.
«Дойнов был сам неплохим силовым акробатом и многому научил меня, дал мне азы цирковой акробатики, приучил к нелегкому
каждодневному труду и преодолению боли. Конечно, всё это я оценил позже. А тогда мне, 14-летнему пацану, жизнь казалась каторгой, и
я благополучно сбежал от своего «мучителя». Встреча с Волжанскими изменила всю мою жизнь. Они стали для меня самыми близкими

людьми, и попав к ним в номер «Люди-лягушки», я понял, что такое настоящий цирк. Они стали моей семьей, а цирк — родным
домом», — вспоминал Осинский.
Он даже не подозревал, что настоящая проверка на прочность ещё ждёт его впереди. Лев уже был полноправным артистом, когда грянула
война. На фронт его не брали — мал ещё, и он вместе с другими артистами выступал в госпиталях, воинских частях и осваивал новые трюки
Но вот наконец-то и он дождался повестку на фронт — в ноябре 1942 года. После ускоренного курса в артиллерийской школе Коломны его
направили наводчиком 76-миллиметрового орудия в 562-й истребительный противотанковый полк.
Боевое крещение молодой сержант прошёл под Тулой. Тяжело раненный в том бою, он, едва оправившись, настоял на возвращении в часть
— к своим товарищам и орудию. Но самые страшные испытания ждали его летом 1943-го, когда полк оказался в эпицентре Курской битвы.
Именно там, на огненной дуге, судьба подготовила Осинскому поворот, который навсегда изменит его жизнь.
12 июля. Прохоровка. Они отбивались от танковой лавины. Несколько "тигров" уже пылали, застилая поле чёрным дымом. Три машины всё
же прорвались - стальные чудовища ползли вперёд, перемалывая гусеницами всё на пути. Лев, оглушённый, с глазами, слезящимися от
дыма, успел поймать в прицел один танк. Выстрел - прямое попадание! Но радость длилась секунду. Из дымовой завесы внезапно вынырнул
ещё один "тигр". Лев не услышал выстрела - только почувствовал страшный удар чуть выше локтя. Взрывная волна швырнула его в сторону
Он не сразу осознал, что левой руки нет. Боль накатила внезапно, кровь хлестала толчками. Вокруг - никого. Осколки впились в тело, но
сейчас важнее было остановить кровотечение. Заметив телефонный провод, он перекусил его зубами и с трудом перетянул культю. Шаг. Ещё
шаг. Надо добраться до своих...
Он пришёл в себя уже в санитарном эшелоне. Врачи ампутировали руку почти до плеча — но не смогли ампутировать его волю к жизни. Всю
дорогу в Москву размышлял: "Рисовать можно и одной рукой. Попробую в Строгановку...". В блокноте - десятки фронтовых зарисовок.
Можно и фотографией заняться. На гитаре, конечно, не сыграешь, но на трубе, может, и получится. Но когда поезд прибыл на Савеловский,
ноги сами понесли его к цирку.
«Без друзей, без замечательного циркового братства мне бы не удалось вернуться на манеж, - вспоминал Лев Александрович. - Первым,
кто меня поддержал был мой довоенный друг - Сандро Дадеш. Он родился без рук, и все, что делал на манеже и в жизни, делал ногами.
Он не стал меня жалеть, а просто и по-деловому сказал: «Ты сможешь работать и с одной рукой. После представления я приду к тебе, и ты
попробуешь встать в стойку на одной руке. Главное, поймать баланс».
Лев Осинский закрылся в своей комнате и начал тренироваться стоять на одной руке. Раз за разом падал, но продолжал пытаться с тем же
упорством, с каким когда-то полз с поля боя. Когда именно получилось удержать равновесие - не помнил. Но когда Дадеш заглянул к нему
после спектакля, увидел: Лев уверенно стоял на руке. Волжанские без лишних слов взяли его обратно в номер.

В новогоднюю ночь 1944 года он снова вышел на манеж. Выполнял все прежние трюки, и никто не догадывался об отсутствии руки. После
выступления хлынула кровь - лопнула плохо зашитая в госпитале артерия. Врачи запретили выступать: "Только покой!"
"Какой покой? - возмущался Осинский. - На кладбище будет покой!"
Через несколько дней Волжанский застал его за странным занятием: Лев методично бил культей о стену. "Мозоль набиваю, чтобы кровь
не шла", - спокойно объяснил он. Его главной задачей было развить правую руку до такого уровня, чтобы превзойти обычных артистов.
Он занимался в Государственном училище циркового искусства под руководством жонглёра Николая Баумана, укреплял мышцы и
оттачивал баланс в самых сложных положениях. К 1950 году это упорство принесло плоды: в возрасте 26 лет Лев Осинский представил свой
главный номер – «Эквилибр на одной руке», ставший символом человеческой стойкости и мастерства.

Это было не просто выступление, а уникальное зрелище. Осинский работал на вращающейся колонне и выдвижном шесте высотой в
несколько метров – реквизите, на создание которого его вдохновила вращающаяся эмблема киностудии «Мосфильм». Лев гармонично
сочетал сложнейшие акробатические элементы и скульптурную пластику. Каждое движение требовало невероятной физической силы,
выносливости и идеального владения телом. До сих пор никто не смог повторить то, что демонстрировал Осинский — современным
спортсменам этот уровень мастерства остаётся недосягаемым.
"Работа одной рукой казалось бы должна ограничивать исполнителя, но в постановке гениального Волжанского всё выглядело иначе —
пластические переходы были бесконечно разнообразны. Это настоящий шедевр, прорыв в мир человеческого гения... Осинский навсегда
останется в истории цирка, как Шаляпин в опере, как Нижинский в балете", — писал акробат Владимир Фалин.
Многие зрители даже не подозревали, что перед ними выступает человек с ограниченными возможностями. Осинский тщательно скрывал
отсутствие руки с помощью искусного протеза и специального кроя одежды. Ему было важно, чтобы его оценивали исключительно по
профессиональным качествам, без снисхождения. Каждое выступление становилось смертельным риском — в случае технической неполадки
спуститься с высоты по гладкому шесту было практически невозможно.

В 1956 году на I Международном фестивале в Варшаве Осинский получил золотую медаль. Председатель жюри, прославленный гимнаст
Лазар Добрич, назвал этот номер самым впечатляющим за свои 70 лет. Когда он узнал, что советский артист выполняет все элементы одной
рукой, не смог сдержать слёз. С гастролями Осинский объездил весь мир — страны соцлагеря, Западную Европу, Японию. Писатель Борис
Полевой вспоминал, как парижская публика устроила артисту самую продолжительную овацию на его памяти.
Об его уникальной судьбе снято два фильма: в 1967 году вышел "Человек в зелёной перчатке", а в 1976 — "Эквилибрист", экранизация
повести Александра Аронова. Они сохранили для нас образ этого невероятного человека, превратившего физическое ограничение в
источник невероятного творческого прорыва.
Его называли «цирковой Маресьев», им восхищались, его ставили в пример. Но сам Лев Александрович считал, что не совершил ничего
особенного в жизни. А когда речь заходила о подвигах, его мужестве и геройстве, он говорил: «У нас произошло смещение в понимании,
что такое героизм. Наверное, мы слишком часто произносим слова «герой», «подвиг» и не всегда к месту. Я считаю, что в моей
биографии ничего героического нет. Обыкновенная жизнь, может быть у кого-то она еще более трудная, чем у меня».
В 1978 году Лев Осинский завершил свою цирковую карьеру. Он был женат на артистке Валерии Волоковой. Их дочь Марина продолжила
семейное дело, став канатоходцем.
За мужество, проявленное в бою, и уничтоженные вражеские танки Осинский был удостоен ордена Красной Звезды. А в 1985 году его подви
был отмечен орденом Отечественной войны I степени.
https://www.liveinternet.ru/
*************
Материалы из Сети подготовил Вл.Назаров
Нефтеюганск
14 мая 2025 года


Рецензии