Пробуждение. Иркин Камень

Домой ехать совсем не хотелось и я предложила Ярославу посетить набережную.

-После всего произошедшего не хочу сидеть в четырех стенах.

Мужчина согласно кивнул.

-Я тоже подумал о том, что не хочу оставаться один после всего этого, но хотел предложить съездить на Каменку.

-Это такая речка?

Удивленный взгляд.

-Не знаешь, что такое Каменка?

-Нет.

-По другому ее еще называют Иркин Камень.

-Все равно не знаю.

-Странно. Местная, а не знаешь.

-Ярослав, сейчас получишь меж бровей! - пытаюсь изобразить раздражение.

-Сейчас это место находится в черте города, а в середине прошлого века там еще было пригородное село Каменка. Не спрашивай откуда такое название - не знаю. По преданию, жила в том селе некая Ирина, которая очень любила одного парня, а тот любил ее младшую сестру и они собирались пожениться. Эта Ирина часто приходила к тому камню и сидела там часами, мечтая о том, как любимый поймет, что поистине счастлив он будет только с ней.

-Она была чем-то лучше сестры?

Ярослав улыбается.

-Не торопи события! Девушка почему туда ходила? Потому что камень большой был и если сидеть на небольшом уступе со стороны леса, то со стороны села не видно, что там кто-то есть. Однажды погруженная в свои мысли она не услышала, что к камню с другой стороны подошли люди. Они, в свою очередь, не видели Ирину. Как и девушка, присели на уступ, чтобы их прикрывали кусты от лишних глаз и завели разговор.

-Ты, как истинный сказитель, - смеюсь я.

Тем временем, Ярослав продолжает:

-И вдруг в мысли Ирины прорвался чей-то шепот. Любопытство взяло верх и она прислушалась о чем там говорят. Слышно было плохо и не понятно кто именно говорит, но разобрала девушка несколько ключевых фраз из которых было понятно, что по ту сторону камня находятся мужчина и женщина, которые планируют на днях обогатиться за счет совхозной зарплаты. Раньше все просто было - кассир ехал в банк, получал зарплатные деньги и привозил.

-Слышала что-то такое, - соглашаюсь я.

-Ирина поняла только, что женщина попросится с кассиром в город и обратно (кто заподозрит хрупкую девушку, которая родилась и выросла в Каменке?) и в нужном месте попросит остановиться на минутку (якобы ей совсем плохо станет). Тут-то и выскочит из-за кустов ее напарник, закрывающий платком лицо.

-Он-то закроет лицо, а про нее-то все знают.

-Про то история умалчивает. Девушка сидела за камнем и дышала через раз, боясь быть обнаруженной. Стоило заговорщикам уйти, как она побежала в город, в милицию. Почему не в село, к участковому? Да потому что знала - тот и на свершившиеся факты не особо хочет реагировать, а уж о каком-то заговоре и слушать не станет.

Ярослав замолчал и я честно ждала, потому что видела - дорогу переходит женщина с головой ушедшая в телефон, а позади нее плетется малыш лет трех и все это происходит отнюдь не на пешеходном переходе. Как только они завершили переход, я спросила:

-Почему ты ничего не сказал ей?

Мужчина вздохнул.

-Я уже сталкивался с этой особой. Я ей про пешеходный переход, ребенка и телефон, а она обложила меня пятиэтажным, да еще и чуть с кулаками не кинулась.

Мы поехали дальше и я спросила:

-Что там дальше было?

-Много разных версий слышал о том, как развивались события, но все они сводятся к тому, что грабителей взяли в момент налета (не спрашивай, как так изловчились - не знаю). Угадай кто это был?

-Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы догадаться - это были сестра Ирины и их общий возлюбленный.

-Все верно. Село Каменка давно стало частью города и единственным напоминанием о его существовании остался камень, который еще называют Иркин Камень.

-Почему его не убрали?

-При застройке территории оказалось, что камень оказался на краю парка и его оставили. Почему - понятия не имею. Одни считают, что камень символизирует справедливость и честность, другие говорят, что это знак предательства (фактически Ирина сдала собственную сестру), третьи видят в нем неразделенную любовь.

-И что видишь в нем ты?

Ярослав улыбается.

-Честно? Я вижу там красивый пейзаж - не более.

Наверное, он более романтичен, чем я, потому что я не увидела в том месте ничего красивого. Достаточно крупный камень (кажется их еще валунами называют) торчит из земли. Чуть в стороне, аллея, зеленые насаждения, скамейки и все это посреди кирпичных джунглей. Я бы еще поняла, если был вид на реку или горы, а так...

Впрочем, все это я заметила вскользь (может потому и не разглядела красоту?), мое внимание, практически стазу привлекла старушка на ближайшей к камню скамеечке. На вид ей было около семидесяти. Пожилая женщина сидела низко опустив плечи и с грустью смотрела на камень.

