Избиение младенцев в Библии

 

               1.Практика детоубийства в древних культурах

      Детоубийство (инфантицид) широко практиковалось во многих древних  культурах как средство регулирования рождаемости. Наиболее ранние примеры систематического  детоубийства относятся ещё к каменному веку.  Процент детоубийств от общего числа рождений в период неолита составлял от 15 % до 50 %.  Часто детей просто оставляли в безлюдных местах, где они умирали от истощения и гипотермии.
Избирательное детоубийство девочек было широко распространено в странах Азии, в частности, в Индии, Китае и Японии. Бедные семьи Индии часто избавлялись от «лишних» младенцев, выбрасывая их в Ганг под видом жертвоприношения.  Законодательно  эта традиция была запрещена лишь в XIX веке.
Традиция принесения детей в жертву существовала у майя, ацтеков, инков и др.  Особенно детские жертвоприношения были распространены на Ближнем Востоке, в частности, в Вавилонии, Финикии, Карфагене. Древние греки считали детские жертвоприношения варварством, однако, практика убийства новорождённых детей (особенно незаконнорождённых) была в Элладе нередка.  Иудейская религия строго воспрещала детоубийство и гневно порицала детские жертвоприношения, связывая их с крайними проявлениями языческого варварства и отпадения от истинного Бога.
Инфантицид обычно оправдывался тем, что новорождённый ещё не является полноценным человеком.

     Мотив избиения младенцев  существует в фольклоре и литературе самых разных народов.Поводом к массовому  детоубийству обычно оказывалось пророчество в отношении некоего «божественного ребёнка», говорящее об исходящей от него опасности для конкретного человека, страны или мира в целом. За этим следовало уничтожение всех детей, соответствующих критериям предсказания, либо другие жестокости, оправдываемые исходящей от этого ребёнка опасностью. Все жестокие меры не достигали своей цели. Приказ отдавал обычно правитель, опасающийся конкуренции. «Избиение младенцев» — это частый важный мотив, ассоциирующийся с рождением «спасителя».
               
                2 . «Избиение младенцев» в Новом Завете

     Избиение младенцев описывается только в Евангелии от Матфея (Мф 2:16)    .  Согласно евангельскому рассказу,царь Ирод уничтожал любого, кто, как он боялся, пытался свергнуть его с трона. Опасаясь, что  новорожденный «Царь иудейский» займет его трон, Ирод приказал убить в Вифлееме всех детей младше двух лет. По преданию было убито около четырнадцати тысяч младенцев.Иисус спасся благодаря бегству в Египет, куда Иосифу  повелел отправиться явившийся ему во сне ангел.
Предание об избиении младенцев отсутствуют в нехристианских источниках.  Некоторые ученые рассматривают   предание как  агиографию и считают, что эта история -придуманное исполнение древнего пророчества . Сообщая о резне младенцев, евангелист  ссылается на пророка Иеремию:
"Тогда сбылось речённое через пророка Иеремию(Иер 31:15), который говорит:
 «глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет»".( Мф 2:17-18).  Можно предположить, что  цель евангелиста-представить Иисуса как Мессию, а казнь младенцев как исполнение пророчеств Осии и Иеремии.  Образцом для предания послужил рассказ о  рождении и спасении Моисея и приказе фараона об убийстве первенцев евреев в книге "Исход".
………………………………..
См.http://proza.ru/2024/04/14/1638
Избиение младенцев и бегство в Египет
http://proza.ru/2024/04/18/1723 "Историки о легендах рождения и детства Иисуса"

                3.Избиение  младенцев в Ветхом Завете
         Истребление детей израильтян в Египте по приказу  фараона

