За гранью самозащиты

(о магическом действии некоторых сериалов)

Совершенно неожиданно выпал «шанс» увидеть то, о чем и не мечтали! И всю неделю смотрели все 4 сезона «Мост», от первого кадра и до последнего, и не смогли оторваться! Будто почти сразу «застыли и примагнитились» к тому, что было очень актуально и без тени фальши! И возможно спустя какое-то время на паузу появится новое «притяжение» для нового просмотра! Ведь при повторном просмотре начинаешь замечать то, что не заметил в 1-й раз...
Но не все зрители могут смотреть часами подряд детективные сериалы про маньяков и убийства, про мистические события в неких «городках или королевствах». Испытывать и переживать по 8 часов кряду и более одни лишь негативные эмоции — это тяжело. Находясь в состоянии шока под каким-то магическим действием отличного сериала, в какой-то момент вдруг как бы «пробуждаешься от этого страшного сна-шока» и понимаешь, что сила воздействия увиденного втянула тебя в мир, из которого не выйти, пока не узнаешь, чем всё это кончится. Это как в ситуации с романом М.Булгакова «Мастер и Маргарита», который читается всего за одну ночь (8 часов!) с тем же магическим притяжением к сюжету. И не всем нравится то, что они увидели. Некоторые сериалы просто «не по зубам» тем, кто их смотрит, и после первых серий эти души сразу отказываются от просмотра, не имея своей «высшей планки»...
И в этом смысле главная героиня «Моста» Сага Норен — женщина со своей «высшей планкой», у которой, несмотря на её «роботизированное» поведение, эту маску отстраненности и защиты своей ранимой сути, волею судьбы пребывающей в мире преступности, где она чувствует себя как «золотая рыбка» в море. И поэтому она не хочет покидать это, пока «комфортное для неё море». Но всё же у неё есть свои устойчивые ценности, которые она может приоткрыть только тем, кто соответствует её «высшей планке»... А все остальные — за гранью её самозащиты...
Многие российские сериалы весьма далеки от уровня качества скандинавских. И всё же порой иной наш сериал начинаешь смотреть и автоматически сравнивать, если он после первых 10 минут просмотра не вызывает чувства фальши и отторжения.
У нас тоже есть достаточно жизненные и неплохие детективные сериалы: «Местро встречи изменить нельзя», «Тайны следствия», «Каменская», «Метод», «Триггер», «Противостояние» (новая версия). Все они созданы на основе реальных дел, по сценариям от писателей, заполучивших сюжеты из архивов, или от самих следователей по особо важным делам. И поэтому смотрятся без отторжения и чувства фальши.
И никого не волнует, каким было детство или юность у Глеба Жеглова и Володи Шарапова, или у Каменской и Марь Сергевны Швецовой. Понятно и без дополнительной, «не существующей в природе серии», что у одних трудное, а у других более светлое. Но так или иначе, все эти герои и героини стали лидерами во взрослой жизни, и видимо потому, что были лидерами с детства... Главное здесь то, что они со своими «крутыми» замашками и «волнистыми характерами» несут в мир, где они живут и работают и любят, большое Добро, и почти всегда способны дать отпор негативу и победить Зло...
И тогда в процессе просмотра или после завершения сериала возникают вполне закономерные вопросы.
1. Сколько людей пало жертвами маньяков и экзотеррористов за все сезоны сериала «Мост»?
2. Сколько всякой «швали в законе» из ОПГ, бандформирований и террористов перебил главный герой секретного подразделения 0-18 Олег Рубцов из российского сериала «Пилигрим» за 3 сезона своих странствий?
3. Соответствует ли кинематографическая криминальная обстановка в киношных городах реальной и насколько?
Ответы на эти вопросы могут помочь понять, какой из современных детективных сериалов наиболее «кровожадный» и способен зомбировать зрителей на агрессию и преступные деяния.
*   *   *
Прикинем. За 2 сезона по 8 серий «Пилигрима» в каждой серии было убито примерно по 10-15 бандитов с огнестрельным оружием, то получается, что 160–240 бандитов. В 3-м сезоне, который пока не показывали по ТВ, тоже вероятно не меньше 100 злодеев погибли от руки Пилигрима...
И при этом современный народный мститель, самурай-одиночка Пилигрим типа новый и справедливый Робин Гуд убийцей себя не считает и никаких мук совести не испытывает. Всё-таки кровавый сериал...
В сериале «Мост» за 4 сезона жертвами маньяков и экзотеррористов стало примерно 80 человек. И этот сериал тоже страдает от количества крови… Но здесь ужас происходящего в десятки раз сильнее, чем какая-то полуреальная лубочно-комиксовая «бойня № 5» в «Пилигриме»...
В сериале «Метод» во всех сериях в самом начале есть цитаты-эпиграфы, и они отражают всю философию преступников и следователя.
«Думаешь, я монстр? Такой же человек, как ты. Просто осмелился!»
«Убив одного, становишься преступником, убив миллионы — героем».
За 2 сезона в 31 серии были убиты свыше 40 человек… И вот после просмотра вы думаете — «все серии на основе реальных дел. Кровожадный или нет?»
Думается, что кинематографическая «криминальная обстановка» в киногородах весьма далека от реальной статистики, которая далеко не всегда озвучивается правоохранительными органами…
*   *   *
Полагаю, что все, кто смотрит сложное кино, однажды поставят себе «планку качества» для оценки всех иных фильмов и сериалов. И в этом отношении сериал «Мост» как раз и является такой «очень высокой планкой» в 200 баллов из 100 возможных. Конечно, существуют и иные «высшие планки» — с лучших фильмов мэтров европейского и американского кино, например, фильмы великого Ч.Чаплина, «Скромное обаяние буржуазии» Л.Бунюэля, «Маленький Будда» Б.Бертолуччи, «Искусственный разум» С.Спилберга, «Фавориты луны» О.Иоселиани, «Амаркорд» Ф.Феллини, «Гибель богов» М.Антониони, «Королевство-1,2» Л. фон Триера, «Твин Пикс» Д.Линча, «Шерлок» Б.Карона, К.Гидройка и др., «Карнавал» Р.Гарсиа, Дж.Подесва и еще свыше 500 фильмов корифеев Синема! И все они — мощное кино и сериалы на все времена, которые без каких-либо спецэффектов способны совершить новую «октябрьскую революцию» в кинематографе...

© A.Tarnovsky, 2025


Рецензии