Изначально я подумала, что она вспоминает молодые годы. Возможно, когда-то у этого камня она встречалась с молодым человеком.

И тут я уловила ее мысли:

-Почему вы обе молчали столько лет? Наши жизни, наши взаимоотношения могли сложиться иначе.

Почти одновременно, я начинаю видеть, что по обе стороны от старушки сидят две похожие друг на друга женщины.

Одна из них говорит:

-Я не хотела, чтобы мое прошлое отразилось на твоем будущем.

И тут же вторая:

-А я боялась, что, узнав правду, ты возненавидишь меня.

Они замечают меня, встают и подходят.

-Ты видишь нас?

-Вижу и слышу.

-Скажи нашей дочери, что мы молчали, желая ей добра.

-Так чья она все-таки дочь?

Одна из женщин показывает на себя.

-Я ее родила.

Вторая показывает на себя.

-Я ее воспитала.

И тут меня осеняет:

-Так вы Ирина и... не знаю, как звали ее сестру.

-А я Людмила.

-Ярослав ничего не рассказывал мне о ребенке...

-Потому что о дочери мало кто знал. - Берет слово Людмила. -Когда нас арестовали, я была на третьем месяце беременности. Иришка забрала доченьку сразу после рождения и переписала на себя. Не заезжая в Каменку, она уехала жить к тетке на Урал и вернулась в родные края только когда Любаше исполнилось четырнадцать лет. Никто не связал ее со мной.

-Для всех, Любашу я родила от первого мужа, с которым развелась еще до рождения дочери, - улыбается Ирина.

-А он был?

-Кто?

-Этот муж.

-Нет, конечно. Правды не знал даже мой муж, с которым мы сошлись, когда доченьке четыре года было. Правду я ему сказала только перед смертью. Боялась обидеть так и не сказав.

-Как дочь узнала правду?

Людмила вздыхает.

-Я сказала после похорон Ирины, но Любочка мне не поверила. Тогда отец (тот кого она с детства называла отцом) подтвердил, что Ира перед уходом поведала ей ту же историю.

Она опустила глаза.

-Уход сестры или волнение от разговора с дочерью на меня так подействовали, а может просто время пришло, да только после нашего разговора я легла спать и не проснулась больше. Мы так и не успели толком поговорить.

-Можно вопрос? - не выдержала я.

-Конечно.

-Почему вы решили ограбить кассира?

-Любашин отец так сладко пел про красивую жизнь после того, как появятся деньги, что я развесила уши и повелась на его разговоры. Позже, на следствии, он признался, что не собирался ни жить со мной, ни делиться. Он хотел облапошить меня и скрыться с деньгами. Я-то по любому должна была попасть под подозрение - по моей же вине автомобиль остановился в нужном месте.

Ирина умоляюще смотрит на меня.

-Только не рассказывай об этом Любаше. Пусть для нее все будет, как было.

-А как для нее было?

-Я рассказала мужу, что сестра попала в плохую компанию и ее осудили, там и родилась девочка, которую я тут же удочерила.

-И я не вдавалась в подробности (да Любаша и не спрашивала). Просто сказала, что жизнь сложилась так, что я получила срок и там родила.

-Она не спрашивала об отце?

-В тот день ей было не до того, а потом и спрашивать не у кого было.

Я заметила, что пожилая женщина встала со скамейки и удаляется от камня.

-Мне следует поспешить, чтобы сказать ей...

Беру за руку Ярослава.

-Нам нужно кое-что передать вон той старушке.

Мы догоняем ее.

-Любовь ... простите, не знаю, как по отчеству?

-Да. Откуда вы знаете? Что вам нужно?

-Меня просто попросили передать вам, что мама Люда не хотела, чтобы ее прошлое отразилось на вашем будущем, а мама Ира боялась, что вы возненавидите ее.

-Почему? За что я должна была ненавидеть? - спросила собеседница.

Благодаря подсказкам Ярослава и двух призрачных женщин, рассказала ей как было дело.

-Кто вы? Откуда вы все это знаете?

- Мы люди, которых попросили рассказать вам правду.
Мы с Ярославом не виделись всего два дня, но было такое чувство, будто прошла вечность, потому когда он позвонил во вторник после работы и спросил может ли прийти ко мне просто так в гости я с радостью согласилась.

Мужчина пришел с пакетом фруктов.

-Я подумал, что ты не захочешь наедаться на ночь глядя, но и сидеть просто так не интересно, а так будем поедать фруктики и общаться.

Не взирая на внутреннюю радость от того, что Ярослав пришел в гости, разговор не клеился. Он не знал о чем говорить и я не знала, что такое сказать, чтобы общение заладилось.

-Может телевизор посмотрим? - предложила я не зная, чем занять гостя. - Я правда не большой любитель этого дела...

-И я, - согласился со мной Ярослав. А у тебя есть фотографии? Обожаю смотреть фотографии.