     Согласно Библии,израильтяне пребывали в Египте 400 или 430 лет ( Быт 15:13; Исх. 12:40). Со временем они стали так многочисленны и сильны, что заполнили всю землю Гошен.Фараон сказал своим людям: «Смотрите, израильтяне превосходят нас и числом, и силой. Давайте поступим предусмотрительно, чтобы не стало их еще больше. Случись война, они могут примкнуть к нашим врагам и сражаться против нас. А затем они уйдут из стран». Фараон повелел изнурять израильтян тяжелым рабским трудом и жестоким обращением,НО чем больше угнетали израильтян, тем больше их становилось и тем дальше распространялись они по стране. Когда фараон увидел, что принятые им меры не в состоянии ослабить молодой народ, он «приказал всему народу своему бросать в Нил каждого новорожденного сына евреев, а дочерей их позволил оставлять в живых.»( Исх 1:9-22).
       В это время рождается будущий вождь и освободитель еврейского народа Моисей. Мать Моисея , чтобы спасти его от убийства, положила трехмесячного сына в просмоленную корзину и пустила по водам Нила под присмотром своей дочери. Младенца нашла дочь фараона и взяла в свой дом. История Моисея считается примером мифа о герое, спасшемся от избиения младенцев.

        Истребление египетских первенцев . «Ожесточение сердца фараона»

      Одно из трудных для понимания мест Библии связано с Исходом евреев из Египта, сопровождавшимся  страшными бедствиями — «казнями Египетскими».  Моисей именем Бога  просил фараона отпустить его народ, обещая , что в противном случае Бог накажет Египет.  Фараон отказывал, и тогда на Египет были обрушены  десять   "казней" .  Десятая казнь была страшнее всех предыдущих вместе взятых: «В полночь Господь поразил всех первенцев в земле Египетской, от первенца фараона, сидевшего на престоле своём, до первенца узника, находившегося в темнице, и всё первородное из скота» (Исх.12:29).
После того, как в Египте за одну ночь умерли все первенцы (за исключением еврейских, так как они по предупреждению покрыли кровью ягнят дверные проёмы, чтобы их миновала участь египтян), фараон сдался и разрешил евреям покинуть Египет. Так начался Исход.
       Бог несколько раз повторял через Моисея свое  намерение: «Я «ожесточу сердце фараоново» ( в Синодальном переводе ); в современном переводе: «Я заставлю фараона упорствовать . Я явлю в Египте множество чудес и знамений,но фараон не станет вас слушать. И вот тогда Я заставлю Египет познать всю тяжесть руки Моей!»( Исх 7:3-4). Самому фараону в самый разгар десяти казней египетских Бог говорил: «Я сохранил тебя, чтобы показать на тебе силу Мою и чтобы возвещено было имя Моё по всей земле» (Исход 9:16).При этом правитель Египта несколько раз был готов отпустить евреев восвояси, однако, увидев, что беда миновала, снова менял свое решение, поскольку «ожесточил Бог сердце фараона, и не пожелал он отпустить их».
      Слова «ожесточу сердце», казалось бы, говорят о каком-то насильственном действии со стороны Бога, которое лишает фараона свободного волеизъявления.
Кажется несправедливым, что Бог ожесточал сердце фараона, а затем наказывал его и египетский народ за его решения, принятые с таким «ожесточенным» сердцем.Только ли "собственное" зло возбуждало  упрямство и неповиновение  фараона, или он не мог противиться "ожесточению" его сердца Богом и был лишь марионеткой в Его руках?
      Тема «ожесточения» сердца фараона (Исх. 4:21; 14:17; Рим. 9:6-24) является одной из краеугольных в концепции теологического фатализма. От определения виновности Бога в поступках фараона зависит понимание свободы людей, возможности их спасения. Ведь если сердце делалось жестоким исключительно из-за действия  Господа, то решения фараона были детерминированы свыше, что во-первых, снимает реальную ответственность с фараона, а во-вторых, определяет Бога как тирана, единолично управляющего всеми процессами, происходящими во вселенной.
У каждого человека должна быть свобода выбора. Только если человек  реально способен решить, как ему следует поступить, он может нести ответственность за свой выбор и заслужить за него награду или наказание. Если же фараон был лишен этого выбора и действовал  как бы под гипнозом, его судить нельзя.
     Фараон находился под колоссальным давлением: на его страну  обрушивались одна за другой казни, вызывающие катастрофические разрушения  и делающие невозможной нормальную жизнь. Это должно было заставить фараона отпустить евреев, но Бог  «ожесточил» его сердце, т.е. сделал «твердым», нечувствительным к этому давлению. Фараон должен был самостоятельно решить, что делать с евреями, руководствуясь собственной логикой и чувствами, как будто никто не давил на него и все зависело только от  него самого. Таким образом, на самом деле, «ожесточение сердца» не лишало фараона выбора, напротив,вернуло ему возможность СОБСТВЕННОГО выбора!  Виновником этого « ожесточенного» состояния был сам фараон, поскольку в силу своей гордости и своекорыстия не хотел подчиниться признаваемой им самим и его окружающими высшей божественной воле (Исх. 8:19; Исх. 9:27).
Во-первых, фараон не был невинным или благочестивым человеком. Он был жестоким диктатором, ответственным за ужасное насилие и угнетение израильтян.  Предыдущий фараон , или, возможно, даже тот самый фараон  приказал убивать израильских младенцев мужского пола при рождении (Исход 1:16). Фараон, сердце которого Бог ожесточал, являлся злым человеком, и народ, которым он правил, соглашался, или, по крайней мере, не возражал против его злых поступков.
Во-вторых, перед первыми несколькими  казнями фараон сам ожесточал свое сердце, не позволив израильтянам уйти. «Фараон упорствовал» (Исход 7:13, 22; 8:19),но  увидев, что беда миновала, "снова  начинал  упрямиться" (Исход 8:32). Фараон мог спасти Египет от всех казней, если бы сам не упорствовал. Бог давал фараону все более серьезные предупреждения о судах, которые должны были произойти, но  фараон был упрям и жесток и имел свободу выбора своих решений,почитая себя самого за божество.

                4.  Массовые убийства   детей в Ханаане


     Согласно библейским сообщениям, Моисей первоначально не имел намерений воевать с народами, стоявшими на пути к обетованной земле. Из пустыни он послал посольство к Сигону, королю Есевона, с просьбой пройти по его земле, Моисей был готов заплатить за пищу и питьё серебром (Втор. 2:27-29).
Но царь Есевона не только не позволил пройти через свою землю, но собрал весь народ и напал на израильтян, кочующих в пустыне(Числа 21:22).
Возможно, именно с этого момента Моисей и его последователь Иисус Навин, избрали кардинально другую тактику:не миром, но войной, огнём и мечом выжигать и истреблять все враждебно настроенные народы, превосходящие числом народ Израиля, сеять страх, ужас и панику, которые лишают противника возможности достойно сопротивляться. «С сего дня Я начну распространять страх и ужас пред тобою на народы под всем небом; те, которые услышат о тебе, вострепещут и ужаснутся тебя»- обещает Всевышний (Втор. 2:24-25).И действительно, судя по Писанию, народы ужаснулись, так как пленных не брали, не щадили ни стариков, ни женщин, ни даже детей, лишь в некоторых случаях забирали скот.
"И призвал Моисей Иисуса и пред очами всех Израильтян сказал ему: будь тверд и мужествен, ибо ты войдешь с народом сим в землю, которую Господь клялся отцам его дать ему, и ты разделишь ее на уделы ему; Господь Сам пойдет пред тобою, Сам будет с тобою, не отступит от тебя и не оставит тебя, не бойся и не ужасайся» (Втор. 31:3-7).  «Когда введет тебя Господь, Бог твой, в землю, в которую ты идешь, чтоб овладеть ею, и изгонит от лица твоего  народы, которые многочисленнее и сильнее тебя, и предаст их тебе Господь, Бог твой, и поразишь их, тогда предай их заклятию, не вступай с ними в союз и не щади их; и не вступай с ними в родство: дочери твоей не отдавай за сына его, и дочери его не бери за сына твоего; ибо они отвратят сынов твоих от Меня, чтобы служить иным богам, и тогда воспламенится на вас гнев Господа, и Он скоро истребит тебя.(Втор. 7:1-6)
В вышеприведённых строках объясняется причина столь жестокого поведения и причина заклятия: обычаи, законы и верования  истребляемых народов —  искушение, сеть в которую попадает избранный народ , но народ этот – духовно слаб, поэтому следует убрать причину искушения.
     Заклятие или заклятое  ("Херем")  означает посвящённое в жертву божеству.
«Только все заклятое...есть великая святыня Господня; оно должно быть предано смерти» (Левит 27:28-29). Заклятие напоминает акт человеческих жертвоприношений, только не близких, а врагов. Заклятие также являлось особым признаком богопочитания, так как пленных не использовали для нужд победителя. Мужчины не служили в качестве бесплатной рабочей силы, женщин не употребляли для домашней работы. Лишь в некоторых случаях, женщин, вернее, девственниц,  оставляли в живых:
«Так убейте всех детей мужеского пола, и всех женщин, познавших мужа на мужеском ложе, убейте;  а всех детей женского пола, которые не познали мужеского ложа, оставьте в живых для себя» (Числа 31:17-18).
С исторической стороны это вполне убедительно; потому что в той стране, которая вскоре должна была перейти во владение израильтян, конечно, надлежало истребить мужский пол, так как он в короткое время достиг бы зрелого возраста и силы и сделался бы враждебным народу Израильскому;  вместе с мужчинами следовало истребить и женский пол, так как он сделался причиной соблазна и, если бы остался цел, вероятно, снова стал бы тем же.Девственницы, будучи «нетронутыми», могли войти в израильское общество через замужество (Суд. 21:11,12). Не исключено, что они были порабощены или использованы в качестве наложниц. Очевидно, эти молодые женщины не участвовали в совращении израильтян на поклонение Ваал–Фегору(Чис. 25).
Др. словами,мальчики рассматривались как вероятные продолжатели жизни своих отцов. Женщины, «познавшие мужа на мужеском ложе», — как постоянная возможность соблазна для евреев повторить свое ситтимское увлечение (Чис. 25)

          В 1 Цар. 15: 3-3  написано:«теперь иди и порази Амалика  и истреби все, что у него;  и не давай пощады ему, но предай смерти от мужа до жены, от отрока до грудного младенца, от вола до овцы, от верблюда до осла.»
«Истреби все». Это выражение означает полное посвящение чего-либо или кого-либо Господу; в военное время посвящение производилось посредством уничтожения ( Исх. 14-16; Втор. 25,17-19) от мужа до жены, от отрока до грудного младенца.
Что плохого в глазах Бога сделал Амалик? Он напал неожиданно сзади на всех ослабевших и уставших от перехода по пустыне израильтян и убил их ( Второз.25:18), чем нарушил важные принципы Создателя (Притчи3:29, Левит19:13, 14, Амос3:7)

        Вернёмся к «херему». Заклятие существовало среди других народов, оно внушало страх и ужас, так как не давало шанса на спасение.
«Так скажите Езекии, царю Иудейскому: пусть не обманывает тебя Бог твой, на Которого ты уповаешь, думая: «не будет отдан Иерусалим в руки царя Ассирийского». Ведь ты слышал, что сделали цари Ассирийские со всеми землями, положив на них заклятие, — и ты ли уцелеешь?» (4-Царств 19:10-11).
..................
См.
"Трудные вопросы Библии. Ханаанские войны" http://proza.ru/2025/04/22/1277
"Ветхозаветная жестокость. Обсуждение"http://proza.ru/2025/05/31/1403


Рецензии
Да,- ЖЕСТОКие места' в Библии
как раз и развязывают руки
нынешней власти Израиля.....
......И наверное..........,-
давно-и-постоянно такими ссылками
на жестокость Ветхого и Нового
Заветов развязывают руки власти Израиля,
как и многим проукро-хунто-бандеро-
.........АНТИавраамникам.........,
орущим в заметках "$$ало Хунтаїне"...

Артур Живаго   21.06.2025 22:11     Заявить о нарушении