90 летие московского метрополитена
коллективизация обусловили быстрый рост городов. С начала по конец 1920-х годов, доля городского населения нашей страны увеличилась с 18 до 33%, а количество москвичей удвоилось.
К началу 1930-х годов, наземный общественный транспорт не справлялся со столичным пассажирооборотом, и в актуальной повестке появился вопрос о создании метрополитена.
Первый, выполненный еще в конце 1920-х годов, известной немецкой фирмой «Siemens», проект московской подземки, ввиду своей дороговизны, не был реализован.
Первый отечественный проект московского метрополитена был относительно недорог, но подразумевал мелкое заложение линий. Поскольку реализация данного проекта грозила парализовать городскую жизнь, а также, ввиду того, что, в случае войны, такое метро не могло выполнять функции защитного сооружения, было принято решение о проектировании метро глубокого заложения.
Открытая 15 мая 1935 года, первая очередь московской подземки: от «Комсомольской» до «Кропоткинской» должна была обслуживать наиболее интенсивные пассажиропотоки.
Строительство второй – замоскворецкой линии во многом было связанно с обеспечением транспортной доступности одного из крупнейших столичных предприятий – ЗИЛа.
В 1940 году советские физики Георгий Флёров и Константин Петржак оборудовали секретную лабораторию в одном из служебных помещений станции «Динамо».
Учёные проводили опыты по изучению деления ядер урана, пытаясь понять, может ли данный процесс начинаться без воздействия внешних факторов?
Выбор, находящейся на сорокаметровой глубине, станции «Динамо» был связан с тем, что там можно было нивелировать влияние космического излучения на результат эксперимента.
Данные опыты показали, что ядра атомов могут распадаться самопроизвольно.
К началу Великой Отечественной Войны, велись работы на третьей – Арбатско-Покровской линии московского метро.
С момента первого налета Люфтваффе на Москву (22 июля 1941г.), при объявлении воздушных тревог, около полумиллиона жителей столицы укрывалось в подземке. Только в первый год войны московское метро стало местом рождения 217 детей.
6 ноября 1941 года в Москве в подземном вестибюле станции метро «Маяковская» состоялось торжественное заседание Московского Совета депутатов трудящихся совместно с партийными и общественными организациями столицы.
Заседание началось вскоре после очередного налёта немецкой авиации. В президиуме собрались первые лица советского правительства. С докладом выступил И. В. Сталин. Вечер завершился концертом.
Строительство московского метро не прекращалось даже во время наименее благоприятной ситуации на фронтах. В годы Великой Отечественной Войны, московская подземка пополнилась станциями: «Новокузнецкая», «Павелецкая», «Автозаводская», «Бауманская», «Электозаводская», «Семеновская» и «Партизанская».
К моменту смерти И. В. Сталина в 1953 году, московское метро насчитывало 21 станцию, многие из которых являлись шедеврами архитектуры. Так, на всемирной выставке 1939 года проект станции «Маяковская» получил гран-при.
Доминировавший в хрущевское десятилетие, тренд отказа от архитектурных излишеств во имя экономии коснулся и строительства московского метрополитена.
Введенная в строй осенью 1961 года, «Первомайская» стала первой из более, чем полсотни, построенных по одному и тому же типовому проекту, станций московского метро.
К 1991 московское метро насчитывало 148 станций.
Порожденный развалом СССР, экономический кризис начала 1990-х годов обусловил не только замедление строительства, но и существенно затруднил эксплуатацию существовавшей инфраструктуры московского метрополитена.
Тем не менее, население столицы росло, и это требовало развития метрополитена.
Во второй половине 1990-х годов московская подземка пополнилась 18 станциями.
В целях экономии средств, были предприняты два эксперимента: это строительство монорельса в районе ВДНХ и сооружение наземной – бутовской линии.
Сооружение надземного метрополитена обходится, примерно, в четыре раза дешевле классического, однако, шум, неэстетичный вид и необходимость очистки путей от снега во многом нивелируют данные преимущества.
В период с 2000 по 2010 годы московское метро пополнилось 27 станциями, в следующие десятилетие в строй было введено еще 87 станций, а в период с 2020 по 2025 - еще 29 станций.
Открытая в 1994 году, станция «Алтуфьево» стала первой – доступной инвалидам, на сегодня, под нужды людей с ограниченными возможностями адаптировано 42 станции московского метро.
26 декабря 2002 года была открыта первая, расположенная за пределами МКАД, станция «Бульвар Дмитрия Донского». Сегодня 29 станций московского метро находятся за пределами МКАД, пять из них расположены в подмосковных городах.
Подводя итог, можно отметить, что ввод в эксплуатацию московского метрополитена, как и последующее сооружение семи сталинских высоток явилось не только решением определенных – сугубо – утилитарных проблем, но и преображением Москвы из купеческого города в мегаполис будущего, столицу стремительно и всесторонне развивающегося государства, а это, вносило существенную лепту в формирование нового, устремленного в будущее и желающего постоянно развиваться, советского человека.
Свидетельство о публикации №225051400817