-Только в телефоне, да и тех не много.

-А у меня дома есть целых два альбома со старыми фотографиями. Один мне мама отдала, когда почувствовала, что ей не так много осталось, а второй ты достала с чердака.

-Пойдем к тебе смотреть фотографии?

-А ты не против?

-Нет. Я тоже люблю смотреть старые фотографии. Может быть мы увидим там что-то интересное, чего не замечали ранее?

Первым он взял в руки альбом, который привез от Ольги.

-Откровенно говоря, я так и не добрался изучить их. Я хоть и люблю рассматривать старые фотографии, но для этого нужен специальный настрой.

Ярослав открыл альбом и мы увидели на первой странице странное фото, где возле какого-то деревянного здания стоит группа людей. Судя по всему, фото сделано в начале прошлого века, возможно до революции.

Публика на фото настолько разношерстная, что не понятно, каким образом они оказались на одном снимке.

Не взирая на то, что фото пожелтело от времени, можно легко увидеть, что собравшиеся вместе люди примерно одного возраста (+- 5-7 лет), но разных социальных слоев. Одни стоят в сапогах, другие в лаптях, а женщины и вовсе босые.

Ярослав перевернул фото и прочитал:

-Четвертый справа - Трифон Макарович Хлебников. Мой прадед.

Указанный человек стоял в подпоясанной веревкой косоворотке, просторных штанах и кирзовых сапогах.

-Если сравнивать его с другими, то прадед твоей мамы был относительно состоявшимся человеком.

Мужчина качает головой.

-Я не знаю кто это писал, но подчерк не мамин.

-Может дядя Боря?

Вновь качает головой.

-Вспомни - у него буквы крупные и круглые, а здесь написано мелко и буквы немного заостренные.

-Точно! Раз фото в альбоме, значит на нем кто-то из твоих предков.

-А ты...

-Нет. Само не приходит, а просить я не стану. Зачем тревожить без надобности?

Ярослав перевернул страницу и мы увидели несколько снимков более поздних по времени.

Вот мужчина с того фото, но здесь ему около пятидесяти лет. Он важно восседает на стуле, рядом с ним женщина значительно моложе, а вокруг пятеро разновозрастных детей.

Фото подписано:

Трифон Макарович Хлебников с супругой Анастасией и детьми Потапом, Николаем, Прохором, Филимоном и Анастасией

-Вот! - радостно выкрикивает Ярослав. - Анастасия - это мамина бабушка.

-Уже что-то начинает проясняться.

Дальше следует ряд снимков, которые никто не подписал, а мы не смогли идентифицировать людей на них просто потому что не имели представления кто это может быть и каким образом связаны эти люди с семьей Ярослава.

И вдруг до боли знакомое фото. Где-то я уже видела его и не однократно. Но где? Не у Ольги на чердаке точно - там я не вглядывалась в фотографии в альбоме.

-Чем тебя заинтересовал этот снимок? - насторожился Ярослав.

-Не знаю. Такое чувство, что я видел его неоднократно, а вот где и когда - не помню.

Он вынимает фото и читает:

Мы с троюродной сестрой... уже и имени ее не помню. Виделись один раз, когда нам было по 14 или 15 лет.

-Точно! - почти кричу я. - Я видела это фото у бабушки! Она сказала практически так же, как там написано. Они с родителями навещали кого-то из дальних родственников и там сделали фото. Бабуля так же сказала: "Я и имени-то ее не помню. Какая-то троюродная сестра, которую я видела всего один раз".

Ярослав разочарованно спрашивает:

-Получается, что мы с тобой родственники?

Смеюсь.

-Судя по голосу, ты не рад этому?

Мнется.

-Вообще-то, если честно, ты меня больше заинтересовала, как женщина, нежели, как родственница.

-Ярик, ты тоже интересен мне, как мужчина. А родственные связи... Сам подумай: наши бабушки были троюродными сестрами. Они вступили в брак и родили наших мам - кровь разбавилась еще сильнее и родство отдалилось. Наши мамы родили нас и разбавление крови стало еще сильнее...

-А родство еще дальше, - обрадовался Ярослав.

-Совершенно верно!

Мужчина вскочил.

-Даша, в таком случае, зачем откладывать на завтра то, что можно сделать сегодня? Нам не по пятнадцать лет, чтобы ходить вокруг да около. Нам с тобой хорошо вместе, теперь мы оба знаем, что не безразличны друг другу... выходи за меня замуж!

Все, что я смогла сделать, это рассмеяться и сказать:

-Романтика из тебя прет через край!

Он расстроился.

-Ты не согласна? Нам так хорошо вместе...

-Нам действительно хорошо вместе, но вот так сразу, с наскоку, без предвари...

Договорить Ярослав мне не дал, закрыв рот поцелуем...

***

-А теперь согласна?

-Согласна!

Конец!

 


Рецензии