Бусидо Нитобэ
Какая причина заставляла убивать ребёнка врага, если враг уже повержен? Кровная месть, повзрослев, этот ребёнок будет за братьев мстить. Кланы, часто родственные, рулили в общественной жизни. Найти рациональное зерно в это игре жизни и смерти очень трудно, но автор книги «Бусидо душа Японии» Инадзо Нитобэ находит в японской этике много плюсов. Человеку не надо задумываться, действуя по программе военной доктрины. Совершая сепуку, он режет низ живота, а там возможно находится душа (Нитобэ), и самурай выпускает душу на свободу из плена обстоятельств. Я, думаю, что живот выбран по другой причине, ибо придерживаясь технологии вскрытия, анатомически там получается сто процентная гарантия. Даже если пострадавший сразу не умрёт, разрезанные внутренности, на том уровне медицины, это верная смерть. Когда я писал эту статью, то пересмотрел популярный фильм "Последний самурай". Где гл. герой, военный алкоголик попадает в плен к японским самураям, бросает пить и становится самураем. Так на гражданке его муки совести терзали за убитых «мирных», а тут оказалось, что у индейцев нет мирных, у самураев никаких мук совести, и герой в этой обстановке обрёл себя, бросил пить. Живёт с женой убитого им самурая, дети довольны и жена, сила гипноза победила всё. Правда самих самураев победили прагматичные торгаши, но это уже издержки практики, и духа они не касаются.
Свои подарки и жертвы самурай оценивает духом, а силу почтением. Торговцы у них никогда уважением не пользовались и котировались ниже крестьян. Вспомним Тараса Бульбу малороссийского сказочного самурая, банда которого топила торговцев евреев. Так вот, не любителям евреев я скажу, что не было у гоголевских казаков других организованных снабженцев, и любого неорганизованного торгаша могла постигнуть участь прочих. Самураи не марали руки торговлей, когда было желание, они тратили добытое, не было, отбирали, смотря по обстановке. Только после зарождения капитализма появилась торговая этика, которая правда в среде торговцев существовала всегда, но это знали только сами купцы. У некоторых купцов даже язык свой был, так появилась воровская феня из языка курьеров древнего валдсберис.
Бусидо был во всех армиях мира и тем более на флоте. Даже пираты назначали камикадзе в сюжете приключений. Сами взорвали Корейца, нами потоплен Варяг. Бусидо Красной армии возник именно из этой тактики – И как один умрём в борьбе за Это. Красный бусидо забыт, не от того, что не достроили коммунизм, а от того, что ушли красные самураи. Бусидо жив в своей новой версии с мавиками и гранатомётами.
Но не будем о грустном. «К причинам по сравнению, с которыми стоило жертвовать любой жизнью, относился долг верности, являющийся краеугольным камнем, на котором покоилась симметричная арка феодальных добродетелей» (Нитобэ). Российская империя поверглась, когда покачнулась эта арка, когда принц Николай будущий Второй был атакован катаной японского полицейского и спасен принцем швейцарским. Папа принца Саша не придал значения такому пустяку. Представим обратное, если бы принца страны Солнца рубанул наш полицейский, тогда война была бы неизбежна, по законам самурайской этики. Саша и Коля забыли эту этику, и наша империя пала.
Честь, которая в кодексе самурая занимает центральное место, является общественным гарантом кредита, который общество выдаёт каждому самураю. Этот кредит возможность распоряжаться жизнью и состоянием практически любого члена этого общества, какие ещё могут быть гаранты у такого кредита кроме самой жизни. И дальше каждый самурай, или даже каждый японец интерпретировал понятие чести до индивидуальных поступков иногда здраво иногда глупо.
Каждая успешное предприятие и модель автопрома, авиации и парфюмерии, которые носят имя создателя предприятия, или гл. конструктора, это тоже Бусидо, и честь, качество предприятий совершенно различны для разных случаев. Вот мы хотим построить коммунизм, и что там не будет креатива, кредита, чести и Бусидо? А зачем нам такой коммунизм?
Мистер Малок в книге «Аристократия и эволюция» красноречиво показывает, что социальная эволюция может быть определена как неожиданный результат действий великих людей, дерзновение их духа. (Нитобэ). Действия самураев отличаются быстротой и решительностью, и когда Красные самураи хотели построить коммунизм, они его построили сразу, просто военный вариант коммунизма. Когда меня пытаются обвинить в нападках на наше революционное прошлое, я оправдаюсь тем, что признаю наследие, но и оппоненты признайте, что это наследие самураев. Такое же наследие, военную практику мы имеем в лице Чингисхана с подданными монголами не рабами, Наполеона с его перманентной войной, в виде Че Гевары и Фиделя Кастро, в виде Ким Ир Сена, Оцеолы, Нельсона, Манделы и Чингачгука. Причём наши самураи никак ни чудней, скажем китайских хунвейбинов, и учение самурая Мао охватило умы не меньшего числа последователей, чем диалектика Ленина. То в какой степени дух Бусидо пропитал все социальные классы, проявилось в возникновении типа людей известных как отоко-дато, естественных вождей демократии (Нитобэ). Писавший эту книгу ещё до военного расцвета и ядерного заката Японской империи, Нитобэ считал, что японцы впитали от мировой цивилизации всё самое лучшее через призму Бусидо… Можно считать, что Бусидо или подобная ей идеологическая доктрина, во-первых похожа на религию (что подтверждает Нитобэ), во-вторых религия и Бусидо могут быть направлены на воспитание масс, но не на построение государства. Современное государство не должно быть построено по средневековым лекалам и религиозным догмам.
Свидетельство о публикации №225051